Предприимчивость – двигатель прогресса. С этим утверждением трудно не согласиться. Благодаря именно этому качеству молодых предпринимателей, в селе Жармухамбет Ельтайского сельского округа стал действовать самый крупный в городе Алматы и Алматинской области завод по переработке уже вышедших из употребления автомобильных шин. Символично и его название – ТОО «Q-Recycling». Хотя предприятие открылось совсем недавно – 6 июля текущего года и делает свои первые шаги, от его деятельности ожидается большой эффект – как для экономики, так и для оставляющей желать лучшего экологии.
Собственно, проблема переработки шин находится на поверхности – в прямом и в переносном смысле. Отработанные и уже никому не нужные лежат они вдоль дорог или на мусорных свалках. Именно это и подтолкнуло наладить их утилизацию и переработку, тем самым, оказав поддержку обществу и государству.
И действительно, количество автомобилей на дорогах страны растет с каждым днем. Вместе с тем увеличивается опасность для окружающей среды, для здоровья граждан. Речь идет не только о выхлопных газах, но и о шинах. При эксплуатации «авто» они довольно быстро изнашиваются и выделяют высокотоксичную пыль, которая при вдыхании может привести к онкологии. Причем, содержание химических веществ в микрочастицах автошин гораздо выше, чем в выхлопных газах от автомобильного двигателя. К тому же резина, из которой они изготавливаются, не поддается биологическому разложению, и горы шин десятилетиями хранятся на полигонах, занимая много места. В земле резина разлагается более ста лет, загрязняя почву, а грунтовые воды вымывают из нее токсины и канцерогенные вещества. При горении же из резины выделяются копоть и сернистая кислота. Вот и получается, что единственный выход в решении данной проблемы – утилизация.
Следует принять во внимание и тот факт, что ежегодно в масштабах республики образуется более ста тонн отработанных автошин. Непосредственно в Алматы и Алматинской области в течение года накапливается 20 тысяч тонн шин, в том числе 70 % – от легковых автомашин и 30 % – от грузовых. При этом их утилизация развита довольно слабо.
Из беседы с директором предприятия Жасуланом Сайкатовым удалось узнать, что традиционные технологии утилизации предусматривают лишь складирование изношенных шин на специально выделенных полигонах, либо их уничтожение путем сжигания. Однако с экономической точки зрения такой подход к решению проблемы недопустим. С одной стороны нерационально используются большие территории для хранения шин, а с другой – сжигается такое ценное сырье, как синтетический каучук, для изготовления которого требуется переработать немало дорогостоящих нефтепродуктов. К тому же, поскольку не в полной мере действуют законодательные нормы и не развита переработка, большинство предприятий и полигонов по захоронению твердых бытовых отходов не утилизируют шины должным образом. Так и появилась идея создать ТОО «Q-Recycling», специализирующееся исключительно на «чистой» переработке изношенных автомобильных шин без выбросов в окружающую среду. Ну, а прежде же чем наладить свое собственное производство, были изучены опыт и передовые технологии других стран.
ТОО «Q-Recycling» имеет производственный цех, оснащенный оборудованием по утилизации шин и резинотехнических изделий. Объем частных инвестиций составил 63 млн. тенге. Площадь арендуемого здания – три тысячи квадратных метров, а производственных помещений – одна тысяча квадратных метров. В процессе переработки автомобильных шин путем механического измельчения на заводе производят такой материал, как регенерат, или резиновую крошку, широко используемую при строительстве автомобильных дорог, детских площадок, футбольных полей. Производственная мощность предприятия – до 15 тысяч тонн в год. В целом планируется наладить три цикла – по производству резиновой крошки, антитравматического материала и модификаторов для добавления в асфальтобетонную смесь. Пока же здесь планируют выйти хотя бы на шесть тысяч тонн в год или 3,5 тонны в час. Трудятся на предприятии 24 человека при средней заработной плате 120 тысяч тенге. По мере увеличения производственных мощностей число рабочих мест вырастет до 70.
К слову сказать, было изучено несколько видов крошки. Наилучшие физико-механические и эксплуатационные свойства показала активированная резиновая крошка – АРК. Путем модификации битума и асфальтобетона можно значительно улучшить его свойства, а чтобы доказать это на практике, для проведения такого рода работ планируется на территории нашего района выделить небольшой экспериментальный участок. В частности, добавление АРК позволит увеличить интервал работоспособности битума на 30–50 %, предел его прочности при сжатии – на 25–45 %, а также повысить коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении – на 10–15 %. Кроме того, устойчивость к колееобразованию вырастет в 1,5–3,5 раза, а к низким температурам повысится на 5-6 градусов С. Вместе с тем удастся понизить водонасыщение на 10–20 %. К тому же АРК гораздо дешевле, чем дорогостоящие модификаторы, изготовленные на основе синтетических каучуков и эластомеров. Так можно улучшить свойства дорожного битума более дешевым способом, что принесет большую экономическую выгоду и по части затрат, и в вопросе улучшения качества дорожного полотна. При этом немаловажен целый ряд преимуществ: во-первых, не требуется изменять технологии производства и применения асфальтобетонной смеси; во-вторых, нет необходимости в предварительной модификации битума; в-третьих, не требуется сложное дополнительное оборудование.
Если говорить об улучшении качества дорог, то это снижение колееобразования, шумности покрытия, аварийности, образования водной пленки и гололеда; повышение сцепления колеса непосредственно с самим дорожным покрытием; предотвращение стекания битума, а также увеличение морозо-, водо-, трещиностойкости и прочности.
– Наличие государственной лицензии, высококвалифицированного персонала и самой современной спецтехники позволяет нам заниматься сбором и самостоятельно вывозить автошины к месту утилизации, – пояснил Жасулан Куанышович. – Одной из наиболее перспективных технологий утилизации изношенных покрышек является их вторичная переработка, позволяющая использовать старые шины в качестве сырья для изготовления новых покрышек и других резинотехнических изделий, дорожных и кровельных покрытий, добавок для бетона и тому подобного. Наше предприятие располагает достаточным количеством современного оборудования, хорошо подготовленного персонала для быстрой, качественной и, что немаловажно, совершенно безопасной для окружающей среды утилизации и переработки старых шин. Деятельность компании направлена на взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями любой формы собственности, с юридическими и физическими лицами. Наличие собственного производственного цеха позволяет значительно повысить качество предоставляемых услуг и снизить производственные затраты. Благодаря этому, мы всегда можем предложить своим клиентам самые выгодные условия на утилизацию изношенных шин, а гибкая ценовая политика дает возможность эффективно работать со всеми категориями заказчиков.
Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Ерлана АЛИАСКАРОВА.