Всего через какие-то три года народный фольклорно-этнографический ансамбль «Ақ әжелер» Жамбылского района Алматинской области отметит своё 40-летие. За это время он внес весомый вклад в сокровищницу нашей культуры. Стоит отметить и то, что голоса его солисток пополнили золотой фонд Казахского радио. О том, как всё начиналось, о победах и достижениях, об активной гастрольной деятельности ансамбля рассказала его бессменный руководитель, Заслуженный деятель культуры, Почетный гражданин Жамбылского района Алматинской области и Жуалинского района Жамбылской области Кумис Кемельбекова.
Жамбылский район
Две праздничные даты в судьбе «Ақ әжелер»
Со слов Кумис Пармашевны в истории «Ақ әжелер» можно отметить две особые даты, связанные с праздниками. К примеру, родился этот творческий коллектив 8 марта 1986 года – в Международный женский день, что, конечно же, очень даже символично, а начали узнавать о нем уже через два года – в дни празднования Наурыза. Тогда на побережье знаменитой реки Каргалы отмечали его жители сразу трех районов Алматинской области – Балхашского, Куртинского и Жамбылского. Выступления солисток «Ақ әжелер» коснулись многих участников празднества, после чего их заметили, о них стали говорить.
– Изначально мы создали ансамбль при совхозе «Дегерес» Жамбылского района, – вспоминает Кумис Пармашевна. – Поскольку сельский клуб тогда бездействовал, не отапливался, наши самые первые репетиции проходили на дому. Спонсоров не было. Вместе со стоявшими у истоков бабушками-певуньями мы сами себе сшили казахские национальные костюмы и стали понемногу выступать. А известность пришла уже сама собой.
Как жамбылские бабушки Москву покоряли
После звездного для «Ақ әжелер» Наурыза Министерство культуры Казахской ССР направило солисток ансамбля в Москву – защищать честь республики на Всесоюзном конкурсе народного творчества. Вернулись они оттуда знаменитыми.
– Было это в декабре 1989 года, – вспоминает моя собеседница. – В Москву приехали мы 3 декабря, а уехали – 13-го. Причем, готовились от души, продумали всё до мелочей. К примеру, взяли с собой мяса, чтобы накрыть дастархан. Иначе мы просто не могли, ведь щедрость и гостеприимство у казахов в крови. На конкурсе же продемонстрировали наши старинные обряды «кыз-узату», то есть «проводы невесты», и «бесик той» – праздник укладывания младенца в нашу национальную колыбель (бесик). В традиционных казахских семьях проводят его на пятнадцатый день рождения ребенка. Оба обряда очень понравились и строгому жюри, и зрителям. Так мы и стали победителями. Это был наш первый большой успех.
Лисья шкура для Анны Чекановска из Варшавы
Рассказала Кумис Пармашевна и о том, что в Москве, на Всесоюзном конкурсе народного творчества, на них обратила внимание ректор одного из варшавских университетов, исследователь, музыковед, большой знаток и собиратель народного фольклора Анна Чекановска. Эти казахские бабушки так запали ей в душу, что она взяла да приехала к ним на Родину, чтобы записать их песни и потом рассказывать о них по всему миру – там, где она выступала с лекциями.
– Вместе с Анной Чикановска приехали к нам Министр культуры Казахской ССР и директор музыкальной школы имени Ахмета Жубанова, фамилий и имен которых я уже не помню, – рассказывает Кумис апа. – Как и полагается, мы зарезали барана, накрыли богатый дастархан. В качестве же подарка от чистого сердца я подарила Анне случайно попавшуюся мне на глаза лисью шкуру довольно хорошей выделки. Очень уж мне понравились трепет и уважение, которые она проявляла к нашей народной музыке. Взяла да повесила ей эту шкуру на шею. Та, конечно же, была в восторге. Она просто не ожидала такого подарка. Вот такая история.
Гастрольные туры на родинеи по миру
Первого февраля 1990 года к Кумис Пармашевне пришел вызов от Анны из Варшавы с приглашением приехать к ним на гастроли. Так и отправились они в составе 15 человек покорять теперь уже Польшу.
Затем у жамбылских бабушек-фольклористок были гастрольные поездки в Турцию, Китай, Монголию и на Украину. Так и покоряли они разные страны. Но и про свои родные края не забывали, нередко гастролировали по Алматинской и Жамбылской областям, выступали в Астане.
С годами по причине преклонного возраста и пандемии покорять другие страны они перестали, но зато продолжают ездить по разным областям Казахстана, радуют людей своим творчеством.
Прошлый, 2022 год, им также запомнился гастролями. К слову сказать, они посетили три района в Жамбылской области и четыре – в Туркестанской. Причем, в первом случае с транспортом помог акимат Жамбылской области, а во втором – акимат их родного Жамбылского района. У себя же в районе объездили они 52 села.
В ансамбле только бабушки
– На самом первом нашем концерте выступали пять дедушек и сорок бабушек, – рассказывает Кумис Пармашевна. – В настоящее время нас 20. Хотя еще осенью было 25. Не у всех получается приходить на репетиции.
Самой старшей участнице ансамбля – известной танцовщице Нуржамал Ботбаевой уже 89 лет, Бакен Мухамеджановой – 84, самой Кумис апа – 83, трем бабушкам – по 81 году, а Озипе и Тоташ, которые считаются здесь самыми молодыми, уже по 70.
К сожалению, нет сейчас у ансамбля своего музыканта. Когда ему исполнилось 30 лет, аккомпанировал на баяне Абдрахман Байганаев. Позже пришел баянист Салихан Аханулы, который много лет учительствовал в школе, а, выйдя на пенсию, влился в ряды этого необычного творческого коллектива.
– Он не только играл на баяне, но также сочинял песни, – уточнила моя собеседница. – Вместе с нами был он года четыре, пока его жизнь не оборвалась из-за коронавируса. После себя Салихан оставил несколько красивых песен, в том числе «Узынагаш» и «Кумис апа».
Народный ансамбль – достояние народа
В репертуаре ансамбля песни Жамбыла, песни о Казахстане, об Астане, о своей малой родине, о любви и прошедшей молодости. Сами за себя говорят и их названия – «Жастар вальсі», «Көктем гұлі», «Маржан қыз», «Қаратал вальсі», «Ықылас»… Еще одна цель этого творческого коллектива – возродить уже забытые фольклорные песни, доносить до молодежи произведения классиков – Нургисы Тлендиева, Шамши Калдаякова и других.
Вместе с тем «Ақ әжелер» вносит огромный вклад в повседневную жизнь многих и многих сельчан, популяризируя народные обряды и традиции, в частности, «тұсау кесер» («разрезание пут у малышей»), «қыз ұзату» («проводы невесты») и другие. Особо хотелось бы подчеркнуть, что творчество ансамбля стало достоянием народа, весомым вкладом в дальнейшее развитие нашей культуры. Немаловажно и то, что жамбылские бабушки возят с собою выставку в стиле «этно», а еще проводят мастер-классы, на которых показывают, как делать кошму, как ткать ковры или шить курак-корпе. Так что одними только песнями да танцами их приезды не обходятся.
– Молодые должны знать и любить свою историю, соблюдать обычаи и традиции своих предков, передавать их из поколения в поколение, – подытоживает наш разговор Кумис Пармашевна. – Поэтому мы часто посещаем семейные торжества, участвуем в проведении народных обрядов. Через три года нам исполнится 40 лет. Даже не верится, что созданный в небольшом селе Дегерес в домашних условиях ансамбль стал долгожителем, завоевал любовь и признание народа. Мы стали одной большой, дружной семьей. Спасибо всем, кто поддерживал нас все эти годы, кто верил в нас, приглашал на гастроли, дарил нам тепло и надежду, помогал совершенствоваться и покорять новые высоты. Еще в 1991 году в Москве нам было присвоено почетное звание народного ансамбля. Это снова и снова толкает нас к тому, чтобы быть ближе к народу, любить его и служить ему – своим творчеством, своими талантами, от всего сердца.
Танзиля МУХТАРОВА.