Наряду с различными экспонатами в Карасайском районном историко-краеведческом музее имеются и воинские доспехи, представленные на специальном стеллаже. А рассказала нам о них хранитель фонда музея Рыскуль Абдикаимова.
Как пояснила она, доспехи надевались непосредственно на само тело, а вот латы – это снаряжение, которое уже навешивалось сверху одежды. По своим характерным защитным свойствам, в том числе по технике изготовления, различают пять основных видов доспехов. Это «көбе сауыт» («чешуйчатый доспех»); «кіреуке сауыт» («кольчужный доспех»); «берен сауыт» («дощатый доспех») и «қаттама сауыт» («многослойный доспех»).
По форме же они напоминают верхнюю одежду. У них есть ворот, рукава, подол, подклад. Имеется их несколько видов. Это «шапан пішіндес» – в виде чапана; «бешпент пішіндес» – в виде бешпета; «камзол пішіндес» – в виде камзола; «күрте пішіндес» – в виде кофты; «кеудеше пішіндес» – в виде душегрейки.
По технике изготовления и используемому материалу все пять видов доспехов удобны при передвижении, имели либо боковые завязки, либо петли.
– Для удобной посадки на лошадь у образцов с длинным подолом и спереди, и сзади, а иногда по бокам имелись такие же разрезы, как и на верхней одежде, а ещё ремни, пуговицы, застежки на рукавах и подолах, – пояснила хранитель фонда музея. – Кроме того, доспехи обшивались меховой оторочкой. Каждый из них изготавливался и украшался резными узорами.
Если говорить о кольчуге, то называется она «бектер» или же «бахтерец», то есть «панцырь». На её груди, спине и по бокам было по нескольку рядов металлических пластин, укрепленных железными кольцами. Их длина – 5 см, а ширина – 2,5 см. Размеры наплечных пластин составляли 13х7 см. Кольчуга без рукавов и ворота изготовлена в виде душегрейки. На плече имеются ременные застежки. Она большего размера, поскольку надевают её поверх кольчатой брони.
– У казахских батыров «кольчатая броня» была самым распространенным видом защиты, – продолжила наш разговор Рыскуль Абдикаимова. – Само слово «кольчуга» обозначает «кольцо» или «состоящий из колец» доспех. Её сплетали из стальных или железных колец разного диаметра. Самые маленькие из них называли «торғай көз», то есть «воробьиный глаз», или же «шөже көз» – «глаз цыпленка». Для красоты в ворот, в рукава и в край подола кольчуги вплетали два-три ряда золотых или медных колец. Иногда для прочности только ворот или даже всю кольчугу плели из двойного слоя колец. Отсюда и название – «кольчатая броня двойного плетения». Кольчуги, сплетенные из большых и широких колец, называли «бадана көз кіреуке», то есть «большое око». Иногда в народе его называли просто «бадана сауыт» – «кольчатый доспех» или «байдана» – «кольчуга». Кольца байданы были крупными, плоско раскованными. Крепились же они либо внакладку, либо на гвоздь или шип, что давало сочленению большую прочность. Диаметр колец составлял 13-16 мм, а ширина – 2-4 мм. Такая броня была крепкой и прочной.
Кольчуга, имеющаяся в музее, была изготовлена в виде бешпета. Рукава у неё – до локтей, подол удлиненный, ворот квадратный, с неглубоким вырезом из красной кожи. Для удобства в ходьбе по бокам подола были предусмотрены разрезы.
И, наконец, ещё одно снаряжение – это шлем, который защищал голову воина. По своей форме шлемы имели названия, схожие с головными уборами. К примеру, «бөрік пішіндес» похож на баярку, «қалпақ пішіндес» – на калпак, «телпек (тақия) пішіндес» – на тюбетейку, а «күләпара пішіндес» – на капюшон. Шлем состоял из верхней части – «тульи», широкого или среднего обода, наушника, шпили-навершия, наносника, козырька и назатыльника.
Шлемы «бөрік пішіндес» невысокие, имеют округлую форму, цельные или состоящие из нескольких частей. У шлемов «қалпақ пішіндес» тульи высокие, острые или овальные. У шлемов «телпек пішіндес» тульи низкие и легкие. Они закрывают только верхнюю часть головы. Чаще его надевали под другие шлемы. А шлемы «күләпара пішіндес» были с неглубокой шарообразной тульей, острым шпилем-навершием на макушке и втулками над налобной частью для крепления украшений. В некоторых шлемах этого типа имелось ещё и забрало, которое было необходимо для защиты лица.
Шлемы были самыми разнообразными по своей форме, виду, материалу изготовления. В старину использовали в основном войлок, кожу, ткань, металл, кость.
Шлем, представленный в Карасайском районном музее, 60-го размера и относится к типу «күләпара пішіндес» с округлой тульей, а на макушке у него шпиль-наверший. От надлобника к макушке тянется остроконечный наносник. Широкий обод обрамлен кольчужной сеткой – бармицой, прикрывающей шею и плечи от ударов сабли, копья или лука.
Все эти доспехи были реконструированы М. Абдрахмановым и преподнесены в дар музею Алматинским областным управлением культуры в 1999 году, в день его открытия, то есть 30 августа. Они помогают нам яснее представить обмундирование воинов и их эпоху.
Танзиля МУХТАРОВА.