Рост цен на бензин и дизельное топливо, безусловно, мало кого радует, ведь к ним привязаны практически все отрасли экономики, в том числе и наше производственное предприятие «Антиген», в котором имеются определенные единицы служебного транспорта. Но стоит понять, что эта мера необходима для того, чтобы защитить свой внутренний рынок, не дать нашему топливу утекать за пределы страны.
Как считают эксперты, основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт и так называемый «серый» экспорт бензина в соседние страны. В прошлом году, к примеру, транзитным транспортом из Казахстана было вывезено около 150 тыс. тонн дизтоплива, а «серым» экспортом – порядка 200 тыс. тонн. Объемы немалые. И такая ситуация вызвана, прежде всего, довольно ощутимой разницей цен.
Как отметил Министр энергетики РК Болат Акчулаков, Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Взять хотя бы сопредельные государства. В той же России стоимость дизтоплива составляет 345 тенге за литр, то есть дороже, чем у нас, на 45%; в Кыргызстане – 390 тенге за литр (дороже на 64%), а в Узбекистане и вовсе – 480 тенге за литр, то есть практически в два раза выше наших цен. Вот она главная причина того, почему жителям этих государств выгоднее покупать и вывозить казахстанский бензин.
Следовательно, повышение цен на бензин и дизтопливо – мера вынужденная. Хочется надеяться, что она себя оправдает и изменит ситуацию на топливном рынке страны к лучшему.
Нурлан АХМЕТСАДЫКОВ,
президент научно-производственного предприятия
«Антиген», доктор ветеринарных наук, профессор.