В своем детстве Еркегуль Нурбол не смогла получить глубокие знания по информатике. Поэтому ей приходилось сложно в годы студенчества. Но когда она стала дипломированным специалистом, то решила обучать информатике именно сельских ребятишек. Так, в селе Турар сельского округа Жибек жолы начал свою работу учебный центр по робототехнике, в котором также обучают информатике, математике и физике. Большую поддержку в этом ей оказал супруг Дидархан Нурахмет. Но самое главное заключается в том, что для реализации этой идеи Еркегуль выиграла государственный грант в размере пяти миллионов тенге. Именно он и стал отправной точкой в реализации уникального в своем роде проекта в сельской глубинке.
Возвращение на историческую родину
Интересно то, что оба они родились в Монголии, а потом вместе со своими семьями переехали жить на историческую родину – в Казахстан. Еркегуль приехала в 2002 году, в семилетнем возрасте, а Дидархан – в 2007, когда ему было 13 лет.
– Наша семья поселилась в селе Каратал, что неподалеку от Талдыкоргана, – пояснила Еркегуль. – Папа Нурбол и мама Лира продолжают там жить, занимаются животноводством. В семье нас четверо. Причем, я самая старшая. Сразу после школы мне удалось поступить в Восточно-Казахстанский технический университет имени Даулета Серикбаева на факультет вычислительной техники и программного обеспечения. Окончив его, в 2019 году стала учиться в магистратуре КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, на факультете машинного обучения и анализа данных. Получив заветный диплом, на протяжении семи месяцев я вела уроки информатики в Каскелене, в частной школе Shakirt School. Хочу заметить, что мои сестренки Серикгуль и Жулдыз тоже выбрали педагогическую стезю. Серикгуль окончила Казахский национальный женский педагогический университет и сейчас ведет уроки информатики в средней школе села Кольащи, а Жулдыз учится на четвертом курсе в Кокшетауском университете имени Шокана Валиханова. Младший же братишка Акжол выбрал сферу энергетики.
Счастливая пора замужества
Дидархан полюбил Еркегуль с первого взгляда. Познакомили же их его друзья. Было это в Алматы, в апреле 2018 года. Стали дружить, встречаться, а в декабре 2019 года создали супружеский союз.
По словам Дидархана, в Еркегуль ему понравились не только нежность и красота, но также её богатый внутренний мир, такие качества, как скромность, доброта и человечность.
Благословил их Всевышний двумя дочерями. Старшей Ажар сейчас пять лет, а младшей Раяне – четыре года. Все вместе живут они в селе Турар – с родителями Дидархана, который, к слову сказать, в своей семье тоже старший. После него появились на свет сестренка Актилек и братишка Имангали. По профессии Дидархан – энергетик. Работает в Каскелене, в ТОО «ЕЛКОС», в должности электромонтера.
Его папа Нурахмет трудится простым рабочим также в Каскелене – в компании «Pladis Kazakhstan». Ну, а мама Лямия управляется по дому, нянчится с внуками.
Первые шаги центра по робототехнике
Еще в детстве Еркегуль решила, что станет учителем. Причем, именно информатики. Наверное, потому, что там, где она получала среднее образование, не смогли дать глубоких знаний по данному предмету. Учась в ВУЗах, сначала она получила степень бакалавра, а затем – магистра. Став дипломированным специалистом, приобретя небольшой педагогический опыт, решила открыть свой учебный центр по робототехнике. Свою работу начал он 2 февраля текущего года – всего полгода назад, в арендованном здании.
Важную, а то и самую основную роль в этом сыграл государственный грант. На полученные деньги им удалось купить интерактивную доску, ноутбуки, необходимый для занятий робототехникой инвентарь, в том числе различные конструкторы. Так, шаг за шагом дело пошло.
– На первых порах было немного сложно, поскольку родители детей не совсем понимали важность и полезность занятий робототехникой, – поделилась Еркегуль. – Но потом всё же стали приводить их в наш учебный центр. В настоящее время здесь занимаются более 20 ребятишек в возрасте от пяти до шестнадцати лет. Они учатся конструировать роботов, изучают основы программирования, получают новые знания по математике и физике, без которых в робототехнике никак не обойтись.
Самолет, паук и «умный сейф»
В день нашего приезда в центр пришли обе дочери супругов – Ажар и Раяна, а также ребятишки из села Турар: Султан, Ерасыл, Мухамедали, Адия, Марьям и другие. Кто-то собирал фигурки из конструктора, а кто-то пытался «оживить» и заставить двигаться уже готовые фигурки самолета, паука, робота-конструктора… Продумали здесь и «умный сейф», который должен открываться при помощи введения кодов. Но пока он еще дорабатывается.
Занятия проводились и при помощи интерактивной доски. Учитель вывела на экран различные схемы, а дети рассказывали, что делает тот или иной блок. Скажем, помогает раскрутить два мотора или же усилить скорость движения.
– На занятиях по робототехнике дети изучают основы программирования, механики и электротехники, а также учатся конструировать и собирать роботов, – пояснила Еркегуль. – Немаловажно то, что при этом они получают навыки работы в команде, стараются решать поставленные перед ними задачи, развивают логическое, творческое и креативное мышление, то есть учатся генерировать новые, оригинальные и полезные идеи. Это такой важный навык, который в будущем поможет им находить нестандартные решения, видеть скрытые возможности и связи, адаптироваться к различным ситуациям.
По принципу «от простого – к сложному»
Как пояснила Еркегуль, в робототехнике, так же как и во многих других направлениях, обучение идет по принципу: «От простого к сложному», то есть от примитивных проектов к более усовершенствованным. Он предполагает последовательное освоение знаний и навыков, начиная с самых базовых и переходя к более сложным. Такой подход обеспечивает постепенное, логичное усвоение материала, что делает процесс обучения более понятным и результативным.
– Но прежде чем приступить к сборке роботов, важно познакомиться с базовой терминологией, – продолжила Еркегуль. – Например, алгоритм – это набор инструкций для управления действиями робота; цепь – путь, состоящий из проводов и компонентов, по которому течет электричество; степени свободы – количество независимых способов движения робота; обратная связь – процесс получения информации от датчиков робота и использования ее для корректировки действий. Понимание этих терминов поможет детям быстрее освоить сложные концепции робототехники.
Она также пояснила, что для работы необходимо подготовить набор для конструирования роботов, отвертки и плоскогубцы, компьютер или планшет для программирования, дополнительные батарейки.
– Начинать лучше всего с простых проектов, – порекомендовала Еркегуль. – Например, запрограммировать робота так, чтобы он двигался по прямой линии или огибал встречающиеся на его пути препятствия. Это поможет ребенку закрепить базовые навыки. Если же перед начинающим ребенком-конструктором поставить более сложную задачу, то он может разочароваться и потерять интерес к этой увлекательной науке.
STEM-образование как уникальный подход к обучению
– Важно подбирать наборы, которые обучают основам STEM и развивают навыки программирования, – уточнила Еркегуль. – Хочу пояснить, что первое слово в этой аббревиатуре означает науку, то есть «science», а остальные слова – технологии, инженерию и математику. Получается, что STEM-образование – это такой подход к обучению, когда соединяются сразу четыре области знаний. В этом его уникальность. Что же касается программирования, то оно может быть как блочным, так и текстовым. Важно также наличие различных деталей, датчиков, моторов. При этом нужно помнить, что главная цель всех наших занятий – не только научить ребенка собирать роботов, но и развивать у него логическое мышление, творческие способности, интерес к технологиям.
Этапы сотворения робота
По словам Еркегуль, для создания простого робота необходимы двигатель постоянного тока, держатель батареи, батарея 9В, картон, ножницы, клей, изолента, скрепки, колеса. По желанию используют маркеры или краски.
Основой робота станет прямоугольник, вырезанный из картона. Его можно украсить при помощи маркеров или красок. Для установки двигателя в корпусе делают прорези. Закрепляют же его, используя изоленту или клей. Для подключения батареи её держатель прикрепляют к нижней части корпуса. Затем при помощи изоленты соединяют провода двигателя с контактами батареи.
Во время тестирования батарею вставляют в держатель и включают переключатель. Если двигатель работает правильно, то к этой несложной конструкции добавляют колеса, которые можно также сделать из подручных материалов. Их прикрепляют к оси двигателя.
– Если робот не двигается, то нужно проверить подключение батареи и двигателя, а также убедиться в том, что батарея заряжена, – пояснила Еркегуль. – Если же робот движется в неправильном направлении, то следует поменять местами провода, подключенные к двигателю. В случае, когда движение робота нестабильное, нужно проверить равномерность распределения веса, убедиться в том, что колеса установлены правильно. То есть даже простого робота создать не так уж просто, поскольку нужно учитывать много нюансов и деталей.
Программирование как ключевой навык
По словам Еркегуль, одним из ключевых навыков в робототехнике является программирование. Это такие специальные методы, которые делают обучение простым и увлекательным.
Например, блочное программирование – метод, который вместо текстовых команд использует визуальные блоки кода. Такой подход облегчает понимание детьми основ программирования.
Блочное программирование помогает им сосредоточиться на логике. Они могут создавать программы, перетаскивая и соединяя блоки, что напоминает игру с конструктором LEGO.
Ну, а чтобы закрепить знания, важно выполнять практические задания. Например, создать простой персонаж из полюбившегося мультфильма и оживить его, заставив двигаться по экрану. При помощи приложения Path дети также могут нарисовать путь для робота и наблюдать, как он будет его проходить.
– Главное в обучении программированию – поощрять эксперименты и решать задачи через игру, – считает Еркегуль. – Это поможет детям развить навыки логического мышления и творчества, необходимые для успеха в робототехнике.
Увлекательный мир роботов
Рассказала нам Еркегуль и о том, что в мире робототехники для детей существует множество интересных проектов. Что же касается роботов, которых они могут собрать и запрограммировать, то их три основных типа.
Прежде всего, это роботы на колесах, которые наиболее приемлемы для тех ребятишек, которые только-только начинают своё знакомство с робототехникой.
Такие роботы просты в сборке и хорошо подходят для ровных поверхностей. Работа над ними помогает детям освоить основы механики и программирования.
Второй тип – шагающие роботы. Они сложнее в разработке, но зато передвигаются по неровным поверхностям. Например, четвероногий робот, который за счет изменения своего положения может сохранять устойчивость на наклонных поверхностях.
И, наконец, третий тип – это роботы-манипуляторы. Имитируя работу человеческой руки, они могут захватывать и перемещать предметы, распознавать цвета и выполнять другие запрограммированные действия.
– Каждый из этих типов помогает детям приобрести определенный опыт обучения и развивать различные навыки, – говорит Еркегуль. – Выбор же будущего робота, которого предстоит сконструировать, зависит от возраста ребенка, от его интересов и уровня подготовки.
Первые успехи детворы
По словам Еркегуль, при занятиях робототехникой не менее важно участие в различных конкурсах, соревнованиях, выставках. Это помогает ребятишкам демонстрировать свои работы, обмениваться опытом, претворять в жизнь новые идеи. И потому вместе со своими воспитанниками она старается принимать участие в областных, республиканских конкурсах.
На областном уровне конкурс проходил 27 мая текущего года, а на республиканском – 19 марта 2025 года. Такие её воспитанники, как Торебек Жантылекулы и Аслан Жунисбекулы заняли первое место на областном конкурсе в старшей группе, а Ерсултан Жанболатулы и Алихан Айбекулы – второе место в младшей категории «сумо-робот».
– Речь идет о роботах, участвующих в соревнованиях по типу сумо, где они стараются вытолкнуть друг друга за пределы арены, – пояснила Еркегуль. – Роботы-сумо обычно делятся на автономные и радиоуправляемые. Первые работают на основе встроенных алгоритмов и датчиков, а вторые управляются оператором.
Выступали воспитанники центра и на конкурсе, проходившем в Астане. Им удалось попасть в финал, но до призовых мест, увы, они не дошли. Однако если учесть, что робототехникой занимаются ребятишки относительно недавно, само участие в конкурсе такого уровня является для них определенным достижением.
Сегодня вместе со своей наставницей Еркегуль Нурбол ребятишки мечтают завоевать Гран-при на республиканском уровне, чтобы потом представлять наш Казахстан на международных конкурсах по робототехнике.
Не только хобби, но и мощный инструмент
По словам Еркегуль, для детей занятия робототехникой – это не только увлекательное хобби, но и мощный инструмент, который помогает развивать заложенные в них способности. И в этом есть очень много плюсов. В частности, робототехника способствует развитию мелкой моторики и такого важного качества, как усидчивость. Добавим к этому приобретение дополнительных знаний в области математики, физики, информатики и программирования.
– Если остановиться на пользе робототехники более детально, то сборка и программирование роботов требуют от детей умения анализировать, находить решения задач и генерировать новые идеи, – уточнила она. – Работа с мелкими деталями конструкторов и инструментами развивает точность движений и координацию рук. Поскольку процесс создания робота может быть сложным и занимает определенное время, то у детей развиваются терпение, умение концентрироваться на той или иной задаче. Если же работа идет в команде, то дети учатся сотрудничать друг с другом, распределять обязанности.
Немаловажно и то, что робототехника связывает воедино знания по математике, физике, информатике и инженерии. Это помогает ребятишкам получить более целостное представление о современных технологиях и сыграет свою роль при выборе будущей профессии. Дело в том, что поскольку робототехника является перспективным направлением и будет всегда востребована, проходящие в этом учебном центре занятия могут стать хорошим стартом для успешной карьеры ребятишек.
Опять же робототехника делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным, помогая детям лучше усваивать теоретический материал, а еще развивать уверенность в себе, в своих силах, ведь успешное создание робота и победа в соревнованиях повышают их самооценку.
ФОТО Актоты
МЫРЗАБЕККЫЗЫ.