На днях наш район посетили директор филиала по Алматинской области НАО «Фонд социального медицинского страхования» Тилеухан Абилдаев и руководитель областного управления здравоохранения Ержан Сулейменов. Они ознакомились с деятельностью двух медицинских учреждений района – Карасайской клинической многопрофильной центральной районной больницы, а также медицинского центра «Брант и Каскелен», расположенных в районном центре. В обоих коллективах прошли встречи по качеству оказания медицинских услуг и по развитию системы медицинского страхования.
Карасайская районная больница по праву является самым крупным медучреждением района. Если в целом в регионе проживают 330 тыс. 225 человек, то большая их часть – 292 тыс. 245 человек прикреплена именно к этой больнице.
Медицинский центр «Брант и Каскелен» действует с 1998 года. В нем трудятся более 40 специалистов. Оба медучреждения оснащены современным медицинским оборудованием, использование которого повышает качество медицинского обслуживания.
В целом в районе имеется 605 коек, количество медицинского персонала составляет 2880 человек, в том числе 539 врачей и 1474 медсестер. Есть потребность в 13 врачах узкой специализации. В частности, востребованы по два врача неонатолога, инфекциониста, онколога, нейрохирурга, невропатолога, кардиолога и один врач-дерматовенеролог.
В рамках встреч с представителями этих двух трудовых коллективов обсуждались особенности Законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования и оказания медицинских услуг».
Как отметил Тилеухан Шилдебаевич, в настоящее время в целом по Казахстану страховой медициной охвачено 83% населения. Получается, что 3,3 млн граждан оказались вне системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Для решения данной проблемы Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил сформировать Единый пакет медицинской помощи. Он состоит из гарантированной государством базовой части, а также страховой, которая складывается за счет отчислений работодателей и самих граждан.
Особая ответственность при этом возлагается и на местные исполнительные органы, поскольку за отдельные категории уязвимых слоев населения отчисления в систему медстрахования должны производиться из местного бюджета.
Далее он представил сравнительную таблицу развития страховой медицины в ряде государств, в том числе в России, Эстонии, Литве, Румынии и Турции. Скажем, в России в гарантированный минимальный пакет бесплатной медицинской помощи входят санитарная авиация, ВИЧ/СПИД, туберкулез, инфекционные и психические заболевания, а также заболевания, передающиеся половым путем. В Литве в него входит только неотложная медицинская помощь; в Румынии – экстренная медпомщь, инфекционные заболевания, беременность и роды, паллиативная помощь; в Турции – экстренная помощь, лечение рака, медуслуги новорожденным, хирургические операции в кардиоваскулярной отрасли, пересадка органов, тканей, стволовых клеток и гемодиализ. Что же касается Казахстана, то в гарантированный минимальный пакет входят скорая помощь, первичная медико-социальная помощь (ПМСП), вакцинация, консультативно-диагностическая помощь с лекарственным обеспечением при хронических заболеваниях, экстренная медпомощь, стационар при хронических заболеваниях, лечение инфекционных заболеваний, паллиативная помощь и производство крови.
Также говорилось о ключевых проблемах и задачах системы здравоохранения. К ним относятся низкий охват населения системой ОСМС, финансовая нестабильность, низкие ставки взносов и отчислений, рост расходов на здравоохранение, разрозненность пакетов ОСМС и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), низкий уровень цифровизации и прозрачности.
Что касается роста расходов, то он связан с увеличением численности населения на 7%; с увеличением количества потребителей медпомощи среди лиц старше 60 лет на 28% и детей – на 18%; с ростом заболеваемости по хроническим неинфекционным заболеваниям с 2018 по 2023 годы на 9%; с увеличением стоимости лечения в стационаре в 1,6 раз; с повышением заработной платы врачей в 2,3 раза и среднего медицинского персонала – в 1,7 раз; с повышением стоимости лекарств на 30%. Всё это привело к уменьшению доступности медуслуг и к социальному недовольству населения.
Чтобы выйти из сложившегося положения, когда расходы превышают объем поступлений в фонд, в законопроекте предусмотрен ряд конкретных шагов. Прежде всего, это повышение ставки по взносам государства с 2,2% в 2027 году и до 4,7% – в 2037.
Другой шаг заключается в повышении верхнего порога взносов и отчислений в систему ОСМС с 10 до 20 минимальных заработных плат (МЗП) для работников и до 40 МЗП – для работодателей.
Также предусматривается охват страховой медициной порядка одного миллиона человек из числа лиц кризисного и экстренного уровней благополучия путем уплаты взносов за них за счет местных бюджетов.
В качестве же поощрения для тех, кто стабильно оплачивает взносы по страховой медицине, вводится такая мера поддержки: если они оплачивали взносы в течение пяти лет и потом в силу жизненных обстоятельств не смогли их платить, то за ними будет сохраняться статус застрахованного в течение шести месяцев. Однако потом они должны будут возместить долг, образовавшийся за эти полгода.
Обязанности по надзору возлагаются на Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК, который наделяется соответствующими полномочиями. В частности, если раньше его представители могли действовать только через суд, то новый Законопроект наделяет их полномочиями самостоятельно принимать соответствующие меры в отношении нарушающих законодательство медицинских организаций. Также в законопроекте говорится о прозрачности деятельности медучреждений и Фонда социального медицинского страхования.
Резюмируя итоги сказанного, Ержан Абилхасимович заметил, что ранее действовавший принцип страховой медицины, согласно которому здоровый платит за больного, а богатый – за бедного, остается. Теперь главная задача – проводить большую информационно-разъяснительную работу среди населения. Причем, эта обязанность возлагается не только на медработинков, но также на представителей местных исполнительных органов, участковых инспекторов полиции, патронажных медсестер, соцработников и многих других.
Выступавший также сделал акцент на важности солидарной ответственности, когда заботу о здоровье граждан проявляют не только медработники, но и они сами, отказываясь от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни.
Обе встречи носили деловой, конструктивный характер. В их рамках были обозначены дальнейшие пути развития отечественного здравоохранения, в том числе страховой медицины, направленные на повышение качества оказания медицинских услуг и сохранение здоровья нации.
Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Актоты МЫРЗАБЕККЫЗЫ.