Живая летопись района… Именно так многие карасайцы называли уважаемого аксакала, известного журналиста и общественного деятеля Усенбая Бахтияровича Тастанбекова еще при его жизни. Всевышний отмерил ему путь длиной почти в сто лет. Жизнь Усенбая ата оборвалась 16 апреля 2019 года. После себя он оставил добрый след и светлую память – как участник Великой Отечественной войны, как талантливый журналист и писатель, учитель и переводчик, историк и краевед, как человек и гражданин, который всей душою болел за родную землю, за свой народ и, конечно же, за родной казахский язык. Именно это дало ему право быть Почетным председателем районного общества «Қазақ тілі» до самой смерти.
С любовью к жизни, к людям и родной земле
В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне вместе с его младшей дочерью Асией Акатовой – магистром экономических наук, преподавателем английского языка, мы решили вспомнить жизненный путь Усенбая ата, остановиться на особо важных его этапах.
Забегая вперед, можно сказать, что путь этот был тернистым, полным утрат и тяжелых испытаний. Но никакие перипетии судьбы не смогли сломать нашего дорогого аташку и украсть у него очень важные качества – жизнелюбие и жизнерадостность, бережное отношение к людям, к родной земле и к её истории.
Суровое детство
По словам нашей собеседницы, жизненный путь Усенбая ата начался в суровое время – 20 октября 1919 года, в селе Жайлымыс Верненского уезда Жетысуской губернии. Позже оно было переименовано в колхоз Менжинского (село Менжин), а в настоящее время это село Батан Жамбылского сельского округа Карасайского района.
Так что появился на свет он почти сразу после Великой Октябрьской Социалистической революции. Согласитесь, время это было непростое – на выживание: голод, холод, разруха. Но мальчишку вело по жизни стремление к знаниям.
Самое первое образование юный Усенбай получил в своем ауле, научившись читать по-арабски. Было это в 1928 году. Десять лет спустя, он окончил подготовительный курс Талгарского сельскохозяйственного техникума, а еще через год – Каскеленскую казахскую среднюю школу-интернат.
Усенбай ата родился в большой зажиточной семье, которая была очень трудолюбивой. Благодаря этому ей удавалось жить в достатке. Они пахали землю, выращивали зерно, разводили крупный и мелкий рогатый скот. В селе эту семью очень уважали. Сидеть за одним столом с ее представителями считалось большой честью.
– Папиного отца звали Бахтияр, а маму – Зылика, – продолжила разговор наша собеседница. – У них было четверо детей – три сына и дочь: Усенбай, Назипа, которую мы ласково называли Назкен апа, Колбай и Ыскакбай. Колбай умер еще в 1933 году, а Ыскакбай погиб на фронте в 1941 году. Наш папа не особо любил рассказывать о своем детстве, о родителях, потому что испытывал чувство вины за произошедшую с ними трагедию. Дело в том, что, спасаясь от раскулачивания и преследования, дедушка Бахтияр, бабушка Зылика и их четверо детей были вынуждены перебраться из Менжина в Киргизию. Но их старшего сына Усенбая такие перемены не порадовали. Поэтому он постоянно говорил отцу с матерью: «Давайте вернемся домой». Послушав своего первенца, Бахтияр ата принял решение вернуться. Но стоило им это сделать, как его тут же схватили и отправили на специальное поселение, которое находилось в районе станции Шамалган, впоследствии переименованной в село Жибек жолы. Это была огромная территория, огражденная колючей проволокой. Нажитые честным трудом имущество и скот конфисковали, оставив семью ни с чем. С этим чувством вины отец и прожил свой век. Причем, сам он об этом никогда нам не рассказывал. Эту историю узнали мы от Назкен апа, которой нет на свете вот уже десять лет.
Светлой памяти дорогих родителей
По рассказам Асии Усенбаевны, отношения отца и его сестренки были образцом семейственности. Он сам всегда любил читать книги и возил их ей из Каскелена в Батан. Ну, а мама Нурбикеш читала даже больше, чем они вдвоем. Она была очень грамотной, мудрой, дальновидной. Родилась она в 1925 году, а умерла 4 февраля 1978 года. Их совместный с Усенбаем ата путь составил сорок лет – с 1938 по 1978 годы.
– Долгое время мы жили в Каскелене, по улице Барибаева, что в районе инфекционной больницы, – сказала наша собеседница. – На первом этаже находилась типография, а на втором – дом редактора. У папы с мамой были очень нежные отношения. После очередной трапезы он обязательно целовал её в знак благодарности. Они никогда не ругались. Все хозяйственные дела вела, конечно же, мама. Бывало, что она напоминала папе о чем-то, что нужно было сделать. Если он забывал, то она не кричала, а просто садилась напротив него и молча смотрела. Папа и мама воспитывались в детском доме, который находился на станции Шамалган. Оба они из одного племени Карагайлы рода Дулат. Познакомились же случайно – в гостях у общих родственников. Папе понравилось, как мама мастерки быстро и красиво резала лапшу. Так она и запала ему в сердце.
Поженились они в 1939 году. Едва прожили вместе всего три месяца, как Усенбая Бахтияровича призвали служить в армию. Было ему тогда 20 лет. Потом их разлучила Великая Отечественная война. Но любовь друг к другу вела, согревала и хранила.
Воюя, стремясь, как можно скорее разбить фашистов и одержать окончательную победу, Усенбай Тастанбеков сильно тосковал по дому – по своей второй половинке, которая любила и ждала его, бережно храня его письма, ставшие частью истории их большой любви.
Некоторые из них даже были опубликованы на страницах газеты «Комсомольская правда». Есть и те, что хранятся вместе с другими документами в Центральном государственном архиве. Они были написаны в далеком 1942 году. В них Усенбай ата проявлял особую любовь к своей супруге. В одно из писем даже был вложен маленький привет с фронта – засушенный полевой цветочек. Это говорило о том, что даже на войне Усенбай ата оставался человеком, умел видеть красоту и выражать свою любовь к тем, кто ему дорог.
Фронтовыми дорогами
В декабре 1939 года подросший и возмужавший Усенбай был зачислен в ряды Советской армии. Сначала он окончил курсы младших командиров в столице Белоруссии – городе Минске, а потом служил в Молдавии, в Польше. Именно там и настигла его война – в местечке Хорош, что недалеко от польского города Белосток. В то время он служил в танковой части.
Кроме того, в составе партизанского отряда под командованием Сидора Ковпака Усенбай ата воевал в лесах Белоруссии. Окончил же свой фронтовой путь в звании лейтенанта. После ранений вернулся домой, став инвалидом и ветераном Великой Отечественной войны. Его личное дело было передано в Государственный архив Республики Казахстан.
– На фронте отец получил несколько ранений, – поделилась своими воспоминаниями Асия Усенбаевна. – Однажды пулей ему пробило пятку на левой ноге… В другой раз она попала в плечо. Врачи не смогли её вытащить, лишь сказали, чтобы он шел домой, пообещав, что когда пуля упрется в кость, они сделают операцию и вынут её. Но поскольку мама была очень смелой, решительной, то она сама помогла отцу избавиться от этой злополучной пули. Насколько я помню, в годы войны ему было очень трудно из-за того, что он не знал русского языка. Однажды командир приказал ему принести кочергу. Не зная, что это такое, он пришел и сказал: «Нет кочерги». Тогда тот пошел, принес её и сказал: «Вот это называется кочерга»…
Да и мне самой еще при жизни Усенбай ата рассказывал, что самые первые дни войны были настоящим адом. Ему несколько раз приходилось попадать в окружение, воевать в партизанском отряде, но благодаря защите и помощи Всевышнего, всякий раз он чудом оставался в живых.
В одном из тяжелых боев Усенбая ата сильно ранило осколком под лопатку. В результате в тяжелейшем состоянии он оказался в госпитале, долго не приходил в сознание, находясь между жизнью и смертью. В 1942 году он также был сильно ранен в обе ноги, лечился в госпиталях Москвы и Горького. В 1943 году, получив инвалидность, вернулся домой.
Когда он рассказывал о событиях тех лет, о своей жизни уже в мирное время, хотелось плакать. Почему? Да потому что всё же было много несправедливости. К примеру, когда зимой 1942-го года Усенбай ата стоял в карауле, его вовремя не подменили. Он чуть не замерз насмерть, пока кто-то из руководства армии не заметил его, не вмешался и не наказал виновных. А как тяжело было терять друзей-однополчан, которые прикрывали его собой, погибали, помогая ему выжить.
Был в его жизни и такой случай, когда от шальной пули и неминуемой смерти спасла его записная книжка, которую Усенбай ата всегда носил с собою в левом кармане своего мундира. Пуля прошла через нее, но сердца не задела. Вот так любовь к знаниям, привычка записывать увиденное и размышлять над этим спасли ему жизнь.
Интересные хобби и заслуженные награды
И дома, и в годы войны ветеран-фронтовик вел дневники. У него также всегда были перекидные календари, на которых он отмечал важные события или даты. Было у него и особенное хобби – коллекционировать ручки. Дети, внуки и другие родственники старались привозить их ему со всего мира.
Нередко Усенбаю ата приходили письма благодарности за участие в освобождении своей родины от фашистских захватчиков, приглашения для участия в парадах Победы от Президентов Казахстана и Белоруссии, а также от республиканских советов ветеранов этих двух государств.
Ещё при жизни вклад Солдата Победы Усенбая Тастанбекова был отмечен воинскими и юбилейными наградами. Среди них орден Отечественной войны II и I степеней и 17 медалей, в том числе «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ерен еңбегі үшін», «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 10 жыл», 30 Почетных грамот ВЛКСМ, Почетная грамота ДОСААФ…
В 2008 году за значительный вклад в социально-культурное развитие независимого Казахстана Усенбай ата был награжден медалью «Шапағат», а спустя несколько лет, на основании Указа Президента Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года – орденом «Құрмет».
Он также избирался депутатом Иссыкского сельского совета народных депутатов, Каскеленского городского совета, Каскеленского районного совета, Жамбылского районного совета, Алматинского районного совета.
Кроме того, ему было присвоено три особых звания – Почётный гражданин Алматинской области, Почетный гражданин Карасайского района и «Почётный журналист Республики Казахстан» («Қазақстанның құрметті журналисті»).
Вместе с тем в сердцах многих карасайцев он был и остается неравнодушным гражданином, всей душой болевшим за судьбу казахского языка, Почетным председателем районного общества «Қазақ тілі».
Трудовой путь ветерана
Но всё же тяга к перу и любовь к слову помогли Усенбаю Бахтияровичу направить жизнь в нужное русло, стать частью журналисткой братии страны. К слову сказать, членом Союза журналистов Казахстана он стал в далеком 1958 году.
В период с 1948 по 1952 годы Усенбай ата был ответственным секретарем Каскеленской районной газеты «Социалистік майдан», редактором газеты Енбекшиказахского района «Үлгілі колхоз». Затем на протяжении двух лет он учился в Высшей партийной школе.
В Каскелен семья переехала в 1958 году. Асие Усенбаевне было тогда пять лет. Уже здесь Усенбай ата стал редактором Каскеленской районной газеты «Социалистік еңбек». Эту должность он занимал до 1963 года.
А потом его назначили редактором Жамбылской районной газеты «Екпінді еңбек». На этом посту трудился он два года. Вот таким опытным редактором нескольких районных газет Алматинской области был Усенбай Бахтиярович. Кроме того, в период с 1965 по 1966 годы он преподавал историю в средней школе имени М. Горького, что в городе Каскелен.
– В 1965 году на долю отца выпало еще одно непростое испытание, – продолжила разговор наша собеседница. – У него обнаружили рак двенадцатиперстной кишки. В тот период в доме стояла очень напряженная атмосфера. Мама плакала. Глядя на нее, плакали и мы. Мне тогда было 12 лет. Но полученный им курс лечения, выполнение различных процедур сделали своё дело – отец смог победить эту коварную болезнь и вернуться к полноценной жизни.
Учеба в Высшей партийной школе открыла перед Усенбаем Бахтияровичем новые возможности, позволила ему работать в госорганах. В течение тринадцати лет – с 1966 по 1979 годы он трудился инструктором Каскеленского райкома партии.
В тот период также было много несправедливости. В частности, Усенбаю Бахтияровичу не доверяли написание докладов для первого руководителя района, унижали, сомневались в его профессионализме. Мол, разве сможет он, казах по национальности, грамотно написать доклад на русском языке? Но он отлично справился с поставленной задачей, сделав это грамотно и в кратчайшие сроки. В результате заслужил похвалу руководства и в то же время утер нос чиновникам-недоброжелателям.
А потом всю свою оставшуюся жизнь он посвятил работе общества «Қазақ тілі», способствуя развитию своего родного казахского языка, открытию казахских школ, переименованию улиц и населенных пунктов района в связи с обретением Казахстаном своей независимости. Так и остался в серцах многих знавших его людей глашатаем казахского языка, всем сердцем болевшим за его судьбу.
Глашатай казахского языка
В феврале 1990 года Усенбай ата организовал общество «Қазақ тілі», которое было жизненно необходимо, чтобы помочь стране перейти на свой родной казахский язык. Трудился в нем до конца своих дней, а с 1999 года, согласно решению районного курултая, ему было присвоено звание Почетного председателя общества «Қазақ тілі».
За время его работы в этой неправительственной организации в Карасайском районе было открыто 18 казахских школ, а во всех русскоязычных школах начали действовать казахские классы. Во многих населенных пунктах были переименованы улицы. Кроме того, более 20 организаций и 18 школ также были переименованы на казахский язык.
Немаловажно и то, что будучи членом районной комиссии по ономастике он вывел из забвения и увековечил имена многих некогда забытых знаменитых поэтов, писателей,заслуженных людей района и Алматинской области.
– Однако далеко не всем нравилось то, что делал отец по развитию и поддержке казахского языка, – поделилась Асия Усенбаевна. – Были и те, кто обвиняли его в национализме. В одной из статей, опубликованной на странице газеты то ли «Известия», то ли «Правда», даже написали, что Тастанбеков – националист. Но отец не смотрел на такие обвинения, продолжал своё правое дело. Я как-то спросила его: «Папа, а Вы не боитесь тяжелых последствий от таких статей?». Но он ответил: «А чего мне бояться? Я живу в своей стране и хочу, чтобы мой родной казахский язык развивался, чтобы его знало и любило наше подрастающее поколение». Ещё хочу сказать, что отец сильно переживал из-за людского равнодушия. У него была большая мечта – собрать талантливых айтыскеров и народных сказителей района, жыршы, чтобы проводить с ними занятия, организовывать их выступления. Для этого необходимы были определенные средства. За финансовой поддержкой он решил обратиться к известному в те времена бизнесмену Булату Абилову, который выделил довольно большую сумму для организации выступлений примадонны российской эстрады Аллы Пугачевой. Но бизнесмен, увы, заявил аксакалу: «Ақша жоқ», то есть «Денег нет». Тогда отец решил обходиться своими силами, стал использовать часть своей пенсии. Вот таким он был патриотом родной земли.
Общество «Қазақ тілі», которое находилось на первом этаже районной библиотеки, Усенбай ата возглавлял до самой смерти. А его преемницей и помощницей в этом деле стала Шара Канаткулкызы, которая, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает дело Усенбая ата и по сей день. Интересно то, что много лет они жили в одном многоэтажном доме, но в разных подъездах.
– Его называли живой историей района, – вспоминает Шара апай. – Действительно, Усенбай Бахтиярович очень хорошо знал её и многих выдающихся людей, о которых писал статьи, книги. Как участник Великой Отечественной войны он также рассказывал интересные исторические факты об этом непростом для многих народов испытании. И сейчас я продолжаю взятую у него эстафету, возглавляю работу нашего районного общества «Қазақ тілі». Каким Усенбай Бахтиярович остался в моей памяти? Простым, очень скромным, трудолюбивым, порядочным, принципиальным. Он не искал славы, почета и регалий, не шёл на сделку со своей совестью, всегда старался оставаться человеком и думать о других больше, чем о самом себе.
Усенбай Бахтиярович написал более 200 статей, 16 книг разной тематики, в том числе о войне, об истории родного края, о великих людях – уроженцах Карасайского района. Одна из них военной тематики так и называлась – «Жалынды күндердегі жазулар» («Записи пламенных дней»). На страницах Карасайской районной газеты «Ленинское знамя», которая потом была переименована в «Заман жаршысы» и «NAQTY», периодически публиковались его статьи о наших именитых земляках, внесших большой вклад в развитие района, области, страны.
Он также всегда помогал талантливым писателям, поэтам, журналистам. Среди его учеников была и такая легендарная личность, как известный писатель и поэт Туманбай Молдагалиев, который до конца жизни с особым трепетом и почтением относился к своему учителю, сыгравшему в его становлении очень важную роль, оказавшему ощутимую поддержку на разных этапах его жизненного пути.
Лично я запомнила, как Усенбай ата любил говорить такую фразу: «Ошибка вкралась». Тем самым он как бы оправдывал журналистов, мол, не виноватые они, а это ошибка сама вкралась в тот или иной текст. И мне было очень приятно такое отношение к своим коллегам – представителям журналистской братии.
Большая, дружная семья
С особой теплотой и нежностью Асия Усенбаевна рассказывала о своей семье, родителях, братьях и сестре: «У папы Усенбая и мамы Нурбекеш нас четверо. Все мы родились в селе Иссык Енбекшиказахского района, где папа возглавлял коллектив районной газеты «Үлгілі колхоз». Моя старшая сестра Турсунай появилась на свет в 1948 году, брат Нурбек – в 1950, еще один брат Асылбек – в 1952, а я – в 1953-ем. Турсунай и я стали педагогами, Нурбек – юристом, Асылбек – технологом. Кстати, Нурбек, Асылбек и его сын Дархан очень похожи на папу внешне. Я же пошла в него своим характером, внутренним стержнем. А Турсунай и Нурбек по характеру более мягкие. Они больше похожи на маму, у которой гармонично сочетались мягкость, нежность и сильная, закаленная в трудностях воля. Мы с сестрой пошли по стопам отца – стали не просто педагогами, а именно языковедами. Кроме того, моя внучка Томирис также выбрала английский язык. К слову сказать, при сдаче международного экзамена IELTS она набрала семь баллов. Это очень хороший результат. А внучка Турсынай – Диана стала журналистом. Так что генетически влияние нашего папы оказалось довольно сильным.
Он очень любил всех своих родных, часто навещал племянников – шестерых детей своей сестры Назипы, в том числе Нуршан, Наушу, Омирзака, Омирбека, Галию и Калимана. А еще всегда старался объединять своих родственников, в том числе со стороны брата его дедушки Бахтияра – Райымбека, в частности, Куанышбая Райымбекова, у которого тоже шестеро детей. Их он также любил, как и потомков Назкен апа. Да и нам говорил, чтобы мы жили дружно, всегда поддерживали друг друга.
Мы гордимся нашими родителями, которые научили нас быть добросовестными, порядочными, честно трудиться и по возможности помогать людям, нести добро. Пройдя непростые испытания, они не сломались, не ожесточились, оставались человечными. Дело в том, что до рождения своей старшей дочери им пришлось пережить смерть пяти новорожденных младенцев. Чтобы остановить все эти трагедии, своему очередному ребенку они дали именно это имя – Турсунай, смысл которого заключается в том, чтобы жить так долго, как луна на небе…».
Вот таким остался в нашей памяти Усенбай Бахтиярович. Он был заботливым отцом, нежным, любящим дедушкой восьмерых внуков и 17 правнуков, уважаемым гражданином и достойным сыном своей земли.
Танзиля МУХТАРОВА.
ПОСТСКРИПТУМ
Усенбая ата по праву можно отнести к долгожителям, поскольку ему удалось достойно прожить на земле целый век, что, согласитесь, дано не каждому. Как-то раз в беседе с ним он признался, что в этом ему помогла профессия журналиста, которая требует постоянного саморазвития. Она заставляет человека думать, собирать информацию, а потом выдавать ее читателю, пропустив через свою собственную душу. А ещё очень важны искренность, открытость, добродушие, стремление нести добро людям. Вот такие простые секреты его долгожительства.
Усенбай ата был высоко порядочным, очень скромным Человеком с большой буквы. Им было многое сделано для истории Карасайского района, для его жителей. В память об этом его именем была названа одна из улиц города Каскелен. Вместе с тем родные Усенбая ата ходатайствуют о том, чтобы присвоить имя аксакала средней школе в его родном селе Батан.
Надеемся, что они будут услышаны, получат поддержку, а имя достойного человека Усенбая Бахтияровича Тастанбекова увековечат еще и в названии сельской школы. Это станет данью памяти, признанием его выдающихся заслуг перед родной землей и перед народом.