В наступившем году мы отмечаем славный юбилей – 90-летие Карасайского района, административным центром которого является город Каскелен. Это подтолкнуло к тому, чтобы окунуться в прошлое, узнать интересные факты и события.
Взять хотя бы город Каскелен. Изначально это было одно из древних поселений в Семиречье, пережившее множество набегов иноплеменников и разрушений, погибавшее и вновь возрождавшееся. В 1218 году его разрушили монголы. В 1857 году на реке Каскеленке был построен почтовый пикет, в котором размещалось 40 служивых казаков. В 1859 году сюда прибыли 143 семьи алтайских казаков, а в 1861 – еще 12.
В 1860 году на месте данного поселения был построен выселок семиреченских казаков. Поначалу назывался он Любовный. Позднее выселок стал станицей Любовинской, а затем и Любавинской. В1865 году в ней был учреждён новый приход. Небольшая церковь здесь была построена на личные средства супруги военного губернатора Семиречья Мелании Фоминичны Колпаковской.
В 1867 году поселение вошло в состав новообразованного Верненского уезда, а с 1901 года была создана станица Каскелен. В 1918 году ее переименовали в село Троцкое (Троицкое), а в 1929 году она была преобразована в поселок Каскелен, переведенный в 1963 году в разряд городов районного значения.
Район же как административная единица на юге Алматинской области был образован еще в 1929 году. До 1998 года Карасайский район назывался Каскеленским. Переименован же он был в связи с празднованиями 400-летия нашего прославленного предка – Карасай батыра.
О названии самого города Каскелена было много легенд, предположений и просто выдумок. В различных источниках упоминаются разные версии. Наиболее известны три из них:
1). В кратком толковом словаре топонимов Казахстана Е. Койчубаева высказывается предположение, что название реки Каскелен произошло от тюркского. Буквально переводится «каска» – лысая и «елен» – проворная, то есть лысая, проворная река.
2). В книге «Очерк казахской ономастики» Т. Джанузакова топоним «Каскелен» объясняется как касский род или касская деревня, село. Возможно, в этих местах в давние времена проживали отдельные касские роды или же находились касские поселения. Учитывая то, что тюркские племена соседствовали друг с другом и даже нередко роднились между собой, можно предположить, что на месте сегодняшнего Каскелена когда-то находилась стоянка снохи из рода кассков, какого-то родовитого человека. Дословно «Каскелен» так и переводится – «касская сноха».
3). Речь идет не о лингвистической, а об исторической основе, хотя серьезных подтверждений данная версия не имеет. Эта история взята из художественного произведения о Наурызбай батыре. В 1723 году 100-тысячное войско джунгарского хана Цевана Рабдана, нападая на мирные поселения казахов, поголовно истребляло мужское население, угоняло девушек и молодых женщин, отбирало скот и имущество. Особенно свирепствовали Шамалган и Каскелен. Шатры Каскелена стояли на месте нашего города, а Шамалгана – на месте села Чемолган. Они правили в этих краях до 1729 года, пока не были изгнаны. По мнению некоторых авторов у степняков был древний обычай – называть наследников в честь побежденного врага. Видимо, поэтому за местностью сохранилось именно это название. Данной версии придерживается и уважаемый в нашем районе человек, журналист-летописец Усенбай Бахтиярович Тастанбеков в своей статье «Исторические корни», опубликованной в одном из номеров Алматинской областной газеты «Огни Алатау». Кандидат исторических наук Бексулу Чемирбаевна Чемирбаева, напротив, считает, что казахи никогда не называли местности или реки в честь врагов. Даже почти 100-летнее пребывание здесь каракитайского каганата почти не оставило никаких названий, а джунгар изгнали с этих мест уже в 1729 году.
Первые упоминания о жителях территории Каскелена относятся к третьим-вторым векам до нашей эры. В те далекие времена здесь жили племена уйсунов и канлов. В эпоху средневековья эти земли поочередно входили в состав Тюркского, Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского, Караханидского и Каракитайского каганатов.
В 14-ом веке на земли Семиречья совершил набег Тимур. Его войска разрушили жизнь, возрождавшуюся после монгольского нашествия. 17-18 века – время борьбы с усиливавшимся Джунгарским ханством. В 18-19 века шла ожесточенная борьба с войсками кокандского хана. В 1857 году для охраны подступов к крепости Верный от кокандцев на месте нынешнего Каскелена, где раньше находился караван-сарай на Великом Шелковом пути, был создан казачий пикет. Об этом в своем донесении сообщил подполковник Карбышев приставу Большой Орды Перемышльскому.
С начала 1860 года решался вопрос о новом переселении казаков из Сибирской казачьей линии в Семиречье. Планировалось создать поселение в Каскелене, Узун-Агаче, Кастеке. Однако людям не хотелось покидать обжитые места. Тогда стали бросать жребий. Прибыв сюда, переселенцы увидели практически голое место, заросшее колючим кустарником. Добровольцев прибыло немного – всего 29 семей.
О состоянии поселения до прибытия казаков в своих воспоминаниях рассказывал старожил Куртуков: «…Места были безлюдные, необжитые. Только кое-где у подножия гор были видны казахские кибитки. Посевов и пашен совсем не видно. А луга были просторные и зеленые, цветущие…».
Юридически же поселение было создано в феврале 1854 года, после Указа царя Александра 1 о заселении казахских степей и создании пяти казацких опорных пунктов, в том числе пикета Каскеленского. В 1861 году к каскеленским казакам прибавилось 12 крестьянских семей. Постепенно станица разрасталась. Приезжали и только что освободившиеся от крепостничества крестьяне из Сибири и Воронежской губернии. Позже приехали 70 крестьянских семей из Тобольской губернии.
Среди первых поселенцев были семьи Пичугиных, Карболиных, Ворогушиных, Бутиных, Угрюмовых, Шестаковых, Колчиных, Скударновых, Ролдугиных и другие. Это было последнее крупное переселение русских в Семиреченскую область во второй половине 19-го столетия.
В архивах сохранилось крайне мало исторических документов о жизни первых поселенцев. В раппорте командующего Каскеленским поселением сотника Сапожникова сообщается о работах, проводимых по укреплению поселения рвом. А вот что об облике станиц Семиречья рассказывает историк Леднев в своей книге «Истории Семиреченского войска»: «Семиреченские станицы застраивались по определенному плану, а потому дома всех казачьих поселений расположены более или менее правильными кварталами, группирующимися в большинстве поселений к центру, занятому обыкновенно площадью, где располагались церковь и торговые лавки».
Разбросанности строений старались избегать, так как это вызвало бы затруднение в их защите от нападений врагов.
В 1866-1867 годы прихожанами при содействии Г.А. Колпаковского была построена деревянная церковь. Причем, прихожане остались должны казне 900 рублей.
Многие первые здания выселка пострадали в результате сильного землетрясения, произошедшего 8 мая 1887 года. Выселок оказался близ его эпицентра. Тогда было разрушено 57 каменных строений и 170 деревянных.
В октябре 1901 года в правление Семиреченского казачьего войска поступил приговор выселковского сбора от 15 августа. Жители выселка Любавинского просили преобразовать его в станицу со станичным правлением. В данном приговоре имеется указание, что в выселке насчитывалось 300 дворов. Это позволяет увидеть разрушительные масштабы землетрясения. Свое прошение они мотивировали тем, что выселок Любавинский находится от станицы Больше-Алматинской на расстояние 28 верст, что поездки на станичный сбор обременительны, сопряжены с большими расходами. На год приходилось их не менее 20. Обременительными были также поездки в станичный суд. Обосновывалась и возможность содержать на свои средства станичную администрацию.
С доводами любавинских казаков согласились. Почти год обсуждался вопрос о названии станицы. Дело в том, что казаки называли себя не любавинцами, а каскеленцами – по названию урочища при основании поселения. Селение называлось Любавинским только в официальной переписке. Год спустя, все же было принято решение присвоить станице название Каскелен.
В журнале правления Семиреченского казачьего войска от 10 октября 1901 года читаем: «…1901 г. августа 15 дня, мы, нижеподписавшиеся выборные жители выселка Любовинского, быв сего числа и в своем сборе в числе 23 голосов, в присутствии поселкового атамана Бутина, его помощника Климова, имели суждение относительно отделения нашего выселка от станицы Больше-Алматинской и образования самостоятельной станицы». В журнале также указывалось: «к этому препятствий не имеется».
Уже в самом приказе отмечалось: «выселок Любовинский отделить от станицы Больше-Алматинской в самостоятельную станицу с наименованием Каскелен». Таким образом, можно сделать вывод, что днем рождения Каскелена следует считать 15 августа (29 августа по новому стилю). Тогда выходит, что в 2019 году Каскелену, как самостоятельной административной единице, исполнилось 118 лет.
В 1918 году выселок был переименован в село Троцкое (Троицкое), а в 1929-ом – в село Каскелен. Следовательно, в этом году мы отмечаем 90-летие со дня возвращения селению его исторического названия – Каскелен.
Валентина РАЗНОВА,
учитель истории и
правоведения средней школы имени Белинского.