Программирование и робототехника успешно развиваются. Ярким тому примером стала средняя школа имени В.Г. Белинского города Каскелен – первое в Алматинской области образовательное учреждение, внедрившее в учебный процесс всемирно признанную уникальную отечественную экосистему казахстанского стартапа «CodiPlay». На днях здесь состоялась встреча коллектива школы с представителями «CodiPlay» и их южнокорейскими коллегами. В её рамках была организована выставка работ юных IT-инженеров.
Стоит отметить, что эта работа началась два с половиной месяца назад. Но уже сейчас юные белинцы могут похвастать своими «умными» разработками, которые были созданы при помощи мобильного приложения и под руководством учителей информатики.
– Разработчики стартапа «CodiPlay» готовят проекты для того, чтобы педагогам было намного легче развивать у учащихся и студентов именно цифровые навыки, – рассказал гость из Южной Кореи Чон Джину. – По приезду в Казахстан было приятно увидеть, что дети пользуются этим сервисом, а обучившись по данным программам, реализуют востребованные проекты. Порадовало и то, что многие из них мечтают стать инженерами. Это позволяет полагать, что нас ждет светлое будущее в сфере IT-технологий и программирования. Цель всей этой работы – привлечь многих учеников и помочь им создать то, что необходимо для развития технологий, чтобы им было легко и весело обучаться базам программирования, понимать, как оно устроено.
Свои работы на этом workshop представил и ученик 4 «е» класса Даниял Болат, который разработал трехскоростной вентилятор, умный светофор и «Колесо фортуны». Над своими проектами он начал работать с самого начала реализации в его родной школе стартапа «CodiPlay». Программированием мальчик занимается через смартфон. Лично для него это несложно и очень интересно.
– Казахстанский стартап «CodiPlay» – это инновационный проект, который направлен на улучшение навыков детей по программированию и робототехнике, – отметила директор школы Турсын Сайбырова. – Мы являемся первым образовательным учреждением Алматинской области, которое запустило эту программу. В настоящее время ею охвачено около ста учащихся. Каждый ребенок может познакомить со своим проектом. Непосредственно на выставке представлено 15 проектов. Эта работа детям очень нравится. Благодаря ей у них развиваются критическое мышление, навыки по программированию и по визуализации своих программ, а также метанавыки, то есть осознанность, гибкость мышления, креативность, которые играют ключевую роль в построении успешной карьеры. Они позволяют адаптироваться к изменениям, эффективно взаимодействовать и находить инновационные решения.
Турсын Адильбековна рассказала и о том, что этой программой владеют все учителя информатики школы, которые прошли обучение бесплатно. Её устанавливают на смартфон ребенка, что позволяет ему заниматься программированием в школе, дома, в любое свободное время. Занятия с детьми проходят два раза в неделю.
С её слов, на первом этапе стартап «CodiPlay» был запущен для учеников вторых-четвертых классов, а с начала 2025 года такие возможности откроются и для учеников пятых-восьмых классов.
– Это очень удобная и хорошо продуманная программа, – считает она. – По ней каждый ребенок может разработать свой проект и потом участвовать с ним в различных научно-практических конференциях. Поскольку эта программа не бесплатная, необходимую помощь в её внедрении в учебный процесс оказали родители, заинтересованные в развитии своих детей. В рамках данной встречи состоялся первый за два с половиной месяца workshop, на котором дети показали, чему научились и что начали программировать. Они создают игры, в том числе на скорость реакции. Есть проекты «Умная корзина», «Умный светофор», «Умный дом», «Умный шлагбаум», датчики отслеживания движения, датчики звука для «умного» дома, игра «Камень, ножницы, бумага», трехцветная лампа, непредсказуемый молоток, светодиодная лотерея, волшебная лампа… Каждый проект уникален и показывает, насколько уникален каждый ребенок.
Турсын Адильбековна также отметила, что стартап «CodiPlay» поддерживается государством. В частности, Премьер-министр РК Олжас Бектенов поручил Министерству просвещения Казахстана оказывать всяческое содействие в том, чтобы на уровне местных исполнительных органов претворять этот проект в жизнь и внедрять его непосредственно в школах.
Она особо подчеркнула, что он очень хороший, практичный и что у него большое будущее. Поскольку, с одной стороны «CodiPlay» помогает детям учиться программированию, а с другой – способствует повышению качества образования в целом, поскольку развиваются метанавыки.
– В школе мы постоянно проводим месячники метанавыков, – подытожила Турсын Адильбековна. – В этом наша фишка. Работа направлена на то, чтобы превратить наше учреждение образования в бренд, а обучение детей – в тренд.
СПРАВОЧНО:
Стартап «CodiPlay», основателем которого выступает Жанадил Талдыбаев, является одним из перспективных казахстанских EdTech-стартапов. «CodiPlay» прошёл сертификацию в Лондоне и присоединился к платформе «EdTech Impact», которая помогает учебным заведениям выбирать лучшие EdTech-решения.
«CodiPlay» специализируется на инновационном образовании, в частности, на обучении школьников программированию через внедрение игровых форм в неигровой контекст – в работу, в учебу или в повседневную жизнь.
В текущем году он был удостоен престижной награды Digital Innovation of the Year на международной премии «The PIEoneer Awards — 2024», которая прошла в Лондоне.
В этом конкурсе, в котором отмечались достижения в сфере образовательных технологий в 20 различных категориях, участвовали проекты из 34 стран. Победа «CodiPlay» в номинации «Digital Innovation of the Year – Learning» подчеркивает признание стартапа на международной арене.
Проект занял первое место в категории «Образовательные роботы»; четвертое место – в категориях «Цифровая и медиа-грамотность», «Технологии дизайна»; восьмое место – в области вычислительной техники; пятнадцатое место – среди стартапов в категории «Уроки и ресурсы».
«CodiPlay» является резидентом «Astana Hub», где проходил акселерационную программу. В 2021 году этот стартап получил финансирование по программе «Seed Money».
Недавно «CodiPlay» был удостоен статуса Цифрового общественного блага (DPG) от «Digital Public Goods Alliance» (DPGA) – инициативы, поддерживаемой Генеральным секретарём ООН. Сделано это было при поддержке «NURIS» – центра инновационной, деловой и стартап-активности Назарбаев Университета, в котором разрабатываются и коммерциализируются лучшие инновационные решения.
В приложении «CodiPlay» дети изучают языки программирования C++, Scratch и Python через аркадные игры, а система включает наборы робототехники CodiKit для создания IoT-проектов и веб-платформу CodiTeach для поддержки учителей.
Эта программа действует в школах Казахстана, Узбекистана, Южной Кореи, Катара, Великобритании, Саудовской Аравии, Азербайджана и Индонезии.
Танзиля МУХТАРОВА.