В преддверии Дня Конституции в интервью с председателем Карасайского районного суда Мади Жаубасарұлы Кошикбаевым мы постарались осветить вопросы, касающиеся происходящей в стране судебной реформы, введения института медиации, проводящейся у нас гуманизации. Думаем, интересно будет узнать обо всем этом и нашим читателям.
– Мади Жаубасарұлы, не могли бы Вы пояснить определенные Конституцией Республики Казахстан обязанности, права и полномочия судей? Кем они назначаются?
– Правовой основой формирования судебного корпуса и правового статуса судей являются нормы Конституции Республики Казахстан и, соответственно, Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Согласно действующему законодательству, судьей является лицо, назначенное или избранное в установленном законом порядке на должность судьи, работающее в соответствующем суде и исполняющее свои полномочия на профессиональной основе. Судьями являются председатели и постоянные судьи Верховного суда РК, областных и приравненных к ним судов, районных и приравненных к ним судов; председатели коллегий Верховного суда, областных судов.
Судья – это носитель судебной власти. Поэтому законодательством установлены особые, не присущие другим видам профессии, требования как к лицам, претендующим на должность судьи, так и к самим судьям. Так, при выполнении своих обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы опорочить авторитет правосудия, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности. Широкий комплекс властных полномочий, предоставленных ему государством, сопряжен не только с его правовой, но и с большой моральной ответственностью. Нормы, регулирующие деятельность судьи, можно охарактеризовать не только как правовые положения, но и как частное, конкретное выражение общих нравственных установлений, которые представляют собой этическую основу его деятельности. Любое неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей своих обязанностей в конечном итоге приводит к нарушениям нравственных требований. При рассмотрении судебных дел и материалов зачастую возникают ситуации, правильное разрешение которых зависит не только от уровня знаний, но и от уровня правовой культуры, правосознания и добросовестности судьи. Это, в свою очередь, порождает его повышенную, двойную ответственность за каждое решение, действие и диктует необходимость нравственного обоснования принимаемых решений. Следовательно, они должны исходить не только из соображений дозволенности законом, но и соответствия морально-этическим предписаниям. Поэтому с учетом специфики правового статуса судьи, его активной роли в выполнении задач правосудия закон возлагает на него дополнительные обязанности, не присущие представителям других профессий.
– В последние годы в нашей стране проводится довольно масштабная судебная реформа. С чем это связано? Какие в этой связи введены новшества?
– Началом нового этапа развития судебной системы Казахстана стал 2016-ый год. Прежде всего, была обеспечена практическая реализация Плана нации. Проведен VII-й съезд судей республики, где определены приоритеты развития судебной системы на перспективу. Кардинальные изменения в правовом поле страны произошли в рамках реализации поручения Президента о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти. Так, в соответствии с 17-ым шагом Плана нации в статью 79 Конституции РК, а также в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» были внесены дополнения, согласно которым изменены требования по стажу и возрасту кандидатов на судейские должности.
Вместе с тем в связи с переходом к трехзвенной судебной системе и приданием Верховному Суду статуса и функций кассационной инстанции были внесены соответствующие изменения в статью 81 Конституции. Также сделаны корректировки статьи 83 Основного закона касательно полномочий прокуратуры, в том числе и по отношению к судам. Все эти меры направлены на обеспечение свободного доступа к правосудию, на повышение прозрачности судебной системы и укрепление независимости судов.
Нельзя не отметить и то, что широкое внедрение передовых IT-технологий, интеграция информационных систем серьезно повышает мобильность, прозрачность правосудия и в тоже время сужает коррупциогенность судопроизводства. В этой связи в целях создания максимально благоприятных условий для эффективной работы судебной системы Казахстана используются инновационные технологии и передовой менеджмент. Так, с июня 2014 года функционирует такой электронный сервис, как «Судебный кабинет». Это единое окно доступа, где имеется возможность подачи в онлайн-режиме при помощи электронной цифровой подписи искового заявления, апелляционной жалобы, кассационного ходатайства и электронного обращения. При этом также в онлайн-режиме в сервисе «Судебный кабинет» пользователь одновременно может оплатить государственную пошлину, либо приложить банковскую квитанцию или чек с терминала оплаты.
Внедрение и применение в судебной системе современных технологий упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами, что способствует снижению подверженности коррупции, экономит время и средства граждан, позволит достичь максимальной прозрачности и доступности судебной системы для населения страны.
– Чем, на Ваш взгляд, была вызвана необходимость внедрения медиации? Какова роль медиаторов в решении тех или иных споров?
– В условиях проведения реформы процессуального законодательства институту медиации отводится ведущая роль как одному из способов быстрого и взаимовыгодного разрешения споров. На основе взаимных уступок стороны спора могут прийти к наиболее приемлемому решению, которое будет отвечать общим интересам, что одновременно будет способствовать как оздоровлению гражданского общества «без конфликтов», так и существенно разгрузит суды.
Преимущества таких способов разрешения споров довольно наглядны. Прежде всего, возникший конфликт не становится достоянием общественности; его разрешение не требует больших расходов и времени; учитываются интересы обеих сторон; достигнутые соглашения исполняются чаще, чем судебные решения; сохраняются нормальные человеческие и партнерские отношения, репутация и уважение в деловой среде.
Одним из самых актуальных нововведений нового Гражданского-процессуального кодекса является расширение применения примирительных процедур и альтернативных способов разрешения судебных споров. Так, в новом ГПК РК примирению сторон отведена отдельная глава, в которой указаны формы и порядок примирительных процедур. Стороны могут окончить спор путем заключения мирового, медиативного соглашения, а также соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Немаловажно и то, что к заключению медиативного соглашения стороны приходят при содействии профессионального медиатора либо судьи. Они также могут ходатайствовать о проведении медиации судьей, в производстве которого находится данное гражданское дело.
Карасайским районным судом на постоянной основе среди населения региона проводятся мероприятия разъяснительного характера по применению альтернативных способов разрешения споров. В здании суда имеются информационные стенды с разъяснением порядка применения примирительных процедур в суде, возможности внесудебного урегулирования споров, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с указанием контактов профессиональных медиаторов.
Данные мероприятия направлены на развитие института медиации как механизма предупреждения, разрешения социальных и правовых конфликтов, досудебного урегулирования споров, а также на популяризацию института медиации среди населения как перспективного и альтернативного способа разрешения конфликтов и споров без участия судов и правоохранительных органов.
– Что можно сказать о проходящей в Казахстане гуманизации? Чем она вызвана? Какие в этой связи введены изменения?
– Как известно, стратегическая цель Казахстана – войти в число 30-ти наиболее развитых стран. Наряду с другими факторами она требует решения комплекса задач по совершенствованию уголовной политики и модернизации системы обеспечения общественной безопасности; по созданию оптимальной модели судопроизводства; по усилению защиты прав и свобод человека. Способствует этому также Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства», подписанный Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым 12 июля 2018 года. Его особенностью является расширение сферы применения альтернативных мер наказания. Так, общественные работы как альтернатива вводятся по 258 составам, а ограничение свободы – по 11 тяжким преступлениям против собственности, экономики и должностных преступлений. В два раза увеличивается порог значительного, крупного и особо крупного ущерба. Снижаются штрафы и увеличиваются сроки их уплаты с шести месяцев до трех лет. Сокращаются сроки и основания для ареста, а также верхний порог лишения свободы по 36 составам. Убежден, что все эти довольно ощутимые изменения принесут добрые плоды нашему обществу.
– Спасибо за содержательный разговор.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.