Первое марта в нашей стране отмечается День благодарности. Это хорошая возможность тем, кто пережил депортацию и репрессии, выразить признательность казахской земле за то, что смогла спасти жизни многим народам. И сегодня я как представитель чеченской диаспоры делаю это на примере жизни моего отца, в память о нем, а также от имени всех депортированных чеченцев и ингушей.
Наша история полна трагических дат. Одна из них приходится на 23 февраля 1944 года, когда началась депортация чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. Ее очевидцем был и мой отец Хажбек Алуев, 1937 года рождения, выселенный вместе с семьей из села Хо Чеберлоевского района Чеченской ССР, а затем проживавший в селе Береке Ельтайского сельского округа Карасайского района. Чуть больше года назад его жизнь оборвалась, но в моей памяти остались его воспоминания о том непростом времени, которое пришлось пережить нашим отцам, дедам и прадедам.
Помню, как отец рассказывал, что руководил депортацией специально прибывший в Грозный Лаврентий Берия. Кроме того, в Чечено-Ингушскую ССР была переброшена армия в составе 100 тыс. человек. Всем им был дан приказ расстреливать любого при попытке бегства и неповиновения, что они и делали. Согласно же некоторым документам, с жителями отдаленных аулов, находившихся высоко в горах, вообще не церемонились – их ликвидировали прямо на месте. Трагична история села Хайбах, жителей которого согнали в конюшню и сожгли заживо.
Так, 23 февраля, в два часа ночи, по кодовому слову «пантера» началась операция «Чечевица». Завершилась она к 9 марта. За это время было отправлено 180 эшелонов, в которых находились более 496 тысяч человек. Им пришлось оставить дома и всё нажитое. Везли же их в товарных вагонах.
Отец в семье был старшим. Эту страшную трагедию пришлось пережить ему в семилетнем возрасте. Вместе с ним подверглись депортации две его сестры и три брата. Приехав в Казахстан и пожив там немного, глава семейства (наш дедушка) и один из братишек отца умерли.
По его рассказам село Хо было небольшое – всего 50-60 домов. 23 февраля, под утро, их разбудил стук в дверь. Повсюду были солдаты. Они выгоняли сельчан из домов и всех вели на площадь, а потом стали конвоировать и спускать вниз – по горной дороге. На этот путь ушло двое суток. Ночевать им приходилось в горах, в пещерах. Еду готовили на костре, делили на всех то, что успели взять из своих домов. Уже на вокзале им стали раздавать хлеб и воду, а вот по дороге в Казахстан не кормили.
Страшно еще и то, что слабых и уставших просто расстреливали. У нашего дедушки была сестра пожилого возраста. Когда она не смогла идти и упала на снег, солдат подошел и выстрелил в нее. Устали, замерзли и отказались идти дальше также двое стариков, дети которых сейчас живут в селе Узынагаш. Тогда толпу депортируемых отогнали на несколько шагов назад, а их расстреляли. За те двое суток в горах полегло немало народу.
Уже на вокзале людей заставили сесть в товарные вагоны. Ехали в них в тесноте, в антисанитарии все вместе – стар и млад, мужчины и женщины. Если кто-то ослаб, то его расстреливали, а если в вагоне умирали ребенок или старик, то, остановив поезд, выбрасывали их тела. Так ехали 10 или 12 суток.
Было голодно и холодно. Наша бабушка – мама отца смогла взять с собой из дома две бурки, которые не пропускают ни дождь, ни снег. Чтобы как-то выжить, уже в Казахстане их удалось обменять на муку.
Спустя много дней их привезли на станцию Чемолган, где направили в колхоз имени Молотова. Местные ожидали, что к ним привезут «людоедов», а приехали простые люди – голодные, уставшие, истощенные.
В первый же день семью отца и еще четыре семьи поселили у стариков Копабаевых, у которых было всего две комнаты. Уже утром их распределили кого в клуб, кого по домам. Дело в том, что в этом же колхозе жили армяне, которых сюда выселили еще в 30-х годах прошлого столетия. И когда привезли чеченцев с ингушами, их заставили освободить часть домов.
Через несколько дней на центральной улице появилась бричка, на которой человек из комендатуры заманивал детей хлебом, чтобы потом отвезти их в каскеленский детдом. Отец и его сестренка не сели в бричку, а двое младших сели. Их увезли в Каскеленский детдом. Через неделю туда поехала их мама (наша бабушка). Со слов отца, в детском доме работала одна ингушка, которая помогла найти всех «молотовских» ребятишек.
В то время им всем очень хотелось есть. Многие умирали именно от голода. Поэтому родители не забирали своих детей из детского дома. Папины брат с сестрой пробыли там пять месяцев.
Если кто-то умирал, находили ткань для савана или же хоронили в кошме, которую давали местные жители. Все были вместе, помогали друг другу.
Отец учился в школе до пятого класса. Потом стал трудиться, чтобы в семье была еда. Подвозил зерно, делал любую работу. Ему записывали трудодни, давали хлеб, пшеницу или ячмень. Выходить за поселок строго запрещалось. Чтобы найти еду, детвора перебирала ботву на поле, с которой вырывала маленькие, немного прогнившие картофелинки. Из них мамы стряпали лепешки. Многие ели какую-то траву и потом умирали, поскольку она была ядовитой.
Через некоторое время руководство колхоза стало выдавать депортированным жителям скотину. Семье отца было выделено две козы, которых он и пас. Голод был таким невыносимым, что иногда отец забирался под козу и пил молоко прямо из вымени. Чтобы их семье выжить, он постоянно трудился все в том же колхозе, который занимался овощеводством и свекловодством, а в 1997 году вышел на пенсию.
В 1957-м году им было разрешено вернуться в Чечню, но от их аула ничего не осталось, поскольку всё растащили. Да и здесь уже привыкли, обжились, пустили корни. Вот и получается, что в селе Береке прожил он без малого 80 лет, обзавелся семьей, заслужил почет и уважение, был награжден медалью в честь 70-летия Великой Победы.
Когда отец с семьей сюда приехали, местные люди сами были очень бедными. Шла война. Из-за языковых барьеров трудно было общаться. Но дети быстро подружились. Казахи угощали чеченцев и ингушей куртом, пшеничной кашей, армяне же помогали им продуктами, давали работу. Все жили очень дружно – казахи, чеченцы, русские, немцы, армяне… Именно взаимовыручка, человечность, сострадание помогли депортированным выжить, продолжить свой род. И низкий поклон великой казахской земле, ставшей колыбелью для многих народов.
Ахаят АЛУЕВ,
житель села Береке.
ФОТО из семейного альбома.