Исторически сложилось, что в сфере религиозных отношений молодой Республике Казахстан – в наследие досталось общество с различными конфессиональными учениями и традициями.
На заре независимости учитывая объективную ситуацию и стремление к сохранению духовной целостности государства и общества Республика Казахстан конституционно утвердила себя демократическим, светским государством, где гарантировало каждому право на свободу совести, равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения.
Позже эволюционно закрепленные положения Конституции Республики Казахстан нашли свое продолжение в законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый 11 октября 2011 года, регулирующего реализацию прав граждан на свободу религии и убеждений, описанных в международных договорах и соглашениях по обеспечению принципа светскости нашей страны.
В настоящее время в нашей стране в мире и согласии проживают представители разных религий которые в полной мере реализуют свои конституционные права.
Однако достигнутое равновесие в религиозных отношениях не является незыблемым и неизменным. Данное равновесие, основано на религиозной и культурной толерантности народа Казахстана, его характера мышления. Поэтому главная цель – сохранить особый тип мышления народа, не допустить, чтобы наши граждане не попали под влияние деструктивных понятий экстремистских идеологий, которые на начальном этапе используют духовные потребности для внедрения в сознание человека.
Обращаясь к мировой истории можно утверждать, что религиозный экстремизм, в определённых условиях это оборотная сторона любой религии, ее негативная сторона, действующая под видом мнимой религиозности, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.
В контексте рисков, связанных с нашей Республикой религиозный экстремизм прежде всего старается в итоге размыть объективное понимание принципа светскости, заменить его формальным суррогатом.
Одной из причин религиозного экстремизма также является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне.
Следует отметить, что по данным многочисленных исследований религиозный экстремизм преимущественно находит благоприятную почву среди молодежи. Данное обстоятельство прежде всего повествует, что результаты скрытой и поэтапной деятельности идеологии религиозного экстремизма в будущем могут проявятся в форме нового поколения с новым мышлением, где принцип светскости государства не будут иметь для большинства никакого смыслового значения.
Поэтому, развитие принципа светскости в обществе трудная, но жизненно необходимая задача, где целью выступает общая работа по дальнейшему формированию образа мышления гражданина, который уважает и соблюдает принятые законы государства, чтит и хранит национальные культурные традиции. Если гражданин исповедует определенную религию в духовной практике прежде всего руководствуется общечеловеческими ценностями и религиозной толерантностью.
Ескендиров Жандос Акынбекович,
Главный специалист отдела анализа религиозной ситуации, информационно-разъяснительной и методической работы Управления по делам религий Алматинской области