На днях в селе Каргалы Жамбылского района, на базе Каргалинской средней школы № 3, состоялся республиканский семинар по обмену опытом в рамках реализации проекта «50 успешных школ нового формата». Наряду с педагогами Алматинской области в нем приняли участие представители Костанайской, Павлодарской и других областей – как в офлайн, так и в онлайн-форматах.
Стоит отметить, что в целях повышения квалификации педагогов и качества знаний учащихся в нашей области проводится большая работа совместно с Международным общественным фондом «Білім-Инновация». Поддержал её аким области Марат Султангазиев. Участниками пилотного проекта стали 50 школ, в том числе восемь из Жамбылского района. К ним относятся две средние школы села Каргалы, а также средние школы сел Узынагаш, Мынбаева, Кайназар, Шиен, Танбалытас.
Работу семинара открыла руководитель управления образования Алматинской области Салтанат Беспаева. Она отметила, что в регионе насчитывается 340 тыс. учащихся и 50 тыс. учителей. Вместе с тем в областном управлении образования трудятся лишь 25 специалистов, которых на такое количество педагогов, конечно же, не хватает. Дополнительно выделено шесть штатных единиц.
Как отметила выступавшая, к сожалению, в нашей области имеется немало переполненных и перегруженных учреждений образования. К примеру, в средней школе села Кемертоган Карасайского района, рассчитанной на 1200 учеников, в три смены обучаются более пяти тысяч детей. Этот и другие факторы отражаются на качестве образования.
Поняв, что дети везде одинаковые, что проблема заключается в квалификации учителей, в их отношении к своей работе, Салтанат Дауспековна стала искать пути выхода из сложившейся ситуации. Так и вышла на Международный общественный фонд «Білім-Инновация». После часовой презентации о проводимой фондом работе и предлагаемых проектах, представленных акиму области Марату Султангазиеву, было принято решение начать реализацию пилотного проекта, в который пока включено 50 школ. В случае его результативности аким области готов выделить необходимые средства еще для 50 школ.
В рамках семинара также выступила руководитель центра по реализации программ и проектов в сфере образования, культуры и спорта фонда «Қазақстан халқына» Зауре Байменова. Она рассказала о том, что этот фонд был создан в январе 2022 года по поручению Президента страны Касым-Жомарта Токаева. Непосредственно в сфере образования он реализует семь проектов, на которые направлено 32 млрд. тенге. Вместе с тем намечается реализация проекта по охвату 134 малокомплектных казахстанских школ. Кроме того, в Астане в один из проектов вовлечены 12 школ. В некоторых уже есть результат, в частности, в школах № 8 и № 37, а в других пока нет.
Главная цель проводимой работы – способствовать решению тех проблем, которые не может решить бюджет. При этом важно, чтобы она приносила мультипликативный эффект.
Проработав 30 лет в педагогике, Зауре Ануарбековна хорошо знает наиболее актуальные проблемы школ, а также типы педагогов.
– Есть такие учителя, которые вкладываются в урок, стараются провести его интересно и познавательно, – заметила она. – Но, к сожалению, имеет место и такое отношение, что лишь бы как-нибудь протянуть 45 минут. То, что у учителей есть свой персональный закон «О статусе педагога», это для нас большая честь, но вместе с тем и особая ответственность. По сути, наш статус будет зависеть не от этого закона, а от того, как нас оценит общество.
Остановилась она и на проблеме буллинга среди учащихся, отметив, что он бывает двух видов – со стороны учителя и со стороны детей. Унизить ребенка, сказав: «Садись, двойка» – это тоже относится к буллингу. И потому важно воодушевлять учеников, поддерживать, верить в них, помогать справиться с определенными трудностями, с которыми они столкнулись в этом непростом мире.
Спикер также сказала, что в нашей стране 17 областей и три крупных города. Фонду «Қазақстан халқына» необходимо охватить все регионы. Но если вложения окажутся нерезультативными, то нет смысла вкладывать в те или иные проекты.
Что же касается проекта «50 успешных школ нового формата», его итоги во многом зависят от учителей, а уже их деятельность – от мотивации. Если она есть, то будут и результаты, а если учителей заставлять, то их, увы, не будет.
Зауре Ануарбековна также заметила, что особую ценность имеет творческая среда, которая может вовлечь и активизировать даже самого ленивого учителя. Вместе с тем она пожелала всем педагогам в этот летний период, пока не нужно проводить уроки, пока мозг свободен от поурочных планов, определить для себя новые пути развития, принять важные решения.
Вице-президент Международного общественного фонда «Білім-Инновация» Ержан Аубакиров, рассказав об основных направлениях деятельности данной организации, презентовал проект под названием «50 успешных школ нового формата», разъяснив его цели и задачи, этапы и направления, ожидаемые результаты.
Отмечалось, что в него вовлечены 50 школ, а это 65 тыс. 917 учеников и 2 тыс. 500 педагогов. Он направлен на то, чтобы охватить всех различными мероприятиями. Первый этап – это стратегические сессии, второй – повышение квалификации педагогов, третий – менторство.
Вовлеченные в проект педагоги разделены на несколько категорий. Имеющих трудовой стаж до 10 лет специалистов – 700, преподавателей естественных дисциплин – 600, учителей начальных классов – 800, преподавателей английского языка – 300, управленцев администрации школы – 50 и повышение квалификации профориентаторов – 50.
Говоря об особенностях проекта, докладчик назвал три его главных составляющих. Это эффективное управление коллективом, кадры и комфортная учебная среда. У проекта есть две основные цели: во-первых, повысить профессиональный потенциал педагогических кадров региона; во-вторых, создать условия для формирования и развития воспитательной философии на основе национальных ценностей.
Как заметил докладчик, очень важно развивать у детей абстрактное мышление, которого у многих из них нет. В этой связи особую ценность имеют лабораторные занятия.
Ержан Бейсембекович также рассказал об особенностях системы ценностно-ориентировочного обучения, о необходимости менять свое сознание. В помощь учителям фонд разработал специальное мобильное приложение Kit App, а также учебно-методическое пособие «QADAM».
Что касается сроков, то проект будет реализовываться несколько месяцев. Эта работа началась в июне, а закончится в конце декабря текущего года. По всем 50-ти школам его будет сопровождать специально подготовленный человек, который скоро переедет из Астаны в Каскелен. И до начала реализации проекта, и после, чтобы сравнить и увидеть его результаты, проводится специальный мониторинг – среди учителей и учеников. Уже после реализации проекта в течение года будет по-прежнему оказываться поддержка.
Затем участницы проекта – учителя средней школы № 3 города Конаев Анаргуль Комаева и Гульмира Рахимова провели мастер-класс по такому ведению урока, чтобы он был и интересным, и познавательным, а дети могли чувствовать себя комфортно.
Они раздали участникам семинара маленькие домбры, вырезанные из картона, на которых при свете фонарика можно было прочитать названия трех кюйев Курмангазы. Пригодились и самодельные палочки с именами учеников.
В рамках этого мини-урока было важно оказывать детям внимание, давать им добрые и мудрые советы, научиться управлять классом без крика и даже без слов, просто поднятием ладони. Было предложено и такое задание: при помощи жестов и мимики изобразить то, что находится на видимой только одному из учеников картинке. А в заключение мастер-класса удалось дружно провести веселую и полезную разминку при помощи одних только ладоней.
Интересным и содержательным было выступление методиста областного методического центра по Жамбылскому району Ардак Сатовой. Используя видеоматериал и инфографику, она сделала большой, серьезный анализ проведенной работы и достигнутых успехов.
Со слов Ардак Жарылкасынкызы, учебно-методический центр в районе действует с 2019 года. Он охватывает работу всех 62 школ. К слову сказать, если в 2022 году в районе было 10 школ-тресменок, то в 2023 – уже девять.
В рамках проекта «Ауылдың аймақтарындағы тірек мектептерінің әлеуетін арттыру» средней школе имени Турара Рыскулова, что в селе Узынагаш, из фонда «Қазақстан халқына» было выделено 250 млн. тенге для укрепления ее материально-технической базы и, в частности, для должного оснащения учебных кабинетов. Педагоги этой школы, пройдя обучение на базе Назарбаев интеллектуальная школа, внедряют полученные опыт, навыки и знания теперь уже в своем учебном заведении.
Что же касается проекта «50 успешных школ нового формата», в рамках которого ведется изучение опыта организации деятельности лицеев фонда «Білім-Инновация», то 184 учителя из восьми школ-участниц уже прошли обучение на соответствующих курсах, а 166 будут проходить его в августе. Также говорилось об участии школ района в ряде других проектов, об особо отличившихся педагогах, прославивших свой район на уровне области и республики.
Своими наработками поделились учителя Каргалинской школы № 3, в которой и проходил семинар. Среди них Сауле Джомартова, Нурсултан Дильдабаев и Балнур Рахманбергенова, которые раскрыли особенности так называемой БиС-технологии и ознакомили с выставкой работ своих учеников, подготовленных на ее основе.
Сама эта аббревиатура включает в себя два важных слова – «биоинформатика» и «синергетика». Занятия организованы таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Если на традиционном уроке удается опросить и поставить оценку пяти-семи учащимся, то при работе по технологическим картам работает каждый ученик на каждом уроке.
Вместе с тем довольно просто решается вопрос наполняемости оценок. Причем, оценка не может быть случайной, потому что её нужно зарабатывать и подтверждать. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Немаловажно то, что происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, развивает личностные качества участников всего этого процесса.
Своим опытом повышения качества проведения урока поделилась учитель начальных классов средней школы имени Абдоллы Карсакбаева, что в селе Жанакурылыс Узынагашского сельского округа Жамбылского района, Ляззат Керимкулова, которая провела интересный мастер-класс.
Об инновационном подходе к повышению качества образования рассказала и учитель математики средней школы села Мынбаева Нургуль Асилбекова. После ее мастер-класса у многих участников проявился особый интерес к царице всех наук – математике.
При подведении итогов этого республиканского семинара еще раз было отмечено, что главная цель проекта «50 успешных школ нового формата» – повышение профессионального потенциала педагогических кадров и качества образования на основе 30-летнего опыта лицеев «Білім-инновация».
В целях реализации данного проекта под руководством Салтанат Беспаевой охвачены директора 50-ти школ, с которыми были проведены разъяснительные работы, семинары, тренинги. Главная же цель самого фонда «Білім-инновация» – воспитание подрастающего поколения, способного в дальнейшей жизни реализовать себя как личность на основе приобретенных интеллектуально-нравственных ценностей, выпускать из школы конкурентоспособных молодых людей, воспитанных в духе национальных традиций.
СПРАВОЧНО
Международный общественный фонд «Білім-инновация» был создан для развития двустороннего сотрудничества в области образования между Казахстаном и Турцией при прямой поддержке глав двух государств.
Под руководством МОФ «Білім-Инновация» и «Білім-Орда» находятся 27 государственных лицеев «Білім-Инновация», три частных, Международные школы «Spectrum» в городе Астана, «Galaxy» в городе Алматы, два колледжа в городах Алматы и Тараз, а также в рамках меморандумов – три школы в городах Атырау, Кульсары и Экибастуз.
27 государственных лицеев «Білім-Инновация» являются специализированными организациями образования естественно-математического направления.
В лицеи принимаются учащиеся с седьмого класса на конкурсной основе после прохождения тестов по математике, логике, казахскому языку и истории Казахстана.
Экзамен по английскому языку не проводится, чтобы дать возможность для поступления в лицеи талантливым детям из сельских районов. Его начинают изучать здесь с уровней Beginner и Elementary, а позже достигают уровня Pre-Intermediate.
Отличительной особенностью образовательного процесса является интеграция содержания учебных программ в естественно- математических циклах, а также применение инновационных технологий.
Основная цель лицея – создать необходимые условия для развития национальных и общечеловеческих ценностей, функциональной грамотности талантливых и одаренных детей, готовых к самоактивации, дать им качественное образование, основанное на достижениях науки и практики.
Обучение ведется на четырех языках – казахском, русском, английском и турецком. Предметы естественно-математического цикла ведутся на английском языке. Турецкий язык изучается как второй иностранный.
К факторам достижения успеха здесь относят системный и четкий учет знаний учащихся. Он включает в себя рейтинговую систему оценивания результатов учебных достижений; один раз в четверть проводится тестирование по всем предметам. Добавим к этому единые контрольные срезы среди всех БИЛ республики, а также дополнительное отведение часов для отработки навыков и умений по изучаемым дисциплинам.
Системный учет уровня усвоения знаний в БИЛ проводится в форме тестирования по 12 предметам в конце каждой четверти. Лист ответов загружается на сайт test.bilik.kz. Результаты всех учащихся объявляются на сайте в день экзамена. Затем составляются рейтинги среди учащихся по классам и по лицеям. Ученики, показавшие высшие результаты, награждаются руководством лицеев, а лицеи с самыми высокими результатами – МОФ «Білім-Инновация».
По итогам тестирования руководство лицеев имеет возможность сделать анализ усвоения знаний по предметам по каждому ученику, по классам и по всему лицею.
Если говорить о преподавательском составе, то во время открытия первых лицеев для преподавания английского языка, а также профильных предметов на английском языке были привлечены иностранные педагоги. Причем, более 90% составляли преподаватели из Турции. С 1997 года ведется системная работа по замещению иностранных специалистов казахстанскими педагогами.
Помощниками воспитателей были приняты студенты, владевшие казахским, русским и английским языками. После окончания вузов они стали первыми педагогами, преподающими на английском языке.
Ежегодно в целях повышения квалификации учителей проводятся семинары Оксфордской академии образования, для преподавателей информатики – сертификационные курсы CISCO, семинары для преподавателей всех предметов, психологов, библиотекарей, воспитателей и молодых специалистов, курсы повышения квалификации в ведущих центрах мира.
Цель воспитательной работы лицеев – формирование и реализация ключевых компетенций учащихся. План составлен по восьми направлениям, согласно Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Он направлен на воспитание ценностей общенациональной идеи «Мәнгілік ел», Стратегии «Казахстан-2050», программы «Рухани жаңғыру».
При составлении плана использованы различные формы и методы воспитательной работы, учтены возрастные особенности учащихся.
Ежегодно проводятся методические семинары, инструктивно-методические совещания воспитателей и классных руководителей.
При организации контроля работы лицеев особое внимание уделяется выполнению плана воспитательной работы классных руководителей, обязательному ношению школьной формы. Посещаются внеклассные, внеурочные мероприятия, уроки, где отслеживается воспитательный компонент, даются полный анализ и рекомендации.
В лицеях работают кружки домбры, гитары, хореографии, фотодизайна, рукоделия, приготовления блюд, спортивные секции по игре в теннис, волейбол, баскетбол, футбол, шахматы, еркін күрес, джуиджитсу (күрес), каратэ до. Действует и кружок проектирования макетов, исследовательской работы.
Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Воспитанники лицеев принимают участие в конкурсах сочинений, стихов, рисунков, видеофильмов о родном городе и являются призерами городских, республиканских, международных конкурсов.
В лицеях ведется работа, направленная на выявление потенциально одаренных детей, на определение уровня исследовательских способностей обучающихся, на привлечение школьников к участию в конкурсах, играх, викторинах. Стали традиционными такие мероприятия, как интеллектуальный марафон, школьные предметные олимпиады, конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции.
Психологическая служба является структурным подразделением лицеев. Согласно плану работы психологов, ведется журнал бесед с детьми, проводятся тренинги с учащимися 11-х классов по подготовке к ЕНТ, а также беседы с родителями.
Особое внимание в лицеях уделяется пропаганде здорового образа жизни, спортивно-оздоровительной деятельности, проводятся спортивные мероприятия и фестивали.
Важную роль в дальнейшем совершенствовании воспитания подрастающего поколения играет содружество школы и семьи. Родительская общественность принимает активное участие в жизни лицеев. Проводятся спортивные соревнования, семейные марафоны с участием родителей. Создана родительская академия.
Для проведения классных часов приглашаются родители, общественные деятели, представители различных профессий.
По итогам каждой четверти во всех классах лицеев проводится педагогический консилиум, где каждый родитель имеет возможность встретиться со всеми учителями и получить полную информацию о своем ребенке, узнать о его успеваемости по предметам, об отношении к урокам.
Немаловажно и то, что одной из традиций лицеев является обязательное посещение учащихся на дому классными руководителями, воспитателями, членами администрации.
Танзиля МУХТАРОВА.
Жамбылский район.