Стране угрожают снижение цен и спроса на нефть и рост дефицита бюджета
Фискальная политика Казахстана остаётся экспансионистской, считают аналитики Всемирного банка. В последнем экономическом отчёте «Увеличение доходов для долгосрочных инвестиций», исследователи прогнозируют, что дефицит останется высоким на уровне 3,1% ВВП в 2025 году, а затем сократится до 2,7% в 2026 году. Хотя государственный долг остаётся управляемым, растущие внутренние затраты по заимствованиям и зависимость от Национального фонда для фискальной поддержки создают проблемы для обеспечения устойчивости, считают эксперты. В специальном разделе отчёта обсуждаются реформы по мобилизации доходов и излагается комплексная программа налоговых реформ для решения фискальных проблем. Предлагаемые реформы включают переход к прогрессивной системе подоходного налога, постепенную отмену неэффективных налоговых льгот, реформы НДС, приведение акцизов в соответствие с экологическими целями и улучшение налогового администрирования.
Экономика Казахстана продолжает демонстрировать рост, однако перед страной стоят значительные вызовы, требующие структурных реформ, отмечают авторы доклада. По данным ВБ, в 2024 году рост ВВП РК составил 4,0%, поддержанный расширением бюджетных расходов и увеличением потребительского кредитования. Однако слабый рост реальных доходов и снижение инвестиций создают риски для долгосрочной устойчивости экономики. В 2025 году ожидается временный рост до 4,7% за счёт расширения добычи нефти, однако после этого прогнозируется замедление до 3,0-3,5% из-за низкой производительности и сокращения инвестиций. Инфляция остаётся выше целевого уровня в 5%, хотя наблюдается её постепенное снижение — до 7,5-8% в 2025 году и 6% в 2026 году.
Ключевые макроэкономические факторы, влияющие на экономику Казахстана, включают:
〶 Снижение глобальных цен на нефть (ожидается снижение до $72 за баррель в 2025 году);
〶 Валютные колебания, обусловленные ослаблением российского рубля;
〶 Рост государственных расходов, что может привести к инфляционному давлению и увеличению бюджетного дефицита.
«Бюджетная политика Казахстана по-прежнему остаётся экспансионистской с повышенным дефицитом бюджета в 2025-2026 годах. Хотя государственный долг остаётся управляемым, растущая зависимость от внутренних заимствований и изъятий из Национального фонда для покрытия бюджетного дефицита вызывает опасения по поводу устойчивости. В этом отчёте мы подчёркиваем важность фискальной дисциплины и диверсификации источников доходов для решения этих проблем», — говорит Андрей Михнев, постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане.
Дефицит бюджета увеличится с 1,6% ВВП в 2023 году до 3,1% в 2025 году, а затем снизится до 2,7% в 2026 году. Расходы опережают рост доходов, что требует налоговой реформы для повышения собираемости налогов. Аналитики ВБ полагают, что эффективная реализация налоговой реформы и повышение эффективности государственных расходов могут привести к увеличению доходов бюджета и снижению зависимости от нефтяных доходов. В долгосрочной перспективе Казахстану необходимо усилить меры по диверсификации экономики, поддержке частного сектора и повышению инвестиционной привлекательности.
«Доходы от подоходного налога с населения являются одними из самых низких в мире, и за последнее десятилетие они неуклонно снижались, что отражает значительные пробелы в мобилизации доходов», — говорится в докладе.
За последние пять лет отношение подоходного налога с населения (ПНН) к ВВП в среднем составляло всего 1,3%, что намного ниже среднего показателя по ОЭСР в 8,1% за тот же период. До 2007 года в Казахстане действовала прогрессивная система ПНН с налоговыми категориями от 5% до 30%. Однако переход на единую ставку налога в 10% в 2007 году, призванный упростить систему, не привёл к увеличению доходов. До 2007 года отношение ПНН к ВПП было в среднем на уровне 1,7%.
Данные ОЭСР с 2018 года показывают, что скрытая налоговая ставка Казахстана на труд, измеряющая налоги и отчисления на социальное страхование относительно общего вознаграждения работников, составляла всего 24,5%, что значительно ниже среднего показателя по ЕС-28 в 36,3%.
«Казахстан не взимает налогов на чистое богатство или наследство. В сочетании с плоской ставкой подоходного налога с населения отсутствие налога на богатство усугубляет несправедливость и регрессивность налоговой системы. Эти пробелы представляют собой критически важную возможность для реформ», — подчёркивается в докладе.
Такая реформа способствовала бы увеличению поступлений от этого важнейшего налогового инструмента при одновременном повышении справедливости, считают аналитики. Самая высокая предельная ставка в предлагаемой структуре ПНН может быть приведена в соответствие со стандартной ставкой КПН. Параллельно с этим необходимо ввести механизм ежегодной корректировки на инфляцию освобождённой от налогов категории, вычетов и налоговых кредитов для сохранения справедливости с течением времени.
Для дальнейшего упрощения налогообложения можно ввести единую 10-процентную ставку налога на все формы дохода с капитала, охватывающую проценты, дивиденды и прирост капитала, независимо от источника. Со временем эта единая ставка налога на доход с капитала может быть постепенно увеличена, дополняя переход на прогрессивную структуру ПНН с более высокими предельными ставками в рамках режима двойного налогообложения доходов. Такой подход будет способствовать более справедливому формированию доходов и укреплению финансовой устойчивости.
Также у экспертов вызывают сомнения эффективность налоговых льгот для привлечения инвестиций и стимулирования бизнеса. По данным, представленным в отчёте, налоговые потери составляют до 17% ВВП, в то время как экономические выгоды остаются неравномерными. Мировой опыт показывает, что льготы часто не дают долгосрочного эффекта и могут препятствовать росту. Авторы доклада рекомендуют Казахстану сократить неэффективные льготы, повысить прозрачность и внедрить систему мониторинга, чтобы фискальная поддержка действительно способствовала устойчивому развитию.
Высказались аналитики Всемирного банка и о налоге на добавленную стоимость. Несмотря на то, что НДС является вторым по величине источником государственных доходов после КПН, он значительно отстаёт от международных стандартов.
Хотя НДС является критически важным источником доходов, в 2022 году он принёс Казахстану всего 4% ВВП — ниже среднего показателя для стран с высоким уровнем дохода в 7%. До 2009 года НДС в значительной степени зависел от импорта, причём импортный НДС составлял почти 80% от общего дохода от НДС. За последнее десятилетие, однако, эта зависимость сократилась почти вдвое, в основном из-за снижения ставок НДС и структурных изменений.
Хотя снижение зависимости от импортного НДС соответствует политике, направленной на диверсификацию экономики, оно также выявило уязвимости во внутренних сборах НДС. Для повышения эффективности НДС необходимы более широкие реформы, чтобы охватить большую долю внутреннего потребления и сократить разрыв с международными нормами.
Как отмечается в отчёте ВБ, низкая ставка НДС (12%) и обширные исключения ограничивают налоговую базу Казахстана и снижают доходы. Хотя ставка была снижена для стимулирования потребления, она остаётся одной из самых низких среди аналогичных стран. Освобождение 47 категорий товаров и услуг, включая специальные экономические зоны, сужает базу налогообложения и усложняет администрирование. Высокий порог регистрации НДС ещё больше ограничивает сбор доходов. Оптимизация исключений и порога регистрации поможет упростить систему и повысить её эффективность, заключают эксперты.
«Даже умеренное повышение ставки — наряду с улучшением соблюдения и расширением базы — может принести значительные доходы без существенного влияния на экономический рост. При производительности НДС на уровне 0,33 повышение ставки на 3 процентных пункта может принести дополнительно 1% ВВП в виде доходов при условии минимальных изменений в поведении. Исследования последовательно показывают, что, как налог, основанный на потреблении, НДС, как правило, менее искажает экономическую активность, чем налоги на доходы, поскольку он напрямую не препятствует инвестициям или труду, за исключением случаев применения освобождений. Реформы НДС представляют собой недостаточно используемый инструмент, который предлагает неиспользованный фискальный потенциал для увеличения доходов. Целенаправленные реформы — умеренное повышение ставки, снижение порогов регистрации и ограничение освобождений — могут превратить НДС в краеугольный камень базы фискальных доходов», — утверждают авторы доклада.
Укрепление НДС таким образом не только увеличит доходы, но и уменьшит зависимость от нестабильных доходов, связанных с нефтью, и поможет финансировать амбициозную программу развития инфраструктуры страны, резюмируют аналитики.
Также ВБ рекомендует Казахстану пересмотреть акцизные налоги. Их сбор в республике, по мнению авторов отчёта, остаётся низким из-за узкой базы и низких ставок, составляя всего 0,7% ВВП — в 4,5 раза меньше среднего по ОЭСР. Основное налогообложение сосредоточено на табаке, алкоголе и нефтепродуктах. Расширение базы за счёт всех видов ископаемого топлива, включая уголь и природный газ, может увеличить доходы до 2% ВВП и помочь Казахстану избежать потерь в рамках углеродного налога ЕС. Эти реформы поддержат климатические обязательства страны, снизят зависимость от ископаемого топлива и укрепят государственные финансы.