В образовательной сфере и в обществе в целом дошкольное воспитание имеет особое значение. Как нужно построить работу тех же детских садов? Какими качествами должны обладать их заведующие? Об этом и о многом другом говорили участники регионального семинара, проходившего в селе Кыргауылды Райымбекского сельского округа Карасайского района, на базе детского сада «Ақ көгершін».
Карасайский район
Инициатором его проведения выступил учебно-методический центр развития образования управления образования Алматинской области. В семинаре приняли участие заведующие детских садов Карасайского и Жамбылского районов. Главная его тема – «Стремление к нововведениям – гарантия успеха». В рамках семинара коллектив детсада «Ақ көгершін» поделился опытом работы, применяемыми здесь инновациями.
Открыла и вела его методист вышеназванного центра Раушан Тумаева. Рассказав о том, что удалось сделать, она также обозначила поставленные на текущий год задачи. Отмечалось и то, что особое внимание будет уделено деятельности не просто педагогов, а именно заведующих детсадов, в том числе по обмену опытом между коллективами. Начало этой большой работе было положено на этом семинаре – в детском саду «Ақ көгершін».
Затем состоялся довольно интересный психологический тренинг. Провела его педагог-психолог средней школы имени Альжан Бухарбайкызы, что в селе Шамалган, Акляйм Сауыт. Сначала его участники получили по белому листу бумаги, из которого каждому из них нужно было сделать свой образ. Причем, без ножниц и других инструментов. По получившимся бумажным человечкам Акляйм Асхаткызы составляла психологические портреты их авторов, называя сильные и слабые стороны.
Затем был проведен тренинг-инсценировка. Одна из заведующих детским садом играла роль сидящего на стуле ребенка, а пятерым другим пришлось изображать строгих родителей, главное слово в лексиконе которых – «нельзя». Поочередно они говорили своему «подопечному», что нельзя проводить мнго времени в телефоне, бегать, кричать, плакать, просить что-либо купить и тому подобное. При этом они завязывали глаза и уста условного ребенка красными лентами, связывали его руки и ноги. Но, как оказалось, важно не просто запрещать что-либо делать или не делать, но также пояснять причину запрета, не забывая при этом самое важное – говорить ребенку, что его любят.
Центральной частью семинара стало ознакомление с поставленной в этом детском саду работой, с посещением занятий. Со слов заведующей детским садом Сымбат Канафиновой, всего здесь 14 групп, в которых получают воспитание 320 детей и трудятся 70 человек, 36 из которых – воспитатели. Причем, 14 ребятишек получают инклюзивное образование.
Все занятия были насыщенными, интересными. В группе «Куншуак» дети рисовали. Воспитанники группы «Мактаныш» провели занятие по робототехнике. Но прежде чем войти в мастерскую, ребятишкам нужно было, пританцовывая, пройти через препятствия – пять разноцветных колец. Затем все вместе они строили ракету и роботов.
А вот в группе «Балауса» прошел мастер-класс по народному творчеству. Причем, воспитатель Ляззат Кулынбаева, надев казахскую национальную одежду, на время стала бабушкой, показавшей ребятишкам, как можно изготавливать самые разные национальные изделия из войлока и пряжи. Поделив своих воспитанников на несколько групп, каждой она дала определенное задание. Одни шили сырмак, другие – кииз, а третьи делали бусы из разноцветных войлочных шариков. Было очень интересно.
Продолжением семинара стала теоретическая часть, совмещенная с игровыми моментами, на которой был раскрыт ряд важных тем. Жамбылский район представляли заведующая детским садом «Үлан» Бакытгуль Смагулова и заведующая детским садом «Бөбек» Ардак Нусипова, а Карасайский – заведующая детским садом «Сандуғаш» Меруерт Бигельдиева и заведующая детским садом «Жанерке» Назгуль Омирзакова. В своих выступлениях они не только раскрывали темы, но и проводили аукционы, творческие мастерские, игры, конкурсы.
Говорилось о том, как наиболее эффективно организовать работу педагогического совета; как лучше продумать пути повышения квалификации воспитателей; как укрепить взаимодействие между коллективм детского сада и родительской общественностью. При этом особо подчеркивалось, что управление детским садом – это постоянное стремление к нововведениям.
На таком этапе семинара, как «Открытый микрофон», состоялся обмен мнениями, были даны ответы на волновавшие вопросы. В заключение же Раушан Кабдолдаевна провела постер-сессию, во время которой раскрыла такую важную тему, как «Основные направления работы в управлении детским садом».
– Убеждена, что участники семинара очень интересно провели время, получили много важной информации, – поделилась своими впечатлениями методист по дошкольному образованию Карасайского районного одела образования Ляйля Раимова. – Не случайно семинар проходил на базе детского сада «Ақ көгершін», где трудятся настоящие профессионалы своего дела, всегда готовые поделиться опытом, интересными наработками. Думаю, многие заведующие взяли для себя что-то полезное, смогли понять составляющие успешного руководства детским садом. Поскольку речь идет о воспитании подрастающего поколения, о гармоничном развитии личности, такая работа важна и нужна.
Танзиля МУХТАРОВА.