В зависимости от требований времени налоговое законодательство периодически претерпевает изменения. К примеру, с 1 января 2020 года в стране действует трехлетний мораторий на проверки субъектов предпринимательства. Вместе с тем в текущем году был изменен срок оплаты налога на транспортные средства. По этому и многим другим вопросам, волнующим читателей нашей газеты, мы попросили дать пояснения заместителя руководителя районного управления государственных доходов Гани Малыбаева.
– Гани Айткулович, как известно, с 1 января 2020 года введен мораторий на проверки. Вместе с тем в период пандемии были предприняты такие меры государственной поддержки, как освобождение предпринимателей от налогов. Как проходит мораторий? Насколько эффективными оказались меры господдержки?
– В своем Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что эффективный малый и средний бизнес – это прочная основа развития города и села, которая играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны. Наш Президент всегда уделяет особое внимание поддержке малого и среднего бизнеса. Проявляется это и в том, что с 1 января 2020 года сроком на три года вступил в силу мораторий на проверки, профилактический контроль и надзор с посещением в отношении субъектов малого и микробизнеса. Вместе с тем хочу заметить, что действие моратория не распространяется на проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку, конституционному строю и национальной безопасности. В таких случаях проверки будут проводиться на основании решения первого руководителя органа контроля и надзора. Кроме того, проверки возможны, если их инициировал сам предприниматель в отношении собственной деятельности, а также по тем конкретным основаниям, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом.
Что касается мер государственной поддержки, то с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года малый и микробизнес освобожден от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН), индивидуального подоходного налога (ИПН), социального налога (СН) и единого земельного налога (ЕЗН). Принимаемые меры позволяют раскрыть предпринимательский потенциал, улучшить рост малого и среднего предпринимательства, что способствует экономическому росту и улучшению благосостояния страны.
– Имеют ли место нарушения налогового режима? Какие при этом предусмотрены меры наказания?
– Что касается нарушений налогового режима, в том числе по сокрытию или занижению доходов, то они могут быть выявлены по итогам камерального контроля. Наказание по данным нарушениям предусмотрено статьями 94 и 96 Налогового кодекса РК. Со своей стороны по мере поступления жалоб мы выезжаем на место и привлекаем нарушителей налогового законодательства к мерам административного воздействия. Делается это на основании части 3 статьи 284 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Причем, если подобное происходит в первый раз, то выносим предупреждение.
– Как связанная с коронавирусом пандемия отразилась на сборе налогов? Какая складывается ситуация в настоящее время?
– На сегодняшний день на сборе налогов отрицательно сказались два фактора. Первый – это, конечно же, сама пандемия, а второй – освобождение от уплаты ряда налогов. К примеру, на 1 апреля 2021 года по индивидуальному подоходному налогу в государственнцю казну поступило 117 953 тыс. тенге, тогда как за аналогичный период 2020 года – 432 969,0 тыс. тенге. Снижение составляет 315 017,0 тыс. тенге или 27,2%. Примерно также обстоят дела и с другими видами налогов. Так что формирование налоговой базы в период пандемии, как говорится, «хромает».
– Не могли бы Вы дать более подробные разъяснения по сопроводительным накладным на товары, по которым у предпринимателей имеется немало вопросов?
– Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16.11.2020 года № 1104 разработаны и утверждены «Правила и сроки реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары и их документооборот». Данный проект осуществляется для постепенного и более «мягкого» перехода к обязательному внедрению сопроводительных накладных на товары (СНТ). Другие его цели – помочь налогоплательщикам адаптироваться к работе с СНТ, настроить их учетные системы, а также взаимодействие с покупателями и поставщиками. Поскольку речь идет о пилотном проекте, меры административной ответственности во время его проведения применяться не будут.
Хотел бы заметить, что проект реализуется по подакцизной продукции, по ввозу и вывозу товаров с территории нашей страны с 18 января до 1 июля 2021 года; по товарам, по которым электронные счета-фактуры подлежат выписке посредством виртуального склада с 1 февраля до 1 ноября 2021 года; по товарам из перечня изъятия ВТО с 1 июля 2021 года до 1 февраля 2022 года; по товарам, ввозимым на территорию РК с территории государств-членов ЕАЭС, а также вывозимым с территории данных государств в период с 18 января по 1 июля 2021 года. СНТ оформляются при перемещении, реализации товаров по территории Республики Казахстан – не позднее начала перемещения реализации товаров; при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, – не позднее начала перемещения при реализации товаров, по которым произведена таможенная очистка; с территории государств-членов ЕАЭС – до пересечения Государственной границы Республики Казахстан; при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств, не являющихся членами ЕАЭС, и государств-членов ЕАЭС – не позднее начала перемещения, реализации товаров; при реализации золотосодержащей продукции посредством трубопровода – ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем реализации. Получатель СНТ в течение 20 рабочих дней после даты регистрации СНТ в ИС ЭСФ посредством ИС ЭСФ подтверждает или отклоняет СНТ.
Также хочу отметить, что налогоплательщики, которые занимаются розничной торговлей товаров, в том числе в так называемых магазинах у дома, не должны создавать никаких виртуальных складов. Они только подтверждают СНТ на приобретенную алкогольную продукцию или сигареты. Такую процедуру можно осуществлять с помощью бесплатного мобильного приложения ИС ЭСФ, доступного в Play Market. Видео-уроки о том, как зарегистрироваться и как подтвердить полученную от поставщика СНТ, размещены на сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов РК в разделе «ИС ЭСФ», в подразделе «Сопроводительные накладные на товары», во вкладке «Видео-уроки», а также на YouTube-канале, где следует ввести слова «Внедрение СНТ в РК».
По остальным товарам оформление СНТ и подтверждение полученной продукции не требуются. При их реализации необходимо пробивать чеки онлайн-ККМ. При этом хочу заметить, что несписание товаров, реализованных по чекам онлайн-ККМ, на виртуальном складе у таких налогоплательщиков не является нарушением законодательства.
– Как мы знаем, первого апреля текущего года истек срок оплаты налога на транспорт. Какие административные меры будут приняты по отношению к тем, кто не успел его оплатить?
– Налогоплательщикам, которые не успели оплатить налог на транспортные средства до 1 апреля текущего года, будут выставлены уведомления о задолженности. Далее по истечении 30-ти календарных дней формируется налоговый приказ. Затем материал будет передан в Палату частных судебных исполнителей для принудительного взыскания задолженности по налогам.
Хочу отметить, что налог на транспорт исчисляется за фактический период владения транспортным средством. В случае же продажи налог за фактический период владения должен быть внесен в бюджет до снятия транспортного средства с регистрационного учета. Уплатить налоги физические лица могут в мобильном приложении «E-Salyq-Azamat», а также наличными денежными средствами в отделениях банков второго уровня либо в платежных терминалах при помощи банковских карт. С текущего года срок уплаты налога на транспортные средства изменен. К примеру, если налог за 2019 год нужно было оплатить не позднее, чем 31 декабря 2019 года, то срок уплаты налога на транспортные средства физических лиц за 2020 год истек 1 апреля 2021 года. Исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых уполномоченными органами, осуществляющими учет и регистрацию транспортных средств. В частности, речь идет о Комитете административной полиции МВД РК, о местных исполнительных органах.
Сумму налога на транспортные средства по ИИН налогоплательщика можно узнать на интернет-ресурсе Комитета государственных доходов www.kgd.gov.kz. Для прекращения требований органов госдоходов по исполнению данного налогового обязательства нужно своевременно снимать транспортное средство с регистрационного учета.
В случае образования задолженности налогоплательщикам необходимо самостоятельно исполнить налоговое обязательство по налогу на транспорт. Чтобы также по ИИН гражданина узнать информацию о налоговой задолженности, в интернет-ресурсе Комитета www.kgd.gov.kz и на портале «Электронного правительства» можно воспользоваться электронным сервисом «Сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности», а также в СпецЦОНе или в налоговом органе по месту регистрации физического лица, или же воспользовавшись бесплатным мобильным приложением «E-Salyq Azamat».
– Как известно, имущественный и земельный налоги будут объединены. Что можно сказать по этому поводу? Когда данное нововведение вступит в законную силу?
– Еще 10 декабря 2020 года Главой государства был подписан Закон Республики Казахстан № 382-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», согласно которому внесены изменения в части уплаты транспортного, земельного и имущественного налогов физических лиц. Как я уже отмечал выше, чтобы исключить образование переплаты в связи с изменением фактического срока владения транспортными средствами, не допустить волокиты в связи с возвратом ошибочно или излишне уплаченного налога на транспортные средства, срок его уплаты перенесен на конец первого квартала года, следующего за отчетным.
Вместе с тем для физических лиц предусмотрено объединение двух налогов – имущественного и земельного. Причем, без изменения элементов налога, то есть объекта обложения, налоговой базы, ставок, порядка исчисления и уплаты. Таким образом, эти два налога будут считаться по отдельности, согласно действующему порядку, но уплачиваться одной общей суммой и по одному коду бюджетной классификации (КБК). Введение данной нормы предусмотрено с 2020 года. Значит, по обязательствам 2020 года мы платим в текущем году. Причем, это уже не раздельный, а объединенный налог на имущество. Данное нововведение упростит уплату этих двух налогов.
Вместе с тем хотелось бы сказать об отмене земельного налога для собственников многоквартирных жилых домов. Дело в том, что норма об освобождении от уплаты земельного налога квартир или комнат в многоквартирных жилых домах сопряжена со сложным администрированием. Речь идет о сложностях в определении доли, приходящейся на квартиру или комнату, ее площади, исчисления суммы земельного налога, а также нецелесообразностью затрат на начисление и сбор данного налога. Поскольку любое налогообложение предполагает, что «налоговый» доход должен значительно превышать административные расходы, законом предусмотрено введение данной нормы с 2020 года, то есть за 2020 год земельный налог за данные земельные участки уплачиваться не будет.
– Как районным управлением государственных доходов осуществляется камеральный контроль и каковы его результаты?
– Целью проведения камерального контроля является предоставление налогоплательщику возможности самостоятельного устранения нарушений без применения штрафных санкций и выхода на налоговую проверку.
В настоящее время применяются несколько методов камерального контроля. Один из них это автоматизированный метод (автозапуски), который значительно экономит время работников и позволяет обнаруживать практически все ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности (ФНО), а также при расхождении по оборотам.
Кроме того, используются и такие методы камерального контроля, как анализ представленных ФНО и документов налогоплательщиков; их соответствие виду осуществляемой деятельности; анализ сведений, полученных из различных источников информации.
Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности с учетом положений статьи 48 Налогового кодекса РК. Проведение камерального контроля на постоянной основе заметно повышает налоговую дисциплину налогоплательщиков.
– Спасибо за содержательную беседу.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Ерлана АЛИАСКАРОВА.