В нашей стране все более уверенные темпы набирает институт медиации. Медиаторами выступают и многие судьи. Специально для них в городе Каскелене, в зале заседаний районного суда, был проведен семинар-тренинг. Открыл его судья Алматинского областного суда Фархат Абдуллин, а вел генеральный директор ОЮЛ «Ассоциация медиаторов Казахстана», тренер-медиатор международного класса Жандильда Жакупов.
Сообща Жандильда Ажигалиевич и судьи-медиаторы области, опираясь на Послание Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», попытались еще раз более глубоко понять суть и цели медиации, а также найти инструменты урегулирования споров и разногласий в этой сфере.
Отмечалось, что в нашей стране институт медиации действует вот уже седьмой год, что благодаря политике Елбасы, развивается он довольно стремительно – гораздо быстрее, чем в странах Европы, чем в той же Германии, где действует он довольно продолжительное время. Скажем, в прошлом году в Казахстане только на два месяца для развития медиации государство выделило 30 млн. тенге. Объясняется это еще и тем, что она дает хорошие результаты.
Были приведены интересные факты. Если взять опыт США, то 93 из 100 обратившихся к медиаторам напрочь забывают дорогу в суд. А все потому, что решать свой спор самому, да еще и конфиденциально – это и удобно, и выгодно. Фактически все идет к тому, что постепенно все споры будут переходить в руки медиаторов. Поступают предложения проводить медиацию даже в онлайн-режиме, не контактируя напрямую с собеседником. Ожидается также, что медиация значительно разгрузит суды и позволит им более углубленно заниматься теми категориями дел, которые требуют следственных разбирательств.
Попытались разобраться участники тренинга и в том, кто такой медиатор, что такое процедура медиации, какова цель принятия в Казахстане Закона «О медиации»? Выяснилось, что медиатор как примиритель сторон – толкование неверное, а само слово «примиритель» раздражает людей, поскольку каждый ищет не примирения, а своей собственной выгоды. По раскрытию сути слова «медиатор» звучали и такие варианты ответов, как «посредник», «разрешает конфликты», «урегулирует», «сглаживает». Но в идеале медиатор – это тот, кто «приводит стороны к общей точке».
Что касается процедуры медиации, то, опираясь на свой богатый практический опыт, тренер-медиатор раскрыл вот какой секрет: всеми действиями людей управляют их личные интересы. Причем, даже в состоянии конфликта.
Что же касается Закона «О медиации», то, как оказалось, необходим он не для того, чтобы разгрузить суды, а, прежде всего, для того, чтобы соблюсти право выбора человека: каким путем разрешать те или иные споры – на уровне суда, следствия или же при помощи медиатора. Направлен он также на то, чтобы снизить конфликтность в обществе, способствовать вхождению нашей страны в Топ-30.
Попытались понять участники тренинга и то, чем отличается медиатор от тех же судей, прокуроров, представителей местных исполнительных органов и других, куда люди обращаются за помощью в разрешении споров либо конфликтов. Как оказалось, разница в том, что, будучи процессологом, в отличии судей и прокуроров медиатор не принимает никаких решений. Принимают же их сами участники сторон. В этой связи также были раскрыты некоторые нюансы процесса медиации.
– Есть три органа, которые не подчиняются человеку, – пояснил ведущий тренинга. – Это желудок, глаза и разум. Медиатор очень тонко использует эти особенности. Так, в процессе медиации он незаметно, неназойливо, как бы невзначай вкладывает в разум представителей сторон нужные мысли, дает определенное направление. А через время один из конфликтующих, приходя к определенному решению, выдает эти мысли как свои собственные. Вот и весь секрет.
Пришлось разобраться участникам тренинга и с тем, что объединяет медиатора, казахских биев, следователя-дознавателя, прокурора, судью, представителя местных исполнительных органов и работодателя? Ответ был очень простым: в поисках разрешения спора или конфликта люди добровольно выбирают, к кому из них обратиться.
Был представлен и опыт Германии, где также судьи являются еще и медиаторами. Скажем, граждане обратились к одному судье-медиатору. Тот дал им возможность выбора путей решения спора – в судебном порядке или же при помощи медиатора. Те выбирают последнее. Тогда судья рекомендует им выбрать медиаторов из числа других судей, оставляя материалы дела у себя. Почему он так поступил? Потому что, ознакомившись с материалами дела, этот судья уже не может быть беспристрастным. А медиатор начнет поиск путей решения спора с чистого листа, непредвзято. Применяется в ФРГ и такой принцип: для слушания сторон направлять разнополых медиаторов. Дело в том, что, порой, женщинам легче иметь дело с медиаторами-мужчинами и, наоборот. А убеждение в том, что женщину лучше поймет женщина, увы, срабатывает далеко не всегда. Делается это также для того, чтобы соблюсти права обеих сторон.
Говорилось во время семинара-тренинга и о так называемом восстановительном правосудии. Это процесс, во время которого обе стороны, вовлеченные в конкретное преступление, совместно решают, как справиться с его тяжелыми последствиями в настоящем и в будущем. И здесь все вращается вокруг конкретной личности – ее внутреннего «я», ценностей, потребностей, нужд. Таким образом, восстановительное правосудие – это набор инструментов, предусматривающих взаимодействие потерпевшего и преступника. Направлено же оно на то, чтобы разрешить конфликт путем гибкого возмещения ущерба потерпевшему, заставляя преступника осознать содеянное.
Были раскрыты секреты ведения групповых переговоров, скажем, с бастующими. В связи с этим важно выполнить четыре действия: встать у стены и не дать себя окружить со всех сторон; выбрать главного (лидера) бастующих; не перебивать, а только внимательно слушать его; записывать ход переговоров на видео.
– На самом деле медиатор читает собеседника,– пояснил Жандильда Ажигалиевич. – Только лицо человека, имеющее 60 различных мышц, может выдавать до десяти тысяч информаций, не говоря уже о других частях его тела. Совершенно все – от макушки головы и до кончиков пальцев ног несет информацию, говорит о личности собеседника, его характере, сильных и слабых сторонах, открытости или же, наоборот, закрытости для ведения переговоров. Но в то же время хирургическое вмешательство в тело может несколько нарушить инфорационный поток и закрыть возможность для получения достоверных сведений.
Приводилось немало примеров. Скажем, человек стоит, согнув руки в локте и скрестив их на груди. Если сверху оказалась левая рука, значит, он ведомый, управляемый, а если правая, то он ведет, направляет, является лидером. Связано все это с той простой истиной, что всеми нашими действиями управляет мозг.
Пытались разобраться участники тренинга и в том, какие сильные, а какие слабые стороны имеет медиатор с образованием юриста-психолога. Оказалось, все зависит от того, кто проснется в нем в конкретной ситуации – юрист или психолог.
Были также даны задания на логику. Скажем, в 10 утра в аэропорту пассажир покупает в киоске книгу стоимостью шесть тысяч тенге и дает продавщице денежную купюру номиналом в 10 тысяч тенге. У той нет сдачи, и она бежит за разменом в ресторан, где ей меняют купюру по одной тысяче тенге. Вернувшись, она отдает покупателю сдачу – четыре тысячи тенге. Часа через два к ней приходят из ресторана и говорят, что купюра оказалась фальшивой. Продавщица берет из кассы 10 тысяч тенге и возвращает их сотруднику ресторана. Вопрос: какой она понесла ущерб, не считая стоимости самой книги?
Сначала судьи пытались найти правильный ответ в одиночку. При этом назывались самые разные цифры – 4, 6, 8, 12, 14 тысяч тенге. Затем, разделившись по группам, в течение трех минут они должны были переубедить своих оппонентов и перетянуть их на свою сторону. Однако суть задания была не столько в выявлении правильного ответа, сколько в том, чтобы показать две важные вещи: во-первых, все мы разные; во-вторых, увы, мы не научены правильно вести переговоры. Было подмечено и то, что именно по этой причине развязались многие конфликты и даже войны.
Ознакомил тренер-медиатор и с результатами эксперимента, проведенного среди школьников, которых научили правилам ведения переговоров. Его положительным итогом стало то, что, спустя десять лет, статистика обращений в суды снизилась на 37 %. Как оказалось, дети, овладевшие навыками переговоров, перестали враждовать, научились сдерживать свои отрицательные эмоции.
Важно также умение убеждать. Например, в США при запуске космического корабля «Челленджер» один из ученых хорошо знал, что в нем имеются недочеты, что при определенной скорости ветра запуск корабля может обернуться катастрофой, но, к сожалению, не смог убедить в этом своих коллег и соответствующие службы. В итоге на 43-ей секунде после запуска корабль взорвался. Погибли люди…
В той же Америке медиатор – это своего рода вторая профессия. Медиаторами могут быть психологи, журналисты, филологи, инженеры, поскольку одной профессией семью не прокормить. У нас же на данном этапе в процессы медиации широко вовлечены судьи и нотариусы – специально обученные, имеющие соответствующие сертификаты.
Говорилось и о том, что учить во время переговоров, значит, провалить их. Даже в воспитании детей нужно не учить, а мотивировать. Тогда и удастся добиться положительного результата. А к успеху во время переговоров могут привести три вещи: присоединение к собеседнику; закрепление; дальнейшее управление переговорами. Например, пересказав собеседнику его же позицию и добившись от него двух-трех кивков головы, означающих его согласие, вы уже берете ведение переговоров в свои руки.
Обсуждался также вопрос религиозного терроризма и экстремизма, в свете чего весь мир испытал нужду в экстремальных переговорщиках. В этой связи особо подчеркивался большой авторитет, который имеет на международной арене наш Елбасы. Именно его мудрость помогла спасти многие ситуации.
Все сказанное на тренинге подвело к тому, насколько важна и востребована в нашем обществе медиация, имеющая ряд преимуществ и большие перспективы для дальнейшего развития.
Были приведены интересные факты. Если взять опыт США, то 93 из 100 обратившихся к медиаторам напрочь забывают дорогу в суд. А все потому, что решать свой спор самому, да еще и конфиденциально – это и удобно, и выгодно. Фактически все идет к тому, что постепенно все споры будут переходить в руки медиаторов. Поступают предложения проводить медиацию даже в онлайн-режиме, не контактируя напрямую с собеседником. Ожидается также, что медиация значительно разгрузит суды и позволит им более углубленно заниматься теми категориями дел, которые требуют следственных разбирательств.
Попытались разобраться участники тренинга и в том, кто такой медиатор, что такое процедура медиации, какова цель принятия в Казахстане Закона «О медиации»? Выяснилось, что медиатор как примиритель сторон – толкование неверное, а само слово «примиритель» раздражает людей, поскольку каждый ищет не примирения, а своей собственной выгоды. По раскрытию сути слова «медиатор» звучали и такие варианты ответов, как «посредник», «разрешает конфликты», «урегулирует», «сглаживает». Но в идеале медиатор – это тот, кто «приводит стороны к общей точке».
Что касается процедуры медиации, то, опираясь на свой богатый практический опыт, тренер-медиатор раскрыл вот какой секрет: всеми действиями людей управляют их личные интересы. Причем, даже в состоянии конфликта.
Что же касается Закона «О медиации», то, как оказалось, необходим он не для того, чтобы разгрузить суды, а, прежде всего, для того, чтобы соблюсти право выбора человека: каким путем разрешать те или иные споры – на уровне суда, следствия или же при помощи медиатора. Направлен он также на то, чтобы снизить конфликтность в обществе, способствовать вхождению нашей страны в Топ-30.
Попытались понять участники тренинга и то, чем отличается медиатор от тех же судей, прокуроров, представителей местных исполнительных органов и других, куда люди обращаются за помощью в разрешении споров либо конфликтов. Как оказалось, разница в том, что, будучи процессологом, в отличии судей и прокуроров медиатор не принимает никаких решений. Принимают же их сами участники сторон. В этой связи также были раскрыты некоторые нюансы процесса медиации.
– Есть три органа, которые не подчиняются человеку, – пояснил ведущий тренинга. – Это желудок, глаза и разум. Медиатор очень тонко использует эти особенности. Так, в процессе медиации он незаметно, неназойливо, как бы невзначай вкладывает в разум представителей сторон нужные мысли, дает определенное направление. А через время один из конфликтующих, приходя к определенному решению, выдает эти мысли как свои собственные. Вот и весь секрет.
Пришлось разобраться участникам тренинга и с тем, что объединяет медиатора, казахских биев, следователя-дознавателя, прокурора, судью, представителя местных исполнительных органов и работодателя? Ответ был очень простым: в поисках разрешения спора или конфликта люди добровольно выбирают, к кому из них обратиться.
Был представлен и опыт Германии, где также судьи являются еще и медиаторами. Скажем, граждане обратились к одному судье-медиатору. Тот дал им возможность выбора путей решения спора – в судебном порядке или же при помощи медиатора. Те выбирают последнее. Тогда судья рекомендует им выбрать медиаторов из числа других судей, оставляя материалы дела у себя. Почему он так поступил? Потому что, ознакомившись с материалами дела, этот судья уже не может быть беспристрастным. А медиатор начнет поиск путей решения спора с чистого листа, непредвзято. Применяется в ФРГ и такой принцип: для слушания сторон направлять разнополых медиаторов. Дело в том, что, порой, женщинам легче иметь дело с медиаторами-мужчинами и, наоборот. А убеждение в том, что женщину лучше поймет женщина, увы, срабатывает далеко не всегда. Делается это также для того, чтобы соблюсти права обеих сторон.
Говорилось во время семинара-тренинга и о так называемом восстановительном правосудии. Это процесс, во время которого обе стороны, вовлеченные в конкретное преступление, совместно решают, как справиться с его тяжелыми последствиями в настоящем и в будущем. И здесь все вращается вокруг конкретной личности – ее внутреннего «я», ценностей, потребностей, нужд. Таким образом, восстановительное правосудие – это набор инструментов, предусматривающих взаимодействие потерпевшего и преступника. Направлено же оно на то, чтобы разрешить конфликт путем гибкого возмещения ущерба потерпевшему, заставляя преступника осознать содеянное.
Были раскрыты секреты ведения групповых переговоров, скажем, с бастующими. В связи с этим важно выполнить четыре действия: встать у стены и не дать себя окружить со всех сторон; выбрать главного (лидера) бастующих; не перебивать, а только внимательно слушать его; записывать ход переговоров на видео.
– На самом деле медиатор читает собеседника,– пояснил Жандильда Ажигалиевич. – Только лицо человека, имеющее 60 различных мышц, может выдавать до десяти тысяч информаций, не говоря уже о других частях его тела. Совершенно все – от макушки головы и до кончиков пальцев ног несет информацию, говорит о личности собеседника, его характере, сильных и слабых сторонах, открытости или же, наоборот, закрытости для ведения переговоров. Но в то же время хирургическое вмешательство в тело может несколько нарушить инфорационный поток и закрыть возможность для получения достоверных сведений.
Приводилось немало примеров. Скажем, человек стоит, согнув руки в локте и скрестив их на груди. Если сверху оказалась левая рука, значит, он ведомый, управляемый, а если правая, то он ведет, направляет, является лидером. Связано все это с той простой истиной, что всеми нашими действиями управляет мозг.
Пытались разобраться участники тренинга и в том, какие сильные, а какие слабые стороны имеет медиатор с образованием юриста-психолога. Оказалось, все зависит от того, кто проснется в нем в конкретной ситуации – юрист или психолог.
Были также даны задания на логику. Скажем, в 10 утра в аэропорту пассажир покупает в киоске книгу стоимостью шесть тысяч тенге и дает продавщице денежную купюру номиналом в 10 тысяч тенге. У той нет сдачи, и она бежит за разменом в ресторан, где ей меняют купюру по одной тысяче тенге. Вернувшись, она отдает покупателю сдачу – четыре тысячи тенге. Часа через два к ней приходят из ресторана и говорят, что купюра оказалась фальшивой. Продавщица берет из кассы 10 тысяч тенге и возвращает их сотруднику ресторана. Вопрос: какой она понесла ущерб, не считая стоимости самой книги?
Сначала судьи пытались найти правильный ответ в одиночку. При этом назывались самые разные цифры – 4, 6, 8, 12, 14 тысяч тенге. Затем, разделившись по группам, в течение трех минут они должны были переубедить своих оппонентов и перетянуть их на свою сторону. Однако суть задания была не столько в выявлении правильного ответа, сколько в том, чтобы показать две важные вещи: во-первых, все мы разные; во-вторых, увы, мы не научены правильно вести переговоры. Было подмечено и то, что именно по этой причине развязались многие конфликты и даже войны.
Ознакомил тренер-медиатор и с результатами эксперимента, проведенного среди школьников, которых научили правилам ведения переговоров. Его положительным итогом стало то, что, спустя десять лет, статистика обращений в суды снизилась на 37 %. Как оказалось, дети, овладевшие навыками переговоров, перестали враждовать, научились сдерживать свои отрицательные эмоции.
Важно также умение убеждать. Например, в США при запуске космического корабля «Челленджер» один из ученых хорошо знал, что в нем имеются недочеты, что при определенной скорости ветра запуск корабля может обернуться катастрофой, но, к сожалению, не смог убедить в этом своих коллег и соответствующие службы. В итоге на 43-ей секунде после запуска корабль взорвался. Погибли люди…
В той же Америке медиатор – это своего рода вторая профессия. Медиаторами могут быть психологи, журналисты, филологи, инженеры, поскольку одной профессией семью не прокормить. У нас же на данном этапе в процессы медиации широко вовлечены судьи и нотариусы – специально обученные, имеющие соответствующие сертификаты.
Говорилось и о том, что учить во время переговоров, значит, провалить их. Даже в воспитании детей нужно не учить, а мотивировать. Тогда и удастся добиться положительного результата. А к успеху во время переговоров могут привести три вещи: присоединение к собеседнику; закрепление; дальнейшее управление переговорами. Например, пересказав собеседнику его же позицию и добившись от него двух-трех кивков головы, означающих его согласие, вы уже берете ведение переговоров в свои руки.
Обсуждался также вопрос религиозного терроризма и экстремизма, в свете чего весь мир испытал нужду в экстремальных переговорщиках. В этой связи особо подчеркивался большой авторитет, который имеет на международной арене наш Елбасы. Именно его мудрость помогла спасти многие ситуации.
Все сказанное на тренинге подвело к тому, насколько важна и востребована в нашем обществе медиация, имеющая ряд преимуществ и большие перспективы для дальнейшего развития.
Танзиля МУХТАРОВА.