В городе Каскелене, в зале заседаний районного акимата, состоялся семинар-совещание по ведению похозяйственного учета, в том числе и в электронном формате, проводимого в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан». Открыл и вел его заместитель акима района Максут Джапаров. В рамках семинара выступили заместитель руководителя областного департамента статистики Динара Молдагулова и другие представители этого ведомства.
Акимы города Каскелена и сельских округов, а также специалисты акиматов и районного управления статистики сообща говорили о той работе, которую необходимо провести в связи с предстоящей в ноябре 2019 года переписью населения. Главное новшество этой переписи – в компьютеризации. В связи с этим по желанию можно будет отправлять свои данные на специально разработанный интернет-портал. Вместе с тем интервьюерам с планшетами предстоит провести подворный обход. Прямо на местах они будут вводить информацию в свои планшеты и отправлять ее в базу данных для дальнейшей обработки.
В настоящее же время главная задача – провести сверку и выявить причины имеющихся расхождений. Причем, особо остро стоят вопросы, касающиеся школьников и пенсионеров. Необходимые сведения акиматам нужно направить в районное управление статистики в срок до 20 июня. До 1 июля поступившая информация будет обрабатываться. В целом же все данные можно вносить до ноября 2018 года. Затем будет объявлен мораторий на какие бы то ни было изменения.
Говорилось о том, что в работе необходимо придерживаться требований, оговоренных в статистической методологии по ведению похозяйственного учета и регистрационных записей. Особый акцент был сделан на качество и достоверность информации при ведении электронных похозяйственных книг, которые позволили выйти на уровень электронного правительства.
Акимам на местах следует позаботиться о том, чтобы на улицах были установлены аншлаги с их названиями, с номерами домов. Если до сих пор висят аншлаги со старыми названиями улиц, их следует заменить на новые. Большую работу предстоит провести по регистру жилого фонда. Проблематичен вопрос с новостройками, в которых проживают люди. Они могут не войти в перепись, что приведет к искажению данных. К слову сказать, учет всех граждан будет вестись по ИИНам. Тем, у кого их нет, необходимо обратиться в ЦОНы и получить временные ИИНы.
Довольно злободневен и вопрос по сельскому хозяйству, в частности, по поголовью скота и птицы, по реальному количеству плодовых деревьев, действующих теплиц, парников. В этой связи местным исполнительным органам необходимо наладить широкую разъяснительную работу с населением, регулярно проводить подворные обходы, учитывать приобретенный либо уже забитый на мясо или же реализованный скот. К слову сказать, обо всех этих изменениях владельцы скота должны сообщать в акиматы по месту жительства.
Говорилось и о демографической статистике. Скажем, по пенсионерам сотрудникам акиматов необходимо наладить тесное взаимодействие с районным отделом занятости и социальных программ, а по школьникам – со школами, расположенными на территории того или иного сельского округа. Оттуда и следует брать достоверные данные. Также поднимались вопросы, связанные с малым и средним бизнесом.
Особо подчеркивалось, что служба статистики лишь собирает, обрабатывает и публикует данные, но не ведет их учет. Вести же его должен акимат, который, будучи административной единицей, является единственным источником информации. И потому именно на нем лежит вся ответственность за достоверность сведений. Похозяйственная же книга – это лицо акима, а из указанных в них данных складывается общая картина развития округа, района, области, страны. Вместе с тем все эти сведения необходимы исключительно для формирования статистических данных и никоим образом не будут переданы в те или иные государственные органы. Главное – чтобы в них была отражена наша реальная действительность.
Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Ерлана АЛИАСКАРОВА.