Из выступления председателя АДГС РК Дархана Жазыкбаева на HR форуме «HR на государственной службе: переход к стратегическому управлению персоналом»:
Текущая реальность показывает, что процесс преодоления различных вызовов и рисков в жизни человечества находится в руках человека. Закономерно, что проблема человеческого капитала на сегодня становится одной из самых важных. Человеческий капитал – это ключевой фактор развития любого общества.
Следует заметить, понятия «человеческий капитал» и «человеческий ресурс» тесно взаимосвязаны. Человеческий капитал – это знания человека, его коммуникативные способности, качественные профессиональные навыки, которые он может использовать в своей деятельности, Человеческий ресурс – это потенциал людей, который можно использовать для повышения производительности, эффективности труда. С этой позиции, HR менеджер – это не просто специалист, управляющий персоналом, а это – профессионал, работающий с человеческим ресурсом, в первую очередь, эффективно использующий потенциал работников для повышения производительности труда. Он находит нужных специалистов, мотивирует сотрудников, дает должную оценку. В этой связи должен заметить, что и те, кто занимает руководящие должности в государственном аппарате, в дальнейшем в какой-то степени должны становиться HR-менеджерами.
Человеческий ресурс многогранен и уникален, так как каждый человек обладает специфическими, присущими только ему способностями. Поэтому каждый сотрудник может быть ценен и значим, благодаря своим, только ему свойственными навыками и способностями.
Человеческий ресурс отличается от других – финансового, информационного, технологического ресурсов нижеследующими параметрами:
Во-первых, все другие ресурсы предназначены для достижения определенной цели, тогда как человек только сам может определять эту цель, понимать ее смысл и конечный результат.
Во-вторых, человек может самостоятельно инициировать и проявлять активность. Важно уметь путем грамотного менеджмента направить в необходимое русло творческую активность и интеллектуальный потенциал человеческих ресурсов для результативной деятельности.
В-третьих, человеческий ресурс всегда может адаптироваться к изменениям. Другими словами, индивид способен корректировать свое поведение и совершенствовать свои личные качества. У сотрудников есть возможности профессионально совершенствоваться, личностно саморазвиваться, повышать свои знания, приобретать опыт. Адаптироваться к требованиям времени и новым реалиям жизни.
В-четвертых, человеческий ресурс обладает способностью противостоять внешним негативным воздействиям. Любой внешний фактор воздействия он оценивает, изучает его в пределах установленных законодательных норм, в рамках сложившейся ситуации, может найти справедливые, правильные пути принятия положительного решения.
Следует отметить, что главная задача HR-менеджера – правильно использовать профессиональные качества и способности человека для повышения производительности труда.
В-пятых, ценность человеческих ресурсов постоянно возрастает за счет получения новых знаний, опыта, повышения квалификации. Обладатели ценных навыков и квалификаций на рынке труда всегда востребованы и высоко котируются.
Вышеупомянутые особенности должны быть приоритетными в Стратегии HR на государственной службе.
Человеческий ресурс принципиально отличается от других ресурсов тем, что он уникален, сложен, способен постоянно совершенствоваться. И на сегодняшний день HR – как путь к прогрессивному развитию и модернизации системы управления – становится магистральным мировым трендом.Важно, чтобы в любой ситуации для получения положительного результата человеческий ресурс оставался гибким, в достижении цели мог адаптироваться к изменениям и принимать решения в последующем.
В «человекоцентричной модели» государственного управления необходимо выделить два главных аспекта.
Первый – клиентоориентированность и сервисный характер осуществления государственной услуги. Второй аспект – значимость и ценность человеческого ресурса в управлении, в совершенствовании кадрового потенциала.
Пресс-служба АДГС РК