В век цифровизации и развития информационных технологий активизировались и мошенники. В помощь жителям нашего района хотел бы дать пояснения по ряду вопросов. В частности, какие способы кардинга сегодня наиболее популярны? Что делать, если мошенники узнали данные банковской карты? Как обезопасить себя от хищения?
Самые распространенные способы хищения средств с банковских карт (кардинга) основаны на психологических методах убеждения, обмана или запугивания клиентов. Как показывает анализ, среди всех атак более 80% приходится на связанные с социальной инженерией. Наиболее популярен среди мошенников телефонный фишинг. Именно так называют процесс выманивания по телефону персональных данных у банковских клиентов.
Как работают мошенники?
В основном представляясь банковскими сотрудниками, работающими в «службе безопасности» или в «службе финансового мониторинга». Они сообщают человеку о подозрительной активности и предлагают ему продиктовать данные карты, чтобы банк «принял меры по защите средств». Они также убеждают перевести деньги на отдельный счет якобы для их «защиты», как онлайн, так и сняв их в банкомате. Причем, в этом случае даже могут заказать такси для клиента.
Мошенники также просят установить специальное программное обеспечение для мнимой «защиты средств». С его помощью они могут украсть данные карты и оформить одобренный кредит, после чего спокойно вывести средства, пользоваться ими, тогда как платить по счетам придется обманутому мошенниками клиенту банка.
Вместе с тем с начала пандемии активно эксплуатируется тема коронавируса. Речь идет о «бесплатной» диагностике, медицинской помощи, пособиях, компенсациях, возврате средств за авиабилеты или же о других предлогах, конечной целью которых является перевод денег.
От имени сотрудников пенсионного фонда мошенники сообщают пожилым людям о положенных выплатах и пытаются выведать у них номер банковской карты, другие данные якобы для перечисления денег. Бывает также, что злоумышленники предлагают перевести деньги на сторонний счет для уплаты госпошлины за будущую компенсацию.
ВАЖНО знать, что не стоит сообщать третьим лицам данные карты, в том числе четырехзначный PIN-код и трехзначный CVC-код, указанный на обороте. Следует учесть и тот факт, что при звонках от мошенников могут отображаться реальные номера банковских телефонов. Они могут представляться и полицейскими, работниками бюро кредитных историй.
Поэтому нужно быть очень осторожными и бдительными, ведь согласно статистике, около четверти владельцев карт готовы раскрыть посторонним трехзначный код безопасности, а также срок действия карты и код из СМС-сообщения (3DSecure), которые сообщать нельзя.
Следует учитывать, что рассылаемые мошенниками письма могут содержать ссылки на поддельные сайты, имитирующие странички интернет-магазинов с большими скидками, а также отелей, сервисов по продаже авиабилетов, страховых компаний, различных ведомств. Письма приходят и под видом квитанций об оплате коммунальных платежей, официальных уведомлений от банков и других организаций.
Не менее популярен и способ мошенничества, связанный с продажами на сайтах объявлений, где покупатель по поддельной ссылке вводит данные для оплаты несуществующего товара.
В социальных сетях мошенники делают рассылки по списку друзей со взломанного аккаунта с просьбой перевести деньги на карту. Подобную информацию всегда необходимо перепроверять по другим каналам связи.
ВАЖНО знать, что не нужно переходить по ссылкам из подозрительных писем и загружать неизвестные мобильные программы. Остерегайтесь оплачивать покупки на подозрительных сайтах. Не переводите деньги, если нет уверенности в получателе. Контролируйте все операции по счету и пользуйтесь антивирусными программами.
В Карасайском районе отмечается значительный рост случаев интернет-мошенничества. Так, в первом квартале текущего года их было зарегистрировано 35, а раскрыто всего 3. Большая часть остается не раскрытой из-за сложности проведения расследования.
Что делать, если мошенники получили данные и сняли деньги с карты?
1. Позвонить в банк, заблокировать карту, заявив о несанкционированном использовании средств.
2. Обратиться непосредственно в офис банка и составить документ о несогласии с операцией.
3. Подать заявление в полицию о краже денег с карты.
ЗАПОМНИТЕ, ЧТО СОТРУДНИКИ БАНКА НЕ БУДУТ СООБЩАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ О КАКИХ-ЛИБО ОПЕРАЦИЯХ, ПРОИСХОДЯЩИХ НА ВАШИХ БАНКОВСКИХ СЧЕТАХ.
Если реквизиты карты стали известны мошенникам, то в большинстве случаев они используют их для перевода на карты «дропов», выпущенных на поддельные или чужие паспорта. Обычно «дропы» снимают украденные средства в течение нескольких минут после перевода. Также для кражи нередко используются покупки техники в интернет-магазинах с последующей перепродажей.
Чтобы снизить риск потери денег до минимума, лучше всего не говорить никому по телефону реквизиты карт и коды из SMS; не вводить данные карт на сайтах, которым не доверяете на 100%; не скачивать мобильные приложения из непроверенных источников, а также пользоваться антивирусом. Другой очень важный совет: никогда не держать на пластиковой карте сумму больше той, с которой не жалко расстаться.
ЕСЛИ ВЫ ИЛИ ВАШИ БЛИЗКИЕ СТАЛИ ЖЕРТВАМИ МОШЕННИКОВ, НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ В УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИЦИИ КАРАСАЙСКОГО РАЙОНА ПО НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ: «102», 8 (727 71) 2-14-12, 8 (727) 298-34-22, 8701-578-08-88, 8778-888-80-49.
Абай ТЫНЫШБАЕВ,
заместитель начальника управления полиции
Карасайского района, полковник полиции.