К сожалению, нередко приходится сталкиваться с фактами утечки персональных данных. И потому чтобы не стать жертвой мошенников, важно обезопасить их.
Если произошла утечка персональных данных
На самом деле, чтобы всерьез навредить вам и вашему кошельку, тех данных, которые можно свободно найти во всемирной сети, недостаточно. Но они помогают мошенникам ввести вас в заблуждение и попытаться заставить вас самих предоставить им недостающие фрагменты.
К примеру, чтобы узнать данные счетов и банковских карт, они представляются сотрудниками банков, в чем им как раз и помогает находящаяся в сети информация. Ведь когда вас называют по имени отчеству, знают дату рождения или даже номер удостоверения личности, это невольно способствует повышению доверия к тому, кто звонит. В этой связи стоит ещё раз напомнить, что сотрудники банков никогда не звонят первыми, и потому такие диалоги лучше сразу прекращать.
Существуют и другие методики. Например, зная номер вашей карты и электронную почту, вам могут направить сообщение из разряда «на вашу карту №__ положена компенсация. Чтобы получить ее, перейдите по ссылке и введите код из смс…». Стоит ли говорить, что в этом случае вы просто откроете доступ к своим деньгам?
Легенды у мошенников бывают разные, но неизменно одно – без вашей «помощи» никто не сможет добраться до вашего счета. По статистике более 95% всех мошенничеств с банковскими картами происходят тогда, когда пользователи самостоятельно раскрывают злоумышленникам недостающую информацию: коды из смс, CVV-коды и срок действия, пароли от личного кабинета. Таким образом, люди лишаются сбережений из-за собственной доверчивости, а не потому, что их счета взломали хакеры. Стоит также уяснить, что такого рода потери банки не компенсируют.
Как персональные данные оказываются в сети?
Иногда злоумышленникам удается получить ваши данные путем взлома, например, торговых компаний, сервисных центров, даже отелей и перевозчиков, поскольку их ресурсы защищены гораздо хуже, чем банковские. Кроме того, можно многое узнать как о самом человеке, так и о его знакомых, взломав аккаунт в социальных сетях или электронную почту. К тому же некоторые потребители вводят свои данные, номера телефонов и реквизиты карт на страницах фейковых конкурсов, лотерей и опросов или на сайтах-двойниках настоящих финансовых организаций, магазинов и других компаний.
Мошенники могут использовать программное обеспечение для подделки документов и различных уведомлений. Если информация о вас попала в руки злоумышленников, они могут направить вам поддельное письмо по электронной почте или через мессенджеры, например, от налоговой инспекции или органов прокуратуры, а затем звонить, угрожать, шантажировать и предлагать «договориться по-хорошему». Например, они предложат перечислить определенную сумму на электронный кошелек, после чего якобы не дадут дальнейший ход делу.
Отметим, что взятка является уголовным преступлением. Поэтому решать проблемы с ее помощью ни в коем случае нельзя. Кроме того, скорее всего, перевод мошенникам не поможет вам избавиться от реального штрафа, если таковой существует. Иногда мошенник просто узнает о вашей задолженности, выманивает у вас деньги, а потом пропадает. Штраф или задолженность при этом остаются непогашенными.
Правила безопасности
Защитить свои данные на 100% невозможно, но снизить вероятность успешной атаки вы все-таки можете. Для этого важно соблюдать эти простые правила:
- Не пишите ПИН-код на карте и не сообщайте его другим; не вводите его нигде, кроме банкоматов и POS-терминалов.
- Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в сети или мессенджерах, ведь если кто-то хочет перевести вам деньги, ему нужен только номер карты или просто номер телефона.
- Никогда не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.
- Не публикуйте свои личные и банковские данные в Интернете, не теряйте из виду свою карту при проведении платежей в кафе/ресторане.
- Воздержитесь от участия в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется дать персональную информацию.
- Если вы собираетесь совершить онлайн-покупку, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину и внимательно проверьте его написание в адресной строке; он должен начинаться с HTTPS и символа закрытого замка.
- Заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в Интернете.
- Подключите сервис SMS/Push уведомлений, чтобы оперативно получать данные транзакций по вашим картам.
- Внимательно читайте содержимое СМС/Push сообщений. Если же пришло сообщение об операции, которую Вы не совершали, не вводите пароль и позвоните в банк.
- Никогда не вводите пароль для отмены или аннулирования операций, ведь такие запросы формируют только мошенники.
- Узнайте в банке и по возможности попросите включить для своей платежной карты функцию 3D-Secure (VISA) или Secure Code (Master Card).
- Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах, ведь пароли типа 12345 или Password защитить не смогут, а потому они должны быть разными, состоящими из более 10 символов, с прописными и строчными буквами, цифрами и специальными символами. Старайтесь, чтобы пароль имел для вас смысл, чтобы вы могли его легко запомнить, и храните его втайне.
- Если вы ввели данные карты на сомнительном сайте или по ошибке сообщили их мошенникам, то позвоните в банк для немедленной блокировки карты.
- Воздержитесь от установки на ваши электронные устройства сомнительных программ.
- Не используйте публичные (открытые) wi-fi сети для доступа в личный интернет-банкинг.
- Используйте лицензионное антивирусное программное обеспечение на устройствах, с которых подключаете сервисы интернет-банкинга.
Помните, что бдительность – это самая лучшая защита от мошенников!!!
Fingramota.kz.