В современном мире коррупция признана одной из самых серьезных социально-экономических проблем, затрагивающих все государства. Она дестабилизирует национальные экономики, нарушает права человека, подрывает принципы справедливости, провоцирует социальную напряженность в обществе. Сегодня же коррупция обрела глобальные масштабы, стала транснациональным явлением и представляет угрозу всему мировому сообществу.
Для противодействия коррупции в разных странах необходима международная антикоррупционная стратегия, состоящая из всевозможных профилактических мероприятий и репрессивных мер. Идея вычленения антикоррупционных программ, доказавших свою эффективность на практике, представляет огромные перспективы для заимствования положительного зарубежного опыта, особенно в условиях отсутствия отечественного реально действующего механизма борьбы с коррупцией, а также для выработки единой международной антикоррупционной политики.
Как показывает практика, достаточно чистыми в отношении коррупции странами, входящими в первую двадцатку держав, характеризующихся сформированностью антикоррупционной стратегии на государственном уровне, являются Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Австралия, Швейцария, Япония, Израиль и ряд других стран. Коррупция воспринимается здесь как угроза национальной безопасности, а целенаправленные усилия по ее ограничению имеют системный характер и глубокую институциализацию.
К примеру, Нидерландкий подход к борьбе с коррупцией включает в себя следующие базовые процедурные и институциональные меры:
• система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях; строгий контроль за деятельностью лиц, находящихся в этих точках; система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции;
• система наказаний за коррупционные действия; при этом основной мерой является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба;
• система поощрений позитивных действий должностных лиц, направленная на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном плане вести себя честно и эффективно;
• создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
Схожие меры применяются в Израиле и Канаде. В других странах также практикуют успешно зарекомендовавшие себя антикоррупционные меры. В частности, это гражданское общество как институт, присущий демократическому режиму, способно повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией. Подобные органы успешно функционируют в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване.
Кроме того, эксперты называют эталоном новый закон Республики Корея «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу в 2002 году и заслуживший широкое международное признание. В соответствии с ним любому совершеннолетнему гражданину де-юро и де-факто предоставлено право инициировать коррупционное расследование; при этом Комитет по аудиту и инспекции обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.
Впечатляет и антикоррупционная политика Сингапура, являющаяся одним из ключевых факторов экономического успеха этой страны. Главная ее идея заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, в частности:
1) оплата труда государственных служащих, согласно формуле, привязанной к средней заработной плате лиц, успешно работающих в частном секторе;
2) контролируемая ежегодная отчетность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах; прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчетные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции;
3) большая строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;
4) ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики.
Наряду с этим автор статьи «Мировой опыт противодействия коррупции» В. Моисеев указывает, что глобальный опыт противодействия коррупции дает нам широкие возможности для исследования стратегий и механизмов снижения ее проявлений. При этом азиатский опыт борьбы с коррупцией интересен своим разнообразием по формам и методам достижения цели. Наиболее результативной оказалась антикоррупционная политика стран Юго-Восточной Азии, в частности, Индонезии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапура. Автор описывает и опыт противодействия коррупции в Японии, где её низкий уровень также во многом благоприятствует экономическому и социальному развитию.
Рассматривая антикоррупционную стратегию Китая, можно заметить, что в этой стране объективно превалируют репрессивные меры воздействия, вплоть до смертной казни, а созданный в 2003 году Антикоррупционный комитет подвёл к высшей мере наказания более 1200 чиновников разного ранга, часть из которых покончила жизнь самоубийством.
Наряду с жёсткими мерами в КНР используют и профилактические подходы. К примеру, детям и родственникам руководящих работников Центрального комитета Коммунистической партии Китая запрещено заниматься бизнесом как прямо, так и косвенно. Эта мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Помимо этого, в КНР действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением теми или иными чиновниками.
В то же время во Франции антикоррупционное законодательство направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих как политические, так и административные решения. При этом французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. Так, по словам автора, еще в начале 20 века в Уголовный кодекс была включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение пяти лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тыс. франков.
Необходимо отметить и особый статус министров, которым по Конституции Франции запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частом секторе. Наряду с этим даже после отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Причем, данное ограничение не относится к лицам, которые до назначения занимали данные позиции в указанных сферах. К признакам же «культуры прозрачности» во Франции относятся публикации о расходах избирательных кампаний, а также обязательное декларирование доходов министров и депутатов парламента.
Таким образом, за рубежом антикоррупционное законодательство развивается в сторону использования всего арсенала правовых средств борьбы и с акцентом на предупреждение коррупции. Среди спорных вопросов относительно международных мер антикоррупционного воздействия мы можем назвать китайский опыт репрессивных мер, где показательные расстрелы проворовавшихся чиновников уже давно являются «обычным делом». Но использование только репрессивных мер при кажущейся эффективности вряд ли даст желаемый результат – взяточников если и убавится, то ненамного, а суммы взяток автоматически взлетят как плата за повышенный риск. Кроме того, репрессивные меры могут привести к резкому усилению одной из «коррупций чиновничества» – правоохранительных органов, которые получат монопольное право со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как видим, борьба с коррупцией – чрезвычайно сложная и многоплановая задача, которая за рубежом решается не всегда успешно. Передовая же практика показывает важность применения в сфере борьбы с коррупцией именно превентивных инструментов.
Ж. ЖУМАБАЕВ,
первый заместитель руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции
по Алматинской области.