На днях школа-гимназия села Алмалыбак Умтылского сельского округа стала местом проведения форума педагогических идей «Поиски. Опыт. Решения». В нем приняли участие руководитель районного отдела образования Асель Еркимбаева, опытные преподаватели вузов и психологи. В фойе были представлены стенды с направлениями работы коллектива, рисовали свои картины юные художники, а на небольшой площадке возле актового зала гостей встречал школьный оркестр народных инструментов. Всё это создавало атмосферу праздника.
В своем обращении к участникам форума Асель Аблеевна сделала акцент на том, как важно проявлять инициативу, внедрять в учебно-воспитательный процесс все новое, передовое. Вместе с тем, чтобы идти в ногу со временем, также необходима свобода творчества, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Продолжением темы стало выступление директора школы-гимназии села Алмалыбак Сауле Махамбетовой, которая поделилась опытом, накопленным коллективом за последние три года.
– С мая 2021 года у нас ведется плодотворная работа по шести направлениям проекта «Mentor School-2025», – рассказала Сауле Оралхановна. – Он помогает правильно выстраивать взаимоотношения на таких уровнях, как учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родитель. Мы не боимся инвестировать в свое образование. Наши учителя прошли обучение у преподавателя MBA, бизнес-тренера из Актау Нургуль Курмановой, которая поделилась опытом управления высокоэффективной командой. Многие педагоги гимназии получили международные сертификаты менторства, прошли обучение на профессиональных курсах Upgrad, на авторском обучающем курсе профессора Ф. Я. Вассермана по технологии управления качеством в общеобразовательных школах «Биоинформатика и синергетика» (БиС). Кроме того, ежегодно мы принимаем участие в Международной конференции Ed-Crunch, на которой царят корпоративный дух и культура ввзаимообмена. И это уже совершенно другой уровень.
Спикер также отметила, что в школе-гимназии побывали коллеги из Мангистауской области, которые изучили опыт, ознакомились с результатами совместной работы всего коллектива. Особенно впечатлили их выступления родителей, в которых ощущались искренние забота и заинтересованность. Родители-менторы стали настоящими партнерами школы и показали множество путей решения школьных проблем.
Поразили гостей из Мангистау и выступления учеников, рассказавших о том, как они готовились, как выбирали менторов и менти. Ребята отметили очень важный момент – умение нести ответственность за всех и за всё, что ты делаешь. Это и есть качества настоящего лидера.
Сауле Оралхановна особо подчеркнула, что в ходе реализации данного проекта коллективу школы-гимназии удалось добиться самого главного – доверия. Это, в свою очередь, помогает работать в команде, трансформировать опыт в качество уроков и знаний, добиваться успехов в воспитании. Она также отметила большую значимость именно корпоративной культуры, без которой нет реального качества знаний.
Вместе с тем здесь стараются уделить внимание каждому ребенку, а на стенах в фойе и коридорах здания школы можно увидеть фотографии не только отличников, выдающихся спортсменов, певцов или победителей олимпиад, а каждого ученика, у которого есть свои сильные стороны – хотя бы один из семи видов интеллекта. Нововведением стал также экран успеваемости, который помогает охватить весь учебно-воспитательный процесс, увидеть прогресс или регресс.
В целом в рамках проекта создано шесть групп. В каждой из них два ментора, один менеджер и 27-29 менти. И эта работа, словно цемент, помогает скреплять коллектив.
Сообща участники форума обсудили, как сделать урок интереснее, узнали об ошибках, допускаемых педагогами, об опыте работы с родителями и с инклюзивными детьми.
Так, магистр педагогических наук Назима Жакыпова говорила о том, как важно знать внутренний мир ребенка и иметь с ним обратную связь, а вот урок она сравнила с выпеканием торта. Чтобы он был «вкусным», нужны разные ингредиенты.
Психолог-консультант Асель Джуаспаева сделала акцент на работе с детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях. Кандидат психологических наук, кризисный психолог Алия Байздрахманова, которая преподает в школе-гимназии села Алмалыбак, в ЖенПУ, а также консультирует в центре поддержки семьи «Жануя», поделилась опытом работы с родительской общественностью школы-гимназии. Встречи проходят каждую субботу. Они оказывают реальную помощь родителям, в том числе воспитывающим детей с особыми потребностями, которых в этой гимназии 17.
Молодой преподаватель английского языка из университета имени Сулеймана Демиреля Дархан Татамбаев рассказал о трех серьезных ошибках, которые допускают учителя. Во-первых, они ограничивают себя, считая, что уже всё знают, что многого достигли, что их возраст не дает им постигать новые знания. Во-вторых, они ставят ограничения ученикам. Особенно в казахских школах. Здесь часто можно услышать: «не бегай», «не прыгай», «закрой рот»… Может, поэтому в поисках свободы некоторые ребята хотят перейти в русские классы. И, в-третьих, учителя посещают различные курсы, семинары и тренинги не ради получения новых знаний, а исключительно для повышения категории, чтобы иметь очередной сертификат или диплом.
Спикер также привел пример одного дедушки, который, работая охранником и получая всего 50 тыс. тенге, 30 тыс. из них отдавал за обучение на курсах английского языка. Как оказалось, делал он это для того, чтобы помогать внучке в выполнении домашних заданий именно по этому предмету. В итоге дедушка освоил многие уровни, научился читать, говорить, понимать и даже смотреть фильмы на английском зыке. И это, согласитесь, хороший пример.
Руководитель Казахстанской федерации бочча по городу Алматы Асан Итенов рассказал об особенностях работы с инклюзивными детьми, о том, как сделать их жизни полноценными.
Продолжением форума стали секционные занятия. Состоялись мастер-классы, кейс-сессии, стендовые площадки, экспертные дискуссии и многое другое, что помогло закрепить на практике те теоретические знания, о которых говорили спикеры.
Форум педагогических идей вдохновил многих педагогов изменить подход к образовательно-воспитательному процессу, к личности каждого ученика, относиться к своей работе с интересом, творчески. Это поможет правильному формированию личности каждого ребенка, положительно отразится на его дальнейшей судьбе.
Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Актоты МЫРЗАБЕККЫЗЫ.