Службы скорой помощи работают сегодня в авральном режиме. И всё же со стороны населения наблюдается немало нареканий. Мы попросили заместителя директора областной скорой помощи по южному региону Нургали Омара дать свои комментарии по этому поводу, а также рассказать о работе этой жизненно важной службы.
Звонок из Каскелена поступает в Талдыкорган
Прежде всего, стоит отметить, что вот уже два года действующая в Каскелене, на территории Карасайской центральной районной больницы, станция скорой помощи № 19 относится не к самой ЦРБ, а к областной службе скорой помощи. Соответственно, её финансирование проводится за счёт областного бюджета.
Таким образом, вызовы скорой из Каскелена поступают в Талдыкорган, где и принимаются дальнейшие решения по их обслуживанию. Что же касается медоборудования, необходимых медикаментов и средств индивидуальной защиты, то всем этим бригады скорой помощи обеспечены.
Срабатывает барабанная система
При областной скорой действует централизованная диспетчерская служба, в работе которой применяется барабанная система. Это значит, что во время звонка сначала срабатывает автоответчик, а уже потом один из освободившихся диспетчеров принимает вызов.
– Нередко бывает так, что люди, не дожидаясь, пока договорит автоответчик, не желая его слушать, сбрасывают звонок, – говорит Нургали Омарулы. – Затем они набирают номер «103» повторно. В результате таких действий происходит сбой в системе, и звонящего автоматически отправляют в конец очереди. Чтобы этого не было, нужно дослушать автоответчик до конца и дождаться диспетчера.
Вызовы по четырём категориям срочности
Как уже отмечалось, при вызове скорой из Каскелена звонок поступает в город Талдыкорган. Уже там решается, к какой категории срочности относится тот или иной вызов. Станция № 19 обслуживает вызовы трех категорий срочности. По первой из них отводится 10 минут, по второй – 15, по третьей – полчаса. Что касается вызовов четвертой категории срочности, то уже их обслуживает действующая при Карасайской ЦРБ поликлиническая служба в течение одного часа.
Увеличилась нагрузка
Что касается причин задержек при вызове скорой, то их несколько. Во-первых, особенно в последнее время нагрузка на скорые увеличилась в разы. Для сравнения: если раньше по области в службу скорой помощи поступало три тысячи вызовов в сутки, то сейчас – пять тысяч. Порядка 800 из них передаются в Call-центр, где обратившимся в скорую гражданам даются консультации; более 500 – в поликлиническую службу, а остальные обслуживают непосредственно бригады скорой помощи.
На обслуживание одного вызова уходит один час
Во-вторых, на обслуживание даже экстренных вызовов по Каскелену уходит, порой, более часа. Со слов Нургали Омарулы связано это с тем, что бригада скорой помощи везёт пациента, прежде всего, в отделение приёмного покоя ЦРБ, на базе которого работает специальный фильтр. Там больной проходит рентген, сдаёт анализы, а бригада скорой помощи ждёт его, чтобы в дальнейшем увезти в провизорное отделение или на амбулаторное лечение. К тому же после каждого такого вызова и машина, и сотрудники бригады скорой помощи проходят санитарно-дезинфекционную обработку. На всё это уходит время.
Нет названий улиц и номеров домов
В-третьих, отнимает драгоценное время и то, что особенно в новостройках нет названий улиц, номеров домов, а телефоны тех, кто вызвал скорую, бывает, что не отвечают или отключены. Это касается как самого Каскелена, так и района в целом. К примеру, сложно находить улицы и дома, построенные вблизи того же молла «Апорт», что на территории Иргелинского сельского округа.
Нехватка машин скорой помощи
И, наконец, четвертая причина задержек в оказании населению услуг скорой медицинской помощи связана с нехваткой машин. Пожалуй, её можно считать основной.
– В настоящее время Карасайский район обслуживают 13 бригад скорой помощи, – сказал наш собеседник. – Тогда как, согласно численности прикрепленного населения, их должно быть 27. До конца года в целом по области будет приобретено 105 машин скорой помощи, в том числе 70 – по лизингу, договор по которому был заключен 5 мая текущего года, а поставки осуществляются в течение 90 дней, и 35 – по линии областного акимата. Непосредственно для Карасайского района будет выделено 25 машин скорой помощи. Соответственно, увеличится и количество сотрудников станции скорой помощи. Так что основная причина будет устранена.
Упор на поликлинику
– Ситуация усложняется ещё и тем, что во время пандемии идёт недоработка со стороны врачей поликлинической службы, – считает Нургали Омарулы. – Именно они должны вести онлайн-приём и онлайн-консультирование больных на своих участках, наблюдать за ними, назначать грамотное лечение.
Сказал он и о том, что служба скорой не проводит лечение больных, а лишь оказывает первую медицинскую помощь. Непосредственно лечением занимаются врачи поликлиники, каждый на закрепленном за ним участке. Поэтому для получения консультаций и для лечения необходимо обращаться именно к ним.
Запастись терпением и позаботиться о собственной безопасности
Ну, а всем нам необходимо относиться к происходящему с пониманием, запастись терпением, позаботиться о собственной безопасности, о благополучии родных и близких.
В этой связи Нургали Омарулы посоветовал стараться оставаться дома и избегать мест массового скопления людей, особенно в непроветриваемых помещениях; соблюдать масочный режим и социальную дистанцию – не менее двух метров друг от друга; выполнять все санитарно-гигиенические требования. Другая задача каждого из нас – укреплять свой иммунитет. Это значит правильно питаться, выполнять физические упражнения, иметь позитивный настрой, чтобы были здоровы и тело, и дух.
Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Ерлана АЛИАСКАРОВА.