В стенах нашего районного историко-краеведческого музея проводятся разнообразные уроки, выставки, лекции, экскурсии. Мы стараемся привлечь молодое поколение к изучению истории родной страны, пробудить интерес к традициям и обычаям своего народа, а также познакомить с материальной культурой наших предков. Многое говорят сами экспонаты. Одним из таких «рассказчиков» является глиняная посуда бронзового века.
Что мы знаем о глине? Каждому человеку она знакома с детства. Её легко и просто мять. Из нее можно что-то слепить. А как приятно шлепать по глине босыми ногами. Повзрослев, мы начинаем использовать её даже в качестве лекарственного средства. Считается, что она уничтожает бактерии, поглощает жидкие и газообразные токсины, запахи, а также убивает болезнетворные микробы. Поэтому человек еще с незапамятных времен использовал глину как целебное средство от многих болезней, применяя её в виде компрессов, мазей, и даже употреблял внутрь. Отсюда и его многовековая связь с этим пластичным полезным ископаемым. Но не только эти качества прельщали человека. Глина была незаменима и в трудовой деятельности.
Среди дошедших до нас памятников культуры можно встретить замечательные по красоте бытовые изделия – посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и много других предметов. Согласно археологическим данным, история глиняной посуды, используемой для приготовления и хранения пищи, берет свое начало еще со времен первобытной эпохи. Во многих памятниках материальной культуры стран Евразии, Африки, Америки было широко развито керамическое ремесло. В 1993 году на юго-востоке Китая в провинции Цзянси, в пещере Сяньжэньдон, были найдены горшки, слепленные почти 20 тысяч лет назад. Древнейшая керамическая посуда, обнаруженная в России, в часности, в Забайкалье и на Дальнем Востоке, была изготовлена 12 тысяч лет назад. А вот оседлые племена острова Хонсю изготавливали посуду из обожженной глины почти 10 тысяч лет до нашей эры. Рисунок же наносили с помощью веревок. Археологи назвали такую технику «дземон», что в переводе означает «веревочный узор».
Что касается кочевых народов, то в древности они практически не использовали глиняную посуду, так как она могла легко разбиться в дороге. Поэтому долгое время в ходу у кочевников была плетеная деревянная посуда или же посуда из сыромятной кожи.
Первая керамика на территории Казахстана восходит к неолиту, к середине V тысячелетия до нашей эры. Это были времена великих перемен. В бронзовом веке на обширных степях Казахстана сформировалась андроновская культура, создавшая сложные орнаменты с использованием переплетенных и разорванных полос на керамических горшках и сосудах. На керамике той эпохи были отпечатаны или геометрически выбиты отпечатки пальцев. Элементы узора и декора посуды были схожими, но отличались местом нанесения. Например, если в начале бронзового века узоры наносились на днище или на верхней части сосудов, то в средний бронзовый век располагались уже на трех уровнях.
Андроновские художники хорошо разбирались во многих приемах изобразительного искусства и применяли различные техники. За каждым узором или символом скрывается целый мир ярких образов. В изготовление сосудов андроновцы вкладывали свое видение мира и Вселенной. Квадрат – Земля, колесо – Солнце и Земля, наложенные друг на друга прямоугльник и колесо – Вселенная. Часто встречаются символы Солнца и Огня, а ещё используется элемент меандра – символа вечного движения и такой стихии, как вода.
Казахстанскими археологами были найдены и блюда саков, сарматов, усуней, канлов. Во время раскопок знаменитого кладбища в Иссыкском кургане (IV век до н.э.) были обнаружены образцы прекрасных кувшинов и чаш, облицованных красной штукатуркой. Это праздничные сосуды аристократической общины саков. А бытовая утварь саков (IV-III века до н.э.) встречается в виде отполированной вручную посуды, чайников, ваз, горшков. Использовались они для приготовления и принятия пищи, для хранения продуктов.
Довольно разнообразна и керамика усуней (с ІІІ-го века до нашей эры до V-го века нашей эры). Существуют различные размеры котлов, чаш, горшков, мисок, кувшинов, большинство которых окрашено в красный ангоб и покрыто блестками. Сарматский орнамент формируется на основе влияния культуры традиционных оседлых народов, живших вдоль Сырдарьи.
Большой набор керамики канлы был обнаружен при раскопках городов и курганов в Отрарской долине. Уже они датируются І-ым и V-ым веками до нашей эры. Кухонная посуда этого периода полна добротных блюд с округлыми гранями и низкой горловиной. Её края слегка изогнуты наружу, ручки прямые, накладные, а крышки различны по размерам.
Одной из групп контейнеров для хранения, транспортировки воды и продуктов питания являются кадки. Изображения капель на краях кадок для пшеницы, муки и жира обозначали богатство, процветание, изобилие. Знаки в виде скрещенных, зигзагообразных треугольников и других линий могли обозначать принадлежность тому или иному владельцу или же мастеру. Они также являлись талисманом, который защищал продукт внутри контейнера от шума и сглаза. Столовая посуда, предназначенная для пиршенств, изготавливалась из высококачественной глины на гончарном круге. Эти глиняные сосуды сначала окрашивали в торжественно темно-коричневый цвет или в черный ангоб, а затем покрывали глазурью.
Ручки для праздничных блюд иногда украшали изображением рога барана. А вот сам образ овцы в чаше имеет защитное значение от сглаза. В среде канлов это изображение связано с воплощением бога благополучия – Фарна, защитника от злых сил. Глиняная посуда с изображением овцы характерна для всей Сырдарьи, включая племена, обитавшие в Отрарской долине. Была распространена она и в среднеазиатских племенах.
Столовую посуду из белого ангоба с красными узорами можно считать красивым и ценным экземпляром. Снаружи чаши изображена пирамида, на вершине которой олень с ветвистыми рогами в положении прыжка, а в нижней части – антропоморфное животное, похожее на лохматую собаку. Эта сцена может изображать определенный эпический сюжет.
В раннем средневековье (VI-XI века) города на территории Казахстана в древнетюркских государствах строились вдоль Великого шелкового пути. Так, два крупных городских района – Жетысу и Южный Казахстан были обособленны. Их образование и гончарные умения имели свои особенности. Среди народов таких крупных городов, как Жетысу, Тараз, Кулан, Мерке были и пришедшие извне согдийцы. Совместно с местными уйгурами и потомками тюркских племен они также оставили свой след в искусстве гончарного дела. В таких предметах домашнего обихода, как светильники, подставки для очага и крышки прослеживаются следы зороостризма, а ещё поклонения огню. Светильники были похожи на трех или четырехрожковые округлые чаши, а подставки для очага выполнены в виде животных. Ровная поверхность крышек казанов для поминальных блюд обделана декоративным узором в виде зигзагообразных линий, вьющихся цветов или же наложена с помощью аппликаций.
Керамическую посуду Жетысу этого периода составляет группа искусно украшеных столов-дастарханов, изготовленных из керамики. Их фрагменты имеются в фонде нашего музея. Богатые наборы антропоморфных сосудов украшались изображением таких частей тела, как ухо, нос, глаз и даже женская грудь. Эти сосуды часто использовались в ритуалах зороастризма и были связаны с изображениями богов Зервана, Митры, Анаит, Армаити, Амеретат.
Сосуды в виде полусвастики – Z-образные или «уточки» считались символами земли и неба. Их значение связано с мифами о сотворении земли и всего мира. Такая посуда использовалась во время празднования Наурыза.
Керамическое искусство Семиречья в X-XIII веках характеризуется широким распространением литых блюд (литье-полировка), чашек, мисок, тазов для омовения рук с рельефными узорами, покрытых глазурью. Изготовление литой посуды повлияло на импорт дорогой керамики из Ирана, Китая, Японии. Поставлялась она по Великому шелковому пути.
О необычных свойствах глины хорошо знали и наши предки. Поэтому они предпочитали изготавливать посуду именно из этого природного материала, чем из металла. А все потому, что глина, рождённая много тысяч лет назад, вобрала в себя огромное количество природной энергии. Её малые частицы способны поглощать отрицательную энергию и преобразовывать ее, предотвращая многие болезни. Нагреваясь в руках человека, такая чаша освобождает его от негативной энергии, наполняет накопленной за тысячелетия энергией солнца, воды, ветра, космоса. То же происходит и с помещенными в нее продуктами питания, будь то вода, молоко или еда. Они очищаются и наполняются целительной силой глины. Поданная в глиняной посуде пища лучше усваивается организмом и быстрее восстанавливает силы, а приготовленная в глиняных горшочках не только вкусна, но и чрезвычайно полезна, так как в процессе приготовления обогащается целительной, огненной энергией красной глины. Кроме того, еда, приготовленная в посуде из красной глины, приобретает ту мягкость и изысканность, которые были свойственны лучшим достижениям старинной кухни. Вместе с тем прохладительный напиток, оставленный в глиняном кувшине, останется холодным даже на солнце, а чай или кофе будут теплыми в течение нескольких часов.
В фонде музея насчитывается более 20 глиняных экспонатов, датируемых эпохой бронзы. Это фрагменты дастархана, ступки, керамические крышки, а также поливная керамическая чаша и кувшины. Самый же крупный из коллекции – хум. Историю этого уникального предмета и много других интересных историй о родном крае можно узнать, посетив наш музей. Добро пожаловать!
Л. НУРЖАНОВА,
старший научный сотрудник
районного историко-краеведческого музея.