В наступившем 2019 году определенные изменения произошли и в налоговой сфере. Коснулись они как физических, так и юридических лиц, в том числе отечественного предпринимательства. Мы попросили руководителя районного управления государственных доходов А.Т. Сауданбекова дать разъяснения по данным изменениям и ответить на ряд вопросов.
– Айдын Турганбекулы, не могли бы Вы пояснить, какие изменения внесены в Налоговый кодекс Республики Казахстан, прежде всего, относительно месячного расчетного показателя и минимальной заработной платы? На что это повлияет?
– Прежде всего, речь идет об их повышении. Так, размер месячного расчетного показателя в 2019 году составил 2525 тенге, а минимальной заработной платы – 42 500 тенге. Повышение месячного расчетного показателя повлияет на увеличение размера налагаемых штрафов, пороговых значений оборотов при обязательной постановке на учет по налогу на добавленную стоимость (НДС) и при применении специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Повышение же размера минимальной заработной платы, в свою очередь, ведет к увеличению исчисляемых сумм обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, а также обязательных взносов социального медицинского страхования. Таким образом, ежемесячные обязательные пенсионные взносы за одного работника составят 4250 тенге, социальные отчисления – 1488 тенге, а взносы по обязательному социальному медицинскому страхованию – 638 тенге.
– Какие изменения коснутся субъектов малого предпринимательства?
– В связи с увеличением минимальной заработной платы при исчислении предельного дохода для субъектов предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим, и для малого бизнеса минимальная заработная плата заменена на месячный расчетный показатель. То есть внесены изменения в статьи 683, 687 и 694 Налогового кодекса Республики Казахстан. В частности, в подпункте 2) пункта 2 статьи 683 Налогового кодекса для специального налогового режима заменена кратность дохода за налоговый период. Так, на основе патента – 300-кратный размер минимальной заработной платы заменен на 3 528-кратный, а на основе упрощенной декларации 2 044-кратный размер минимальной заработной платы заменен на 24 038-кратный.
– Какие изменения коснулись применения контрольно-кассовых машин?
– Следует отметить, что в 2019 году предусмотрен полный переход налогоплательщиков на контрольно-кассовые машины с функцией фиксации, с передачей данных при денежных расчетах. Вместе с тем, такого рода требования по применению контрольно-кассовых машин в онлайн-режиме не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность там, где отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования.
– В Послании Президента говорилось и о таком понятии, как единый совокупный платеж. Не могли бы Вы пояснить, какие категории населения должны его платить и каков размер данного платежа?
– Согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» № 203-VI от 26 декабря 2018 года, единый совокупный платеж введен уже с 1 января 2019 года. Его плательщиками являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в налоговом органе, которые одновременно соответствуют следующим условиям: уплатили единый совокупный платеж; не используют труд наемных работников; оказывают услуги исключительно физическим лицам, не являющимися налоговыми агентами, или же реализуют сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства, за исключением подакцизной продукции, исключительно физическим лицам, не являющимися налоговыми агентами. Эти категории граждан и обязаны платить единый совокупный платеж. Но если услуги будут оказываться юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то такое физическое лицо-услугодатель не вправе применять единый совокупный платеж. Для жителей городов республиканского и областного значения размер единого овокупного платежа составляет один месячный расчетный показатель, то есть 2525 тенге, а для жителей остальных населенных пунктов – 0,5 месячного расчетного показателя.
– Имеются ли для плательщиков единого совокупного платежа какие-либо ограничения?
– Безусловно. Плательщиками единого совокупного платежа, к примеру, не признаются лица, осуществляющие указанные виды деятельности на территории объектов коммерческой недвижимости, а также торговых объектов, в том числе находящихся на праве собственности, аренды, пользования, доверительного управления. Это же относится к лицам, предоставляющим имущество в имущественный наем или аренду, за исключением жилища; занимающимся частной практикой; имеющим государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Также речь идет об иностранцах и лицах без гражданства, за исключением оралманов. Кроме того, размер дохода плательщика единого совокупного платежа за календарный год не должен превышать 1175-кратный размер месячного расчетного показателя.
– Какие новшества введены в Налоговый кодекс по выписке электронных счетов-фактур?
– Этот вопрос, на мой взгляд, особо актуален. И потому, пользуясь случаем, хотел бы напомнить плательщикам НДС и участникам внешнеэкономической деятельности о том, что с 1 января 2019 года предусмотрена обязательная выписка электронных счетов-фактур. Выписанные в соответствии с требованиями, установленными главами 46 и 47 Налогового кодекса РК и зарегистрированными в программе ИС ЭСФ на сайте www.esf.gov.kz., электронные счета-фактуры являются основанием для отнесения в зачет НДС. В случае же если счет-фактура выписан как на бумажном носителе, так и в электронной форме, основанием для отнесения в зачет НДС получателем товаров, работ и услуг является счет-фактура в электронной форме. Следует также отметить, что если счет-фактура выписан на бумажном носителе, то он подлежит регистрации в информационной системе электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты устранения технических ошибок. Все разъяснительные материалы по освоению порядка их выписки, по переходу на электронный документооборот размещены на сайте www.kgd.gov.kz.
– Какие меры предусмотрены Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях за нарушение порядка выписки электронных счетов фактур?
– Прежде всего, это административная ответственность. Так, невыписка счета-фактуры в электронной форме первый раз, согласно статье 280-1 данного Кодекса, влечет предупреждение. Согласно же части первой настоящей статьи, действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет за собой штраф. Для субъектов малого предпринимательства его размер составит сорок месячных расчетных показателей, для субъектов среднего предпринимательства – сто, для субъектов крупного предпринимательства – сто пятьдесят. Выписка налогоплательщиком счета-фактуры в электронной форме с нарушением срока первый раз влечет предупреждение. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, также влечет штраф. Для субъектов малого предпринимательства он составляет двадцать месячных расчетных показателей, для субъектов среднего предпринимательства – пятьдесят, для субъектов крупного предпринимательства – сто.
При этом отсутствие заверенных печатью органов государственных доходов товаросопроводительных документов, оформление которых предусмотрено при вывозе за пределы территории Республики Казахстан товаров, включенных в перечень нарушения системы учета перемещения товаров, влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. Действие же, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.
– Спасибо за содержательную беседу.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.