На днях в городе Каскелен, на базе частной школы «Немере», была организована международная научно-практическая конференция среди учащихся 6-11 классов сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО Республики Казахстан, приуроченная к Международному Дню науки. Её тема – «Молодое поколение за развитие науки, прогресса и мира». Данное мероприятие было посвящено двум странам – Казахстану и Киргизии, а также двум выдающимся личностям этих братских народов – прозаику, поэту, драматургу Мухтару Шаханову и прозаику, сценаристу, драматургу Чингизу Айтматову.
Общий проект школ «Немере» и «Дипломат»
Стоит отметить, что наряду со школой «Немере», возглавляет которую Эльвира Угай, организатором конференции выступило образовательное учреждение «Школа Дипломат», что в городе Балыкчы Иссык-Кульской области Киргизии. Её работой руководит Мейрамкуль Атабаева. Два года назад между этими учреждениями образования был заключен меморандум о сотрудничестве. В его рамках и была проведена эта международная конференция.
К слову сказать, её почетными гостями стали советник президента Международного фонда имени Чингиза Айтматова, племянник знаменитого писателя Асан Ахматов, приехавший вместе с супругой Жамилей Биктимировой, а также многие выдающиеся ученые, преподаватели ряда ведущих ВУЗов страны, вошедшие в состав жюри.
«Дело науки – служить людям»
Девизом конференции стали слова немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха: «Любовь к науке – это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью учёного».
Её лейтмотив был выражен и в словах Льва Николаевича Толстого: «Дело науки – служить людям».
Большой информационный посыл несли также слова Мухтара Шаханова и Чингиза Айтматова, написанные под их портретами на большом экране, размещенном над сценой. Уже они наставляли о том, чтобы в любых жизненных ситуациях оставаться человеком.
Мухтар Шаханов сказал: «Не плачь, что не возвысился – на лучшее надейся ты. Радуйся, что Бог избавил тебя от падения с высоты».
А вот Чингиз Айтматов очень четко и лаконично обозначил смысл бытия: «Перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда».
Согласитесь, эти слова двух личностей мировой величины не теряют своей актуальности и в наши дни.
Сохраняя наше культурное наследие
На правах хозяйки открыла конференцию директор школы «Немере» Эльвира Угай. Её слова приветствия прозвучали на казахском, русском и английском языках.
– Мы собрались, чтобы вновь окунуться в творческое наследие двух великих писателей Казахстана и Киргизии – Мухтара Шаханова и Чингиза Айтматова, – сказала Эльвира Борисовна. – Их произведения не только обогатили литературу, но также стали символами человеческой мудрости, сопереживания и глубокой связи с родной землей. Через свои творения Шаханов и Айтматов поднимали важные вопросы, которые остаются актуальными и сегодня. Они вдохновляли поколения. Их слова звучат как призыв к состраданию, к пониманию, к сохранению нашего культурного наследия. Давайте вместе вспомним их вклад, поделимся своими размышлениями об их произведениях и постараемся понять, как их идеи могут вдохновить нас в наше время. Желаю всем плодотворной работы и ярких впечатлений.
Затем слово было предоставлено почетному гостю праздника Асану Ахматову, приехавшему из солнечной Киргизии.
– Я очень рад, что от имени фонда Чингиза Айтматова, возглавляет который его сын Эльдар Айтматов, принимаю участие в замечательной конференции, посвященной Международному дню науки, – сказал Асан Кенжебаевич. – Убежден, что такого рода мероприятия значимы для любого государства, поскольку направлены на повышение уровня образованности детей. Им предоставлена прекрасная возможность показать полученные знания, навыки. Удивил и очень сильный состав жюри, представленный именитыми учеными – профессорами, кандидатами и докторами наук ведущих ВУЗов Казахстана. Думаю, что этот конкурс останется в памяти многих его участников, поскольку помог им сделать первые шаги в мир науки.
А между выступлениями учащиеся школы «Немере» исполняли концертные номера – танец маленьких офицеров в белой униформе, гимн школы «Немере» и другие.
Среди участников – школьники, лицеисты, гимназисты
Состав участников конференции был представлен самыми разными образовательными учреждениями. Из Кыргызстана приехали воспитанники ОУ «Школа Дипломат» и детского образовательного центра «Клуб ЮНЕСКО». Оба они находятся в городе Балыкчы Иссык-Кульской области. Другие ребята представляли частную школу «Немере», ШПО «Alma school», школу-гимназию № 153 имени А. Розыбакиева, лингвистическое отделение физико-математической школы «TAMOS Education», специализированный лицей имени аль-Фараби Карасайского района, международную школу-лицей «Достар», частную школу «KAU», частный лицей-интернат № 1 Талгарского района, гимназию «Арман», среднюю школу-гимназию города Конаев, КГУ «Гимназия № 35 города Алматы», частную школу «Ньютон» ООО «Базис эдьюкейшн», ТОО «EPG Promttheus School».
После торжественной церемонии открытия состоялась защита проектных работ, проходившая по разным направлениям и секциям. Ребята осветили темы, связанные с национальным единством и созданием достойных условий жизни для всех граждан, с укреплением сотрудничества между Казахстаном и Кыргызстаном, подготовили театрализованные инсценировки произведений двух великих писателей, поговорили о популяризации эпоса «Манас», о возможностях искусственного интеллекта, цифровизации и о многом другом.
О ценности «Манаса», катастрофе бездуховности и искусственном интеллекте
В аудитории № 201 проводилась защита проектных работ по секциям «Наука и здоровый образ жизни», «Искусственный интеллект и цифровизация», в аудитории № 204 – по секциям «Национальное единство – идея создания равных возможностей и достойных условий жизни для всех граждан», «Казахстан и Кыргызстан: грани сотрудничества в области научного прогресса», «Любовь к родному краю».
Часть школьников осталась в актовом зале, где шла защита проектов по таким секциям, как «Популяризация эпоса «Манас», «Борьба добра и зла, катастрофа бездуховности» (актерское мастерство), «Наука и творчество». Каждая из восьми секций включала в себя важные и емкие по содержанию подтемы.
Скажем, в секцию № 1 вошли такие подтемы, как «Важность сохранения единства народов в многонациональной стране», «Значение Ассамблеи народа Казахстана в сохранении единства народов», «Роль Мухтара Шаханова и Чингиза Айтматова в сохранении национального единства».
В секцию № 2 – «Новизна экономического и научного сотрудничества двух государств», «Наука и духовность на Шелковом пути», «Возможности сотрудничества двух государств в освоении космоса».
В секцию № 3 – «Эпос «Манас» – выдающееся произведение восточных устных традиций, кыргызского фольклора», «Чокан Валиханов – первый исследователь «Манаса», «Вклад Мухтара Ауэзова в изучение эпоса «Манас».
В секцию № 4 – «Экотуризм (тропы, ведущие в Кыргызстан)», «Краеведение (достопримечательности родного края)», «Отражение народных традиций и обычаев в эпосе «Манас».
В секцию № 5 – «Оторванность от корней, родины и языка в произведениях Мухтара Шаханова «Космоформула карающей памяти» и «Заблуждение цивилизаций», «Чингиз Айтматов – писатель-гуманист и мыслитель», «Традиции и новаторство в киргизской литературе».
В секцию № 6 – «Здоровьесберегающие программы», «Отражение национальных видов спорта в эпосе «Манас», «Проблемы популяризации конных видов спорта, стрельбы из лука и других видов национального спорта».
В секцию № 7 – «Создание мультимедийных обучающих программ о творчестве Мухтара Шаханова», «Цифровизация и духовность», «Интернет и язык», «Создание моделей и макетов с использованием искусственного интеллекта».
И, наконец, в секцию № 8 – «Национальный костюм как элемент отражения национальной духовности в эпосе «Манас», «Связь межнациональных традиций и обычаев казахского и кыргызского народов», «Общие черты в музыкальном творчестве акынов двух народов», «Взаимосвязь материальной культуры казахов и киргизов (гончарное, ювелирное искусство)».
Требования к работам компетентного жюри
Стоит отметить, что представленные на конференцию проекты, рефераты, научно-исследовательские и творческие работы компетентное жюри оценивало по двум возрастным группам: основная школа (6-9 классы) и средняя (10-11 классы).
Типы докладов были разные – исследовательский, творческий, реферативный. Их структура: титульный лист, аннотация, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы с правильными ссылками в тексте.
Что же касается презентации, то в неё необходимо было включить не более десяти слайдов. Выступление же, подготовленное на казахском, русском или английском языках, должно было осветить конкретную проблему, содержать казахстанский и кыргызский компоненты, завершаться выводами и рекомендациями. Причём, нужно было уложиться в пять-семь минут. Всё это и оценивали члены жюри.
К слову сказать, его представляли профессор искусствоведения Казахского национального педагогического университета имения Абая, заслуженный деятель Казахстана, обладатель медали «Халық күйшісі» Ерболат Жумашович Мустафаев; старший преподаватель кафедры теоретической и ядерной физики физико-технического факультета КазНУ имени аль-Фараби, доктор PhD Юлия Айратовна Зарипова; и.о. ассоциированного профессора Казахского национального женского педагогического университета, кандидат химических наук Кажмухан Оразович Кишибаев; ассоциированный профессор института логистики и бизнеса, заведующая кафедрой «Транспортные услуги и бизнес», кандидат технических наук Роза Джалиловна Мусалиева; ассоциированный профессор SDU University, доктор PhD Шынар Есембеккызы Ауелбекова; ассоциированный профессор кафедры всемирной истории и международных отношений Карагандинского университета имени Е.А. Букетова, доктор PhD Серик Берлибаевич Стамбулов; преподаватель-исследователь Каскеленского гуманитарно-технического колледжа, кандидат юридических наук Майя Юбилеевна Джунусова; главный методист Карасайского районного отдела образования Жанат Тельманович Бегалиев и другие.
Лучшие проекты. Награды победителям
Авторы лучших докладов и презентаций были отмечены соответствующими дипломами первой, второй, третьей степеней, а их руководители получили Благодарственные письма. Всем участникам конференции были выданы сертификаты. Вместе с тем лучшие работы детей, отмеченные членами жюри, войдут в электронный сборник, который будет доступен для скачивания.
Что касается учащихся школы «Немере», то Бек Карагулов, Русана Дурсунова и Диана Степанова удостоились Гран-при. Первые места заняли проекты Ании Сагимбай, Зере Жолдасбай, Кунсулу Асхаткызы, Тамины Кыстаубековой и Ерсултана Матибекова. Немало ребят также заняли вторые и третьи места.
Что касается творческого конкурса, то члены жюри особо отметили заслуги ученика 6 «а» класса Мираса Касенова, который наизусть читал поэму Мухтара Шаханова «Отырар». Руководитель данного проекта – учитель школы «Немере» Бибигуль Сериккажиевна Касенова. Искусству художественного слова еще с начальных классов обучала Мираса библиотекарь школы «Немере» Раиса Байгазыновна Торгембаева. Талант мальчика и поддержка старших сделали своё дело. В результате ему было присвоено первое место.
Очень яркими, интересными и глубокими по содержанию были театрализованные инсценировки произведений Чингиза Айтматова, представленные учениками школы «Дипломат», которые также получили высокую оценку членов жюри. Примечательно то, что в них участвовала и сама директор школы Мейрамкуль Атабаева.
Развивая интерес к науке, прививая человеческие качества
По словам Эльвиры Борисовны, главные цели этой международной конференции – развитие у учащихся интереса к научным исследованиям, приобретение ими опыта защиты научных проектов, создание условий для роста осведомленности учащихся о роли науки в развитии прогресса и мира.
Она также была нацелена на то, чтобы привлечь ребят к научно-исследовательской, практической и творческой деятельности по разным предметам, выявить одаренных детей, а еще на то, чтобы поддержать исследовательское творчество школьников через изучение произведений Мухтара Шаханова и Чингиза Айматова.
Что же касается конкретных задач, которые были поставлены непосредственно перед организаторами конференции, то они направлены на активизацию деятельности по развитию у ребят интереса к проектной исследовательской деятельности; на формирование информационной культуры современного школьника; на создание на время проведения конференции единой платформы и информационно-образовательной среды.
Добавим к этому поддержку интереса учащихся к углубленному изучению отдельных предметов и межпредметных дисциплин; развитие их творческого потенциала, навыков публичного выступления, способов презентации результатов своей работы в проекте; формирование уважительного отношения к творчеству других ребят; выявление лучших работ, подготовка докладов и презентаций, проектных и творческих работ на международном уровне.
Вместе с тем конференция носила морально-воспитательный характер. Она была направлена на то, чтобы через произведения Мухтара Шаханова и Чингиза Айтматова привить детям человеческие качества; помочь им понять историю и прочувствовать богатство, красоту речи писателей; способствовать развитию креативного мышления; научить анализировать и оценивать проводимые научные исследования с точки зрения их результативности.
Плодотворное сотрудничество двух школ и двух государств
Следует также отметить, что специально для руководителей проектов и координаторов ЮНЕСКО была проведена арт-терапия.
Завершилась конференция концертной программой, обменом мнениями, вручением соответствующих дипломов победителям. Так, представители подрастающего поколения смогли сделать свои первые шаги в мир науки, получить опыт по подготовке и защите своих проектов.
– С директором школы «Дипломат» Мейрамкуль Муканбековной нас связывает многолетняя дружба, – пояснила Эльвира Борисовна. – Было время, когда она трудилась в нашей школе «Немере». Потом жизнь так сложилась, что она переехала в Киргизию и уже там открыла школу. Мы переписывались, поддерживали друг друга. Вместе с тем, поскольку наша школа «Немере» относится к сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, нам нужно было соблюсти одно из требований – иметь школу-побратим в Казахстане или в ближнем зарубежье. Так вместе с Мейрамкуль Муканбековной и решили заключить меморандум, в рамках которого проводится большая совместная работа. Мы обмениваемся опытом, часто созваниваемся, посещаем мероприятия. Как-то раз созрело решение провести грандиозное открытое мероприятие, посвященное двум странам – Казахстану и Киргизии, приурочив его к Международному дню науки. Моя коллега смогла пригласить на это мероприятие родного племянника известного писателя мировой величины Чингиза Айтматова – Асана Кенжебаевича Ахматова. И мне приятно, что он откликнулся, привез на наше мероприятие очень много авторских работ Чингиза Торекуловича, его сестры Розы и свои. Идея проведения конференции родилась еще в конце прошлого учебного года. Тогда же сделали определенные наброски. Мы даже не ожидали, что будет так много участников – 115 ребят, в том числе 63 из них принимали участие в конференции в онлайн-режиме и 52 – в офлайн-режиме. Присланные на конкурс работы мы сразу же отправляли членам жюри, в состав которого вошли известные ученые, преподаватели ряда ВУЗов. То есть у их было время изучить предложенные ребятами темы, их подачу и раскрытие, ценность и актуальность. Думаю, что наша идея состоялась. Почему мы взяли двух писателей – Мухтара Шаханова и Чингиза Айтматова? Потому что эти две личности оставили яркий след в литературном творчестве и в укреплении дружбы между двумя братскими народами. Их книги по-прежнему актуальны для каждого из нас и для подрастающего поколения. В них очень много тепла, любви к родной земле и патриотизма, что очень ценно для молодежи.
Немаловажно и то, что конференция помогла еще больше укрепить отношения между двумя братскими народами, а также донести до ребят особенности жизненного опыта, философии двух мировых величин – Мухтара Шаханова и Чингиза Айтматова, творчество которых не теряет своей актуальности и в наши дни.
Танзиля МУХТАРОВА.