Большой вклад в работу казахстанской полиции внесла семейная династия Жакишевых, основателем которой стал Нургали ата. Его дело продолжили четверо детей, трое внуков и даже правнучка. Их общий трудовой стаж на данном поприще составил 230 лет. А рассказал нам об этом второй из сыновей Нургали ата – Кажимукан, названный так в честь знаменитого казахского борца Кажимукана Мунайтпасова. Вместе со своей семьей он живет в Каскелене.
Жакишев старший родился 20 декабря 1924 года в селе Терсакан Кийминского (Есильского) района Торгайской (Акмолинской) области. После войны он поступил во вновь открывшуюся Алматинскую среднюю школу милиции (АСШМ) и вошел в число ее самых первых выпускников. К слову сказать, он был командиром взвода, учился вместе с Маканом Есбулатовым, который впоследствии стал генерал-майором милиции, был министром внутренних дел Казахской ССР в период с 1973 по 1980 годы, а еще всю свою жизнь оставался его верным другом.
Поначалу Нургали Жакишев жил и трудился в городе Атбасар Северо-Казахстанской области, в уголовном розыске. В 1971 году семья переехала в село ВАСХНИЛ (ныне Кайнар) тогда еще Каскеленского района. Живя здесь, Нургали ата продолжил службу в органах внутренних дел Жамбылского района, откуда и ушел на заслуженный отдых.
Его наградами стали орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией», нагрудные знаки «За безупречную службу в Министерстве внутренних дел Казахской ССР», «Ветеран гвардейских воздушно-десантных войск Советской Армии» и многие другие.
Его супруга – Кайша апай всю свою жизнь проработала учителем начальных классов. Жизнь главы семейства оборвалась 19 августа 1989 года, а её – 7 февраля 2010 года. Плодами их любви стали четверо детей – Ермухан, Кажимукан, Бану и Кажигали. Все они – ветераны органов внутренних дел.
Стоит отметить, что Ермухан Нургалиевич начинал работать в службе охраны некогда руководившего нашей страной Динмухамеда Ахметовича Конаева. В разные годы он трудился инспектором уголовного розыска Жамбылского РОВД, был старшим инспектором уголовного розыска Карасайского РУВД, начальником Куртинского РОВД, старшим экспертом-криминалистом УВД Алматинской области, начальником охраны Московского РУВД города Алматы, заместителем начальника уголовного розыска, заместителем начальника, а затем и начальником 10-го управления МВД Казахской ССР по городу Алматы и области. Ушел на заслуженный отдых в звании полковника полиции, прослужив на избранном им поприще более 30 лет.
Кажимукан Нургалиевич свой трудовой путь начинал в городе Капшагай (Конаев) с должности инспектора отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). Затем был начальником службы Каскеленского РУВД, инспектором уголовного розыска и ОБХСС, начальником межрегиональной службы по борьбе с наркобизнесом Департамента внутренних дел по Алматинской области. Ушел в отставку в звании майора полиции.
Бану Нургалиевна – подполковник полиции, много лет проработала следователем Московского РУВД города Алматы, преподавала в спецшколе по подготовке личного состава.
Кажигали Нургалиевич трудился в Жамбылском РОВД, где начинал инспектором уголовного розыска, имеет звание подполковника главного разведывательного управления города Алматы.
По следам старших пошли трое детей Ермухана Нургалиевича – Омаргали, Салтанат и Нурлан, а также сын Кажимукана Нургалиевича – майор полиции Мади, который в настоящее время трудится старшим следователем Карасайского районного управления полиции. Продолжила династию и правнучка Нургали ата – Алина Нургалиева. Уже она работает в Конаеве – следователем Департамента полиции по Алматинской области.
Если говорить о нашем собеседнике – Кажимукане Нургалиевиче, то его путь в профессию полицейского открылся не сразу. Поначалу он избрал другую стезю, но судьба и случай внесли свои коррективы.
– Так сложилось, что после школы я поступил в сельскохозяйственный институт, на агрономический факультет, – рассказывает он. – Но поругался с ректором из-за его несправедливого отношения к студентам и бросил учебу. Уже позже, отслужив два года в армии, поступил в АСШМ, в которой когда-то учились отец со своим другом Маханом ага и мой старший брат Ермухан. Окончил ее в 1985 году. Затем на протяжении четырех лет учился в Ленинградском высшем военно-политическом училище МВД СССР. Поехал туда уже со своей семьей – супругой Балкен, вместе с которой мы уже более сорока лет. Радуют нас с нею трое детей – Жангали, Мади и Мадина, а также более десяти внуков.
Интересно то, что именно Кажимукан Нургалиевич, проходя вместе с друзьями, первым заметил свою будущую супругу на балконе общежития политехнического института, в котором она училась. Стал спрашивать о том, какой номер ее комнаты и не живет ли там девушка по имени Сауле, которую он якобы разыскивал. Так они и познакомились. Потом два года дружили и решили пожениться.
Поделился наш собеседник и одним из случаев из своей профессиональной деятельности, который произошел во время одного из дежурств. Дело было в Капшагае в 1984 году.
– На пульт дежурного ГУВД поступил вызов о семейном дебошире, которого нужно было обуздать, – вспоминает Кажимукан Нургалиевич. – В каждом РУВД имеется список убийц, насильников, мошенников, проживающих в данном регионе. Видимо, не сверив с ним, дежурный сообщил о вызове, но не предупредил, что речь шла об отсидевшем 12 лет в тюрьме и совсем недавно освободившемся убийце. Ничего не подозревая, я отправился к нему один. Его квартира находилась на четвертом этаже. В соседней же квартире была выбита дверь. Проживавшая в ней бабушка, посмотрев на меня, сказала: «Один Вы его не заберете…». Тогда я решил позвать на помощь соседа, но и тот отказался помочь, хотя был рослым мужчиной. Поскольку отступать было как-то неловко, я сам вошел в квартиру к дебоширу. Им оказался двухметровый мужик. Сначала, стараясь перехитрить его, попытался говорить с ним, советовать, чтобы он пошел в милицию и попросил жену забрать заявление. Тот вроде бы согласился, но в какой-то момент я увидел у него огромный нож-свинорез. Чтобы разрядить обстановку, продолжил с ним разговор о том, что, если он меня убьет, то снова сядет в тюрьму. Но тот дал понять, что ничего не боится, и что за убитого «мента» будет кайфовать на зоне. Я понял, что оказался в довольно щекотливом положении. К двери не пройти, потому что здоровенный преступник заградил собою проход. В окно тоже не выпрыгнуть, ведь квартира находилась на четвертом этаже. Показать ему прием карате или самбо тоже сразу не смог, так как бандит оказался левшой. И я словно остолбенел, как будто меня свинцом залили. Невольно вспомнил рассказы отца о том, что в годы войны, когда в составе диверсионного отряда они нападали на спавших фашистов, прежде чем заколоть их, старались сначала разбудить. Дело в том, что если убивать спящих, то они могли вскрикнуть, а если сначала разбудить, то пока они находились в оцепенении, можно было убить сразу нескольких фашистов. В тот момент я очень четко понял, о чем говорил отец, поскольку испытывал именно такое состояние. Немного придя в себя, стал быстро просчитывать, как мне лучше сделать подсечку или поставить блок, чтобы выбить нож из руки преступника. Наметил примерный план действий, но сначала очень сильно и громко закричал, чтобы вывести самого себя из оцепенения. Это были какие-то доли секунды. У меня перед глазами быстро промелькнула вся моя жизнь: отец, мать, семья… Специальными приемами, которым обучился на тренировках, я выбил у здорового мужика огромный нож, свалил его ударом в печень, а потом связал. Тут на помощь подоспели другие сослуживцы, понявшие, что раз меня долго нет, значит, что-то неладно. Вот так ошибка дежурного чуть было не стоила мне жизни. А помогли мне выжить в этой непростой ситуации Всевышний и уроки отца.
Выйдя на заслуженный отдых, Кажимукан Нургалиевич и Балкен Шамриновна поддерживают детей, возятся с внуками, занимаются домашними делами и бережно передают своему потомству рассказы об их дедушке Нургали – основателе целой семейной династии стражей порядка Жакишевых.
Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Актоты МЫРЗАБЕККЫЗЫ.