Электронное правительство – это единый механизм взаимодействия государства и граждан, а также государственных органов друг с другом, обеспечивающий их согласованность при помощи информационных технологий. Именно это нововведение позволило сократить очереди в государственные органы, упростить и ускорить получение справок, свидетельств, разрешительных документов и многого другого.
Идея создания электронного правительства принадлежит Главе государства и была озвучена почти девять лет назад. За это время пройдены четыре глобальных этапа его становления и развития. Первый – информационный. Именно в этот период был запущен портал электронного правительства и наполнен информацией о госорганах, их работе и услугах для населения. Кроме того, были приведены регламенты оказания услуг и вывешены для ознакомления нормативно-правовые акты. На этом этапе каждый казахстанец мог получить на портале всю необходимую информацию – список документов, размер госпошлины, контактные данные госоргана, в который нужно обратиться, что значительно сократило беготню по различным инстанциям.
Второй этап – интерактивный был ознаменован стартом предоставления на портале электронных услуг, в связи с чем его пользователям открылась возможность получать справки из разных учреждений, не теряя времени в очередях, отправлять запросы в любой госорган, не выходя из дома, и отслеживать его статус. Все это позволило в разы сэкономить время на сборе пакета документов. На этом же этапе были внедрены ведомственные информационные системы, государственные базы данных, электронное лицензирование и шлюз электронного правительства.
Третий этап развития электронного правительства – транзакционный. Благодаря ему граждане получили возможность оплачивать государственные пошлины, сборы, штрафы, коммунальные услуги не через банки, а в онлайн-режиме. А для предпринимателей были введены электронные государственные закупки, в связи с чем повысились прозрачность, открытость проводимых конкурсов и тендеров.
Четвертый этап – трансформационный. Именно на нем электронное правительство находится сегодня. Главная же его цель – максимальная оперативность в оказании услуг гражданам. Именно для этого интерактивные и транзакционные сервисы объединяются в комплексные услуги, в которых часто нуждается казахстанское население. Так, у пользователей появилась возможность за 15 минут зарегистрировать юридическое лицо или же рождение ребенка, одновременно решив все сопутствующие вопросы – подачу заявлений на назначение пособий, на постановку ребенка на очередь в детский сад. Особое внимание на портале уделяется и социально значимым услугам. Именно поэтому все они переведены в электронный формат.
Получая какую-либо справку на бумажном носителе, мы расписываемся. Электронный документ для придания ему юридической значимости тоже нужно подписать. Для этого используем уже электронную цифровую подпись (ЭЦП), которая является аналогом собственноручной подписи. Но это отнюдь не скан-версия обыкновенной подписи. ЭЦП содержит в себе цифровые символы, в которых хранится вся необходимая информация о её обладателе. Например, тот же ИИН. Она гарантирует, что запрос или документ, который был подписан в процессе передачи данных, не изменился и не исказился. Немаловажно и то, что ЭЦП выдается бесплатно.
Ж. КАЛЬПЕБАЕВА,
главный специалист управления государственных услуг Департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по Алматинской области.