Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла…
Совсем скоро во всех школах прозвучит эта красивая, чуточку грустная песня. Ну, а наш класс спел ее ровно 30 лет назад – по окончании средней школы имени Ленина (ныне М. Бейсебаева), что в селе Береке Ельтайского сельского округа. В 2019 году ей исполнится сто лет.
Этот храм знаний имеет свою славную историю и выдающихся выпускников, среди которых ученые, писатели, академики, врачи, инженеры, военные, летчики и другие специалисты. Но мне хотелось бы вспомнить о самом главном богатстве школы – мудрых наставниках, которые учили наш 10 «б» класс, выпускников 1988 года.
Прежде всего, много добрых слов хочется сказать в адрес К. С. Кощегулова, который возглавлял коллектив в период с 1988 по 2004 годы. Талантливый руководитель, строгий и требовательный учитель, он преподавал нам географию. Про таких людей говорят: отдал всего себя работе. Жил Калида Салимжанович исключительно школой, знал все ее нужды и потребности. За свою долгую педагогическую деятельность, а это более сорока лет, стал он Человеком-легендой. Хорошо знает всех нас, наших родителей, историю села Береке. И сегодня деятельный, энергичный аксакал продолжает работать, возглавляет совет ветеранов Ельтайского сельского округа. Его знания, опыт, добрые советы по-прежнему нужны молодым руководителям.
С особой теплотой вспоминаем мы и нашего классного руководителя – Евгению Васильевну Журекенову, которая была для нас самой настоящей второй мамой. Сколько интересных бесед провела она с нами! Организовывала встречи с ветеранами войны, с воинами-афганцами, экскурсии в музеи, в театры. Запомнилось и то, как со всем классом ездили мы в город Фрунзе (ныне Бишкек), работали на полях родного села, собирали макулатуру и металлолом, устраивали ярмарки, а собранные средства отправляли нуждающимся ребятишкам. Весело отдыхали мы также в пришкольном лагере труда и отдыха.
Бережно храним в своих сердцах и добрую память о тех наставниках, которых уже нет среди нас. Это учитель биологии Мулькен Бегалиевич Бегалиев, учитель истории Турсынхан Кабдолданович Кабдолданов, учитель химии Айман Естаевна Баймаханова, учитель физкультуры и НВП Михаил Егорович Стручев. Мулькен Бегалиевич, которого запомнили мы как светлого, доброго человека, был по-отечески снисходительным к нашим шалостям. Турсынхан Кабдолданович обладал какой-то магической силой. На его уроках все мы сразу успокаивались, но при этом «не тормозили», а, наоборот, работали, размышляли. Он шутил, иногда смешил, но мы не шалили, старались как можно лучше усвоить материал. Айман Естаевна до приезда в наше село работала в КазГУ. Она была большим интеллектуалом, прекрасно знала свой предмет, могла просто, доступно донести химию до учеников обычной сельской школы. Речь ее была очень грамотной. Именно благодаря ей, мы узнали много новых слов, обогатили свой кругозор. Михаил Егорыч был строгим и в то же время очень добрым. Он умел находить подход к каждому ученику. Но к юношам был как-то по-особому требователен.
Русскому языку и литературе в разные годы учили нас Раушан Хасеновна Токбаева и Валентина Павловна Гончаренко. Благодаря им, мы помним многих литературных героев, обладаем грамотной речью и письмом. Хотелось бы отметить и эмоциональность, позитивность Раушан Хасеновны. Она давала большой заряд энергии, помогала нам быть позитивными, жизнелюбивыми. А у Валентины Павловны научились мы сдержанности, обдуманности, доброте и объективному суждению.
Как-то после летних каникул мы пришли в переоборудованный кабинет математики. Привлекла внимание стенка, обитая деревянными рейками. На ней висела доска, а рядом – циркуль, транспортир, линейка. Был встроен и телевизор. На каждой парте стояли стаканчики, чтобы ученики могли положить туда свои ручки, карандаши. По тем временам это была такая роскошь. Благодаря преобразованиям, кабинет стал очень уютным. И все это было сделано руками учителя математики Нурсултана Бимолдиновича Кудайбергенова.
Самыми молодыми педагогами были Сауле Куатовна Сарсенбаева и учитель физики Татьяна Николаевна Толстоногова – красивые, талантливые, энергичные. Как известно, молодость притягивает к себе своей непосредственностью, жизнерадостностью, стремлением к новым знаниям. Вот и Татьяна Николаевна состоялась как Учитель, стала известной не только в школе и в районе, но даже в республике.
По-матерински мягкой и сердечной была учитель немецкого языка Роза Егоровна Гардер. А вот англовед Шолпан Адильмановна Кудайбергенова запомнилась нам как учитель-новатор, удивительно творческая личность. На ее уроках мы пели песни, инсценировали сказки, составляли диалоги.
Особо дорог каждому ученику его первый учитель. Для нас им стала Тамара Ивановна Свиридова. После окончания Иссыкского педагогического училища пришла она к нам в школу и проработала в ней 41 год. Причем, 14 из них была пионервожатой. Все ребята помнят организованные ею игры «Зарница». Это были самые настоящие учения – с проживанием в полевых условиях, с палатками, рациями и полевой кухней. Вместе со своим супругом – учителем рисования Сергеем Николаевичем она возила детей в горы, на речку Или, в города Советского Союза. До сих пор с теплотой и благодарностью вспоминаем все организованные ею школьные мероприятия.
Тамара Ивановна стала работать учителем начальных классов с 1978 года. Мы – ее первые ученики. Как молодому специалисту ей достался наш 1 «б» класс. Если 1 «а» составляли подготовленные дети, пришедшие в школу после дошкольного учреждения, то мы, увы, не были организованными. Наши родители трудились простыми работягами – полеводами, доярками, водителями. Другую половину класса составляли ребята из интерната.
Лично я не знала русского языка. И как же мне повезло, что попала в руки Тамары Ивановны. Каждый день после уроков она оставляла меня, занималась дополнительно, искренне желая помочь. С нею было очень интересно. Каждый день мы узнавали что-то новое. Ее уроки всегда украшали разнообразные наглядности, делала которые она своими руками. Постоянно показывала диафильмы, разучивала с нами стихи и песни, проводила открытые мероприятия. Но самое главное – она прививала нам человечность. Если кто-нибудь из нас болел, то вместе с Тамарой Ивановной мы шли навестить ученика. Это было хорошим уроком отзывчивости, доброты, взаимопомощи. С первым учителем выходили мы на природу. С нею я увидела первые подснежники, от нее же узнала о первом человеке, полетевшем в космос. С нашим первым учителем мы постигали мир. Именно она повлияла и на выбор моей профессии. Еще учась в начальной школе, я знала, что буду учителем. По ее стопам пошла и другая моя одноклассница – Майра Кощегулова, которая, вернувшись в родную школу, стала коллегой Тамары Ивановны.
Особо признательна я и учителю географии Орынбасару Басаровичу Жанадилову за помощь при написании этой статьи. Он – выпускник нашей же школы. Закончил ее еще в 1968 году. Вернулся сюда и по сей день продолжает трудиться. Организовал музей краеведения, хорошо знает историю каждого камушка в нашем селе, передает свои знания детям.
Труд учителя невозможно оценить рейтингами. Педагог работает на будущее, а результаты сможет увидеть, лишь спустя годы. От имени своих одноклассников выражаю огромную благодарность всем учителям – за их бесценный вклад в каждого из нас, за доброту и человечность, за данные нам знания, за частички их сердец.
Гульбану БЕРДЫБЕКОВА,
учитель казахского языка СШ имени Макаренко.