Руководство и сотрудники НПЦ «Дарын» Министерства просвещения РК уделяют особое внимание поддержке одаренных детей, гармоничному развитию личности. Итоги этой работы подводятся на расширенных заседаниях учебно-методического совета. На сей раз местом его проведения стал наш район. Главная тема этого республиканского научно-практического семинара – «Различные аспекты национальных ценностей: образование, труд, воспитание».
В нем приняли участие представители Министерства образования и науки РК, областных управлений образования Астаны, Алматы и Шымкента, вузов, руководители, учителя, психологи специализированных лицеев и гимназий, приехавшие из разных уголков страны.
Программа мероприятия была рассчитана на два дня. Непосредственно пленарное заседание проходило в Каскелене, в стенах университета имени Сулеймана Демиреля. Но до его начала участники ознакомились с выставками достижений и наработок, подготовленными коллективами ряда специализированных лицеев. Здесь были робототехника, предметы народного творчества и еще много чего интересного. В рамках выставки ей участникам была предоставлена возможность для обмена опытом и контактами, для расширения сотрудничества.
Открыл семинар ректор СДУ Алимжан Игенбаев, который пояснил, что при составлении стратегии школьным коллективам следует обратить внимание на три важных вопроса: «Кто мы?», «Какие у нас ценности?», «Каковы наши миссия и видение?». Не получив на них ответы, будет трудно двигаться вперед. Ответ же на вопрос: «Кто мы?», можно узнать из отзывов о своей школе со стороны педагогов, родителей, учеников и выпускников. Отметил он и то, что та среда, та культура, которая складывается среди педагогов, обязательно будет влиять и на учеников.
Ректор также сказал о трех типах руководителей. К первому относятся те, кто привыкли только приказывать. Данный тип можно охарактеризовать словом «я». Руководители второго типа – это те, кто умеют мотивировать. Его можно охарактеризовать словом «мы». И, наконец, к третьему типу руководителей относятся те, кто хорошо всё продумывают, исследуют, а потом и сами включаются в рабочий процесс. Этот тип можно охарактеризовать словом «все вместе». В наше время особую ценность имеют руководители именно третьего типа.
Алимжан Бекежанович также обратил внимание на одну серьезную проблему, сказав: «Мы даем детям знания, помогаем им с подготовкой к сдаче ЕНТ, но не готовим к жизни. Именно поэтому остро стоит вопрос педагогических кадров. В нашем университете одним из приоритетных является факультет педагогики. Особое же внимание мы уделяем подготовке учителей дошкольного образования и начальных классов. Причем, важно, чтобы учителя оставляли за собою не просто учеников, а своих последователей, тех, кто примет эстафету и понесет ее дальше».
Тепло поприветствовала участников семинара руководитель управления образования Алматинской области Салтанат Беспаева. Она сообщила о том, что для решения с проблем школ-трехсменок в текущем году планируется построить 63 комфортные школы. Другие новшества касаются выделения акимом области стипендий для одаренных детей и ста грантов при поступлении в вузы. Другое радостное известие связано с тем, что вблизи Талгара, в месте под названием Маралсай, один из санаториев будет отремонтирован и преобразован под оздоровительный лагерь для одаренных детей.
Своими размышлениями о том, каким должен быть эффективный босс, поделилась Айгуль Каркулова – руководитель отдела педагогического мастерства и психологической службы НПЦ «Дарын». Она отметила, что при приеме человека на работу директорам школ, лицеев следует обратить внимание на три аспекта личности: ценности, способности и навыки. Причем, самый важный из них – именно ценности человека. Учитывая их, при приеме на работу важно набирать единомышленников, которые в сложных ситуациях смогут оказать поддержку и наладить работу в команде.
Выступление-диспут руководителя управления общественного объединения «Академия национальных ценностей» Алихана Дуйсебек было посвящено теме «Национальные ценности и прогресс». Как заметил докладчик, сегодня мы пожинаем плоды неправильной политики, когда на первое место была поставлена экономика, а идеология и национальные ценности отошли на задний план. И теперь мы имеем то, что имеем.
Кроме того, он озадачил участников семинара тремя важными вопросами: «Удалось ли достичь прогресса?», «Что этому помешало?» и «Что нужно сделать, чтобы его достичь?». В эту лекцию-беседу активно включились директора лицеев и их заместители, приехавшие из городов Астана, Караганда, Костанай, Шымкент, Мангистау и других. Сообща они предлагали свои версии, необходимые для достижения прогресса. Среди них такие, как необходимость сделать главный акцент на развитие человеческого капитала; выйти из Болонской конференции и вернуться к собранию советов; вспомнить об учении Абая «Толық Адам», направленном на формирование целостности человеческой личности; пересмотреть содержание школьных учебников; поднять вопрос о культуре учителя; улучшить материально-техническую базу школ, уделить особое внимание внедрению инновационных технологий и тому подобное.
– Самая же большая наша беда связана с тем, что у нас нет национальной идеологии, – подытожил докладчик. – Люди превратились роботов. А куда делись такие непреходящие человеческие ценности, как милосердие, сострадание, порядочность, справедливость?
Практически все эти выступления заставили задуматься, оголили проблемы, имеющиеся как в отечественном образовании, так и в современном обществе. Продолжением же программы семинара стал спектакль «Независимость – гарант национальной ценности», подготовленный коллективом областной специализированной гимназии-интерната имени Абая.
Уже после обеда его участники посетили расположенные на территории Райымбекского сельского округа Карасайского района мемориальный комплекс «Батыр бабаларға тағзым» и музей «Анаға кұрмет», где приняли участие в мастер-классах. Так, заведующий комплексом Орынбасар Алим раскрыл тему «Елдікті сақтаган – батыр бабалар», а директор музея Аршагуль Тойбаева расказала о роли матерей в привитии национальных ценностей подросткам.
Практическая же часть семинара проходила в селе Алмалыбак, на базе специализированного лицея имени аль-Фараби. В первый день его участники ознакомились с выставкой «Знание. Опыт. Ценности». Затем им была представлена литературно-музыкальная композиция «Искусство – маяк знаний», а к концу дня в педагогической гостиной лицея состоялось интересное мероприятие под названием «Вечер у Фараби».
Довольно интересным был и второй день семинара, во время которого ученики вместе со своими учителями делились практическими наработками по разным предметам. Причем, в этом были задействованы ребятишки начального, среднего и старшего звеньев не только лицея имени аль-Фараби, но и других учебных заведений. Так, ученики 6 «г» класса Каргалинского специализированного лицея № 2 провели урок по казахской литературе под названием «Запах полыни». Ребята 10 «ә» специализированного физико-математического лицея-интерната имени Ш. Смагулова раскрыли тему однородгого и неоднородного эллектрического поля. Также состоялось интервью-встреча «Школа отцов», подготовленное Алматинской областной специализированной школой. Кроме того, были проведены классные часы, психологический тренинг «Разум и душа – это я сам..», дебаты на казахском и английском языках.
Работала и творческая площадка классных руководителей, которые делились опытом по специфике организации воспитательной работы, основанной на национальных ценностях. Непосредственно в актовом зале лицея была представлена литературно-музыкальная композиция «Пьедестал независимости вечно высок в колыбели будущего и знаний!», а итогом всего семинара стал круглый стол на тему «Различные аспекты национальных ценностей: образование, труд, воспитание».
Вот такой насыщенной была программа расширенного заседания учебно-методического совета, в рамках которой был представлен педагогический опыт коллектива специализированного лицея имени аль-Фараби, возглавляет который Бакшагуль Мустафина. При подведении его итогов отмечалось, что одним из приоритетных направлений проводимой работы является формирование целостной личности посредством качественного образования и воспитания с опорой на различные аспекты национальных ценностей. Немалую роль в этом играют семья, школа и личность самого учителя.
Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Актоты МЫРЗАБЕККЫЗЫ.