С 2019 года расположенная в городе Каскелен неправительственная организация «Куат» обеспечивает инвалидов первой группы нашего района индивидуальными помощниками и услугами инватакси. Как ведется эта работа? Какие имеются трудности?
Со слов заместителя руководителя районного отдела занятости и социальных программ Гаухар Аугамбаевой, всего в Карасайском районе 5 550 лиц с ограниченными возможностями, в том числе 489 инвалидов первой группы. Услуги индивидуального помощника получают 392 человека, 337 из них – через ООИ «Куат». Что касается инватакси, то в среднем в день здесь обслуживают от восьми до десяти инвалидов первой группы. Это те, кто едут на работу или учебу, на тренировки или реабилитацию, в бассейн либо получить государственные услуги.
Стоит напомнить, что общественное объединение инвалидов «Куат» было создано в 1992 году. Трудятся здесь девять человек. В оказании услуги по обеспечению индивидуальными помощниками задействованы два менеджера-диспетчера, в том числе Дилярахан Сайтова и Аида Розиева, а в обеспечении инватакси трудятся трое. Это диспетчер Гайнижамал Садуахасова, водители Асылбек Садуахасов и Бекзат Айтбаев.
Как пояснила главный бухгалтер данного общественного объединения Гульнарям Абдугапова, по обеспечению услугами индивидуальных помощников всё чётко отработано. Работа ведется через портал. На самих индивидуальных помощников жалоб нет.
Что же касается услуги инватакси, то здесь имеются сложности. Со слов председателя ООИ «Куат» Жамили Мамбеевой своих машин инватакси в общественном объединении нет. Поэтому для оказания данной услуги их арендуют в районном финансовом отделе, в который выплачивают стоимость аренды – 15 %. Расходы на горюче-смазочные материалы, на запасные части «Куат» взял на себя.
– На сегодняшний день имеются две большие проблемы, – пояснила Жамиля Ериковна. – Во-первых, машин для инватакси очень мало – всего две, а, во-вторых, одна из них постоянно ломается, в связи с чем подлежит списанию и замене. Обе они – маршрутки, которые необходимы для инвалидов-колясочников, тогда как инвалидам по зрению можно было бы оказывать услуги инватакси на легковых машинах, которых, к сожалению, нет. Хотя в Алматы этот опыт практикуют и достаточно успешно. Другая проблема – теснота в салоне автомобиля, в который можно вместить только двоих инвалидов-колясочников. В Алматы же появились инватакси, на которых перевозят сразу четырех инвалидов первой группы. Так что можно продумать возможности для улучшения качества оказания данной услуги в нашем районе.
Вместе с водителем инватакси Асылбеком Садуахасовым мы проехались по его маршруту. В районе девяти часов он повез инвалида первой группы по зрению Адилю Мамедову, проживающую в городе Каскелен, на работу в село Жандосово, где она трудится массажистом в реабилитационном центре. Затем Асылбек отправился в село Долан Райымбекского сельского округа. Уже здесь его ждал Абылайхан Косшигулов.
– Знаете, был такой период, когда я не мог подъехать к дому Абылайхана, потому что газовая труба проходила очень низко, и нашему инватакси под ней невозможно было проехать, – рассказывает Асылбек. – По грязи и бездорожью приходилось буквально тащить парня от дома к дороге, на которой стояло инватакси. Это было непросто. Но по просьбе самого Абылайхана руководство АО «Алматыгазсервис-Холдинг» переделало трубу, значительно подняв ее, за что огромное спасибо. Теперь инватакси может свободно проезжать к самому дому.
Из села Долан вместе с инватакси мы направились в село Жалпаксай Умтылского сельского округа, где нас ждала Ольга Подгорбунская в сопровождении своего двоюродного брата. Посадив ее в инватакси, Асылбек повез обоих в Каскелен, в реабилитационный центр «Куш-Куат», расположенный в микрорайоне «Алтын ауыл». Уже здесь Абылайхана и Олю встретил инструктор данного ребцентра Нурмухан Укибаев, который по специально разработанному механизму помог им спуститься внутрь ребцентра.
– Мы, конечно, очень рады, что в нашем районе оказывают услуги инватакси, – сказал Абылайхан. – Но хотелось бы, чтобы они были более качественными. Для этого нужно добавить новые машины и заменить одну старую. Сложно, когда она ломается в дороге и приходится ждать. К тому же летом в инватакси очень жарко, а зимой – холодно. Опять же больше двух инвалидов-колясочников машина взять не может. Раз уж мы создаем общество равных возможностей, то этим вопросам стоит уделить особое внимание.
По итогам нашей поездки хотелось бы отметить нелегкий труд водителя Асылбека Садуахасова, такие его личностные качества, как доброта, простота, неравнодушие и сострадательность. Своим особенным пассажирам он оказывает реальную помощь – и физическую, и моральную, в том числе восполняя дефицит общения. И неудивительно, что для многих из них в этой непростой жизни он стал близким человеком. Глядя на Асылбека, пришло такое понимание: водителем инватакси может быть далеко не каждый, лишь люди с особыми сердцами, с призванием помогать другим.
Уже в офисе ООИ «Куат» Жамиля Ериковна рассказала об еще одной проблеме. Заключается она в том, что поскольку машин очень мало – всего две, нет возможности оказывать услуги инватакси детям с ограниченными возможностями, которым постоянно необходимо ездить в ребцентры. Поэтому от мам часто поступают жалобы, возмущения. Это и понятно, ведь поскольку инватакси нет, они вынуждены возить своих детей на обычных такси, что довольно накладно.
Таким образом, в вопросе обеспечения людей с особыми потребностями услугами инватакси имеется ряд серьезных проблем, требующих своего решения. И без помощи государства в этом не обойтись.
P.S. Когда материал готовился к печати, нам позвонила Гаухар Даукеновна и сообщила, что со своей стороны районный отдел занятости и социальных программ подал заявки в вышестоящее управление с просьбой заменить старые инватакси, а также расширить их автопарк, чтобы в дальнейшем охватить данной услугой и детей с особыми потребностями.
Танзиля МУХТАРОВА.