В рамках отчетных встреч акима района Жандарбека Далабаева с населением наряду с другими поднимались вопросы оказания социальной помощи многодетным семьм, малообеспеченным гражданам, людям с ограниченными возможностями. Ответить на них мы также попросили руководителя районного отдела занятости и социальных программ А. Ж. Кыйлыбаеву.
– Алия Жумадиловна, прежде всего, расскажите, пожалуйста, о таком виде социальной поддержки населения, как адресная социальная помощь (АСП).
– Хотелось бы отметить, что АСП предусматривает оказание комплексной социальной помощи малообеспеченным гражданам. Во-первых, это денежная выплата. Во-вторых, речь идет о мерах по содействию занятости, то есть направлении на обучение, на молодежную практику, на выполнение общественных работ. Сюда же относятся создание социальных и постоянных рабочих мест, выдача микрокредитов. В-третьих, это еще и меры социальной адаптации. Они включают в себя социальную реабилитацию инвалидов; проведение юридической консультации; содействие в получении жилищной помощи на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг; постановку в очередь для предоставления жилья или места в детском саду, а также для постановки на учет в женской консультации. Другие меры предусматривают организацию секций, кружков, факультативных занятий, а также бесплатное питание для детей школьного возраста. В-четвертых, это ещё и гарантированный социальный пакет для детей из малообеспеченных семей, включающий в себя обеспечение продуктовыми наборами и наборами бытовой химии; предоставление бесплатного питания по месту обучения, школьной формы и школьных принадлежностей.
– Не могли бы Вы подробнее рассказать о видах АСП?
– АСП бывает двух видов. Это безусловная и обусловленная денежная помощь. Безусловная предоставляется семьям с нетрудоспособными гражданами или семьям, в которых единственный трудоспособный член по объективным причинам не имеет возможности трудоустроиться. К примеру, он осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, за ребенком-инвалидом, за инвалидом первой или второй групп, за престарелыми родителями, нуждающимися в уходе. Для получения данного вида помощи обязательного участия в мерах содействия занятости не требуется. Она назначается на текущий квартал с месяца обращения и выплачивается ежемесячно.
Обусловленная же денежная помощь предназначена семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена. Она оказывается при условии заключения и добросовестного исполнения социального контракта, срок действия которого – три месяца, и назначается с месяца обращения. Выплачивается же эта помощь ежемесячно или единовременно на период действия социального контракта.
– Какие нужно предпринять действия для получения АСП?
– Для назначения АСП малообеспеченные семьи или отдельные граждане должны обратиться в Центр занятости населения по месту жительства. Если же речь идет о сельской местности, то необходимо пойти на прием к акиму сельского округа с предоставлением заявления и удостоверения личности для идентификации. При приеме документов на оказание помощи проводится собеседование, в ходе которого определяются основания – для получения безусловной или обусловленной денежной помощи; для определения степени нуждаемости в мерах содействия занятости, а также необходимости мер социальной адаптации.
– Кто имеет предусмотренное законом право на получение АСП?
– АСП назначается гражданам со среднедушевым доходом, не превышающим черту бедности на каждого члена семьи. На сегодняшний день она определена на уровне 70% от прожиточного минимума. В первом квартале 2021 года в среднем это 23915 тенге. Так, размер АСП на человека или семью рассчитывается в виде разницы между среднедушевым доходом и установленной в регионах чертой бедности на каждого члена семьи.
– Как известно, с 1 января 2020 года Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан внедрило «Портал социальных услуг». Какаова цель всей этой работы?
– Данный шаг был сделан в целях модернизации системы социального обслуживания, повышения качества и доступности услуг. К тому же в рамках Национального плана до 2025 года также проводится большая работа по обеспечению прав, по улучшению качества жизни лиц с инвалидностью.
Хотелось бы отметить, что портал социальных услуг (https://aleumet.egov.kz/) является частью единой информационной системы социально-трудовой сферы и автоматизирован. Лицам с инвалидностью он дает возможность для самостоятельного приобретения средств и услуг реабилитации непосредственно у поставщиков. Собственно, одна из главных целей данного Портала – обеспечение взаимодействия лиц с инвалидностью напрямую с поставщиками. С его помощью граждане могут самостоятельно выбирать необходимые средства и услуги реабилитации.
Стоит отметить, что с 2020 года для обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) через портал было введено 24 вида технических средств, не требующих индивидуального подбора, тогда как с 2021 года доступны все 55 видов ТСР.
– Как можно получить все эти услуги, не выходя из дома?
– Действительно, в эпоху развития информационных технологий государственные услуги можно и нужно получать, как говорится, не выходя из дома. Но для этого необходимо иметь собственную электронную цифровую подпись – ЭЦП. Данное требование относится и к лицам с инвалидностью, получающим в соответствии с индивидуальными программами реабилитации протезно-ортопедические, сурдотехнические, тифлотехнические и обязательные гигиенические средства, а также кресло-коляски, санаторно-курортное лечение, услуги индивидуального помощника, специалиста жестового языка.
– Каким образом лица с инвалидностью, не имеющие доступа к Интернету и сотовым телефонам, особенно в сельских населенных пунктах, смогут воспользоваться услугами данного Порталом?
– В этой связи хотела бы заметить, что в акиматах города Каскелен и сельских округов, в ряде районных учреждений, в том числе в Центре занятости населения, в отделе занятости и социальных программ, в центре обслуживания населения (ЦОН) открыты зоны самообслуживания. Обратившись сюда, лица с инвалидностью и их представители могут получить помощь для подачи заявки на Портал социальных услуг.
– Поясните, пожалуйста, каковы преимущества данного Портала?
– Прежде всего, он обеспечивает повышение качества оказания социальных услуг для лиц с инвалидностью и эффективность использования бюджетных средств. Замечу также, что все услуги и средства реабилитации через Портал предоставляются бесплатно в рамках гарантированной государством суммы, которая определена специальной комиссией по средней стоимости товаров и услуг, хорошо зарекомендовавших себя по качеству и отзывам покупателей. Кроме того, порталом предусмотрена возможность доплаты при выборе потребителем более дорогих товаров и услуг.
– Скажите, пожалуйста, должны ли лица с инвалидностью доплачивать за качественный товар?
– У услугополучателей будет выбор. Следовательно, они могут выбрать товар, отвечающий их требованиям. Между тем, согласно пункту 1 статьи 32-1 Закона РК «О социальной защите инвалидов» при приобретении товаров по цене, превышающей гарантированную сумму, разницу между гарантированной суммой и фактической стоимостью инвалид оплачивает самостоятельно за счет собственных средств.
– А кому будут предъявлены претензии при предоставлении поставщиками некачественного товара или услуг?
– Ответственность за качество товара или услуг несет непосредственно сам поставщик.
– Почему лицо с инвалидностью не может воспользоваться услугой помощника в субботу и воскресенье?
– Лицо с инвалидностью может воспользоваться услугой помощника в субботу или воскресенье при условии предоставления выходного дня помощнику в будний день.
– Читателей нашей газеты также интересует вопрос о том, будут ли выделять деньги сопровождающему лицу для приобретения путевки?
– Согласно пункту 3 статьи 20 Закона РК «О социальной защите инвалидов», санаторно-курортное лечение предоставляется лицам с инвалидностью, согласно индивидуальным программам реабилитации. Сопровождающему же путевка не выделяется. На Портале социальных услуг также отсутствует возможность приобретения второй путевки для сопровождающего. При этом после подтверждения заказа сопровождающее лицо может обсудить непосредственно с санаторием вопрос приобретения второй путевки за счет собственных средств.
– Спасибо за содержательную беседу.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.