В Мажилисе Парламента РК рассматривается законопроект «О защите прав потребителей». Введение в систему новых общественных институтов, упрощение процедуры рассмотрения жалоб потребителей, а также внедрение инструментов мотивации к добровольному разрешению спора между потребителем и предпринимателем – это и многое другое может стать реальностью.
В департаменте торговли и защиты прав потребителей по Алматинской области рассказали об основных нововведениях законопроекта в сфере защиты прав потребителей.
Поправки, предлагаемые законопроектом, в первую очередь направлены на повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения, то есть каждого из нас.
Основные аспекты законопроекта о защите прав потребителей:
— Расширение социально-политического влияния общественных институтов путем введения института Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей (далее – Омбудсмен).
— Принцип защиты прав потребителей в перспективе, путем обязательного участия института Омбудсмена в разработке проектов правовых актов отраслевых госорганов.
— Предупредить появление в договорах условий, нарушающих права потребителей, или способных повлечь такие нарушения.
— Синхронизация регулирования общественных отношений в сегменте дистанционной (электронной) торговли и его очной формы.
— Совершенствования системы защиты прав потребителей, путем принятия простого, для восприятия граждан и удобного, для правоприменительной практики текста закона.
Сейчас потребитель, недовольный качеством оказанных услуг или приобретенного товара, сразу обратиться в суд не может. Поскольку в Казахстане на основании главы 6-1 Закона РК «О защите прав потребителей» практикуется так называемый трехступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб. Вначале – на уровне продавца и субъектов досудебного урегулирования споров. Если конфликт не решается, то на втором этапе можно подключить уполномоченные государственные органы. И только в случае полного непонимания сторон в дело вступают судебные органы.
Проект нового Закона «О защите прав потребителей» наделяет потребителя правом выбора мер по защите своих нарушенных прав и законных интересов. Так, например, по своему усмотрению можно обратиться для защиты своих прав к продавцу (изготовителю, исполнителю), в общественные объединения потребителей и ассоциации (союзы), к омбудсмену, в уполномоченный орган или иные госорганы, а также к субъекту внесудебного урегулирования потребительского спора. Ну и, конечно, непосредственно, в суд.
В уполномоченный орган потребитель может обратиться в месячный срок после предъявления соответствующей претензии продавцу, при этом нужно определиться, в какой из уполномоченных органов в данной ситуации следует обратиться: в акимат, министерство торговли или комитет по делам строительства и ЖКХ Министерства промышленности и строительства. Все зависит от содержания проблемы.
Согласно предлагаемым нормам законопроекта «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца (изготовителя, исполнителя) штраф в пользу потребителя. При этом его размер зависит от взысканной суммы и составляет от половины суммы иска до 20 МРП, или до 10 процентов для исков, сумма которых превышает 90 МРП.
Отметим, что при нарушении продавцами (исполнителями) ваших прав можно обратиться за консультацией в Департамент торговли и защиты прав потребителей по Алматинской области по адресу г. Каскелен, ул.Абылайхан 329 Б или через систему E-otinish.
Нурсултан ЖУМАДИЛ,
руководитель департамента торговли и защиты
прав потребителей по Алматинской области.