Департаментом Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Алматинской области проведен антикоррупционный мониторинг процедуры получения субсидий. В его рамках были выявлены основные проблемные вопросы и коррупциогенные нормы в процедуре субсидирования.
Стоит отметить, что за последние три года объем бюджета субсидий Алматинской области составил 4 млрд. 595 млн. 841 тыс. 975 тенге: в 2018-ом году – 1 547 505 975 тенге, в 2019-ом – 1 434 500 000 тенге, в 2020-ом – 1 613 836 000 тенге. Согласно сведениям аграрного портала Qoldau.kz, из средств, выделенных в 2020 году, оплачено 1 646 заявок на сумму 1 152 733 669 тенге.
В ходе выборочного опроса было установлено, что крестьяне не получают своевременную объективную информацию от уполномоченных органов о том, в каком объеме и на какие виды выращиваемых культур государство выделяет субсидии. Многие мелкие хозяйства зачастую даже не знают о существовании каких-либо программ по субсидированию, а узнав, не обращаются за получением субсидий из-за волокиты и бюрократических процедур.
Мониторинг также установил, что полученные несвоевременно субсидии оказываются невостребованными, и потому крестьянин за ними не обращается. К примеру, он уже провел несколько сельхозобработок посевов довольно «приоритетной» культуры – сахарной свеклы (в среднем потрачено свыше 100 тыс. тенге на один гектар), а субсидии даже на свеклосемена еще не оформляются. Причем, неизвестно, будут ли они вообще оформляться и когда. Это и является одной из важнейших причин отказа заниматься выращиванием довольно трудоемкой и затратной культуры.
Малые крестьянские хозяйства также отказываются от получения субсидированных минеральных удобрений и дизельного топлива по той простой причине, что довольно тяжело и затратно самолично привозить их с дальних расстояний. К тому же зачастую доставка субсидированного сырья обходится дороже его рыночной стоимости, а, порой, и стоимости самой продукции (литр солярки на АЗС – 185 тенге, субсидированная цена – 176-179 тенге, доставка – минимум 10-15 тенге за литр). Немало вопросов вызывает и сама процедура подачи заявки на субсидирование. Хотя в 2019 году механизм подачи заявки был полностью автоматизирован в системе Qoldau.kz, для многих это стало еще большей проблемой.
СПРАВЛЯЕТСЯ ЛИ СИСТЕМА QOLDAU.KZ С КОРРУПЦИЕЙ В ПРОЦЕДУРЕ СУБСИДИРОВАНИЯ?
Мониторингом установлено, что изначально аграрная платформа по подаче заявок на субсидирование Qoldau.kz была разработана, чтобы устранить коррупционные риски путем оптимизации процесса получения субсидий и исключения прямого контакта. Однако, как показывает практика, электронная очередь действует в Qoldau.kz только тогда, когда в наличии имеются средства. Вместе с тем в системе отсутствует возможность встать на «очередь» в лист ожидания. То есть, заявки подаются только в рамках выделенной суммы субсидий и потому могут быть отклонены после проверки всех загруженных документов.
ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМОЙ QOLDAU.KZ ПРОТИВОРЕЧИТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Учитывая то, что подача заявки на субсидирование является государственной услугой, следовательно в соответствии со Стандартами и Правилами она должна быть бесплатной. Но фактически, чтобы подать заявку на получение субсидий, необходимо зарегистрироваться в системе QOLDAU.KZ, заплатив при этом 3 МРП, то есть около 7 тыс. тенге. Кроме того, ожидается, что уже в ближайшем будущем регистрация в системе будет стоить 11 МРП. В масштабах республики сумма эта немалая. Невольно возникает вопрос о правомерности таких сборов, которые фактически противоречат действующим нормативным правовым актам по получению субсидий.
К примеру: в соответствии с пунктом 7 Стандарта государственной услуги «Субсидирование на развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства» государственная услуга оказывается бесплатно физическим и юридическим лицам.
БЫТОВАЯ КОРРУПЦИЯ: «ТРЕТЬЕ ЛИЦО ДЛЯ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ ЧЕРЕЗ QOLDAU.KZ»
Как показывают практика и результаты выборочного опроса крестьян, индивидуальных предпринимателей, подать заявку через платформу QOLDAU.KZ довольно непросто. Дело в том, что большая часть крестьян не обладает достаточными навыками по работе в системе QOLDAU.KZ, а потому вынуждена обращаться в областное управление сельского хозяйства или в районные и городские сельскохозяйственные отделы. Там-то и возникает коррупционный риск, поскольку иметт место прямой контакт услугополучателя с услугодателем, то есть договоренность между крестьянином и представителем управления или отдела сельского хозяйства о подаче заявки за определенную плату.
Примечание: согласно комментариям управления сельского хозяйства Алматинской области, в 2019 году после введения системы QOLDAU.KZ управление провело однодневный семинар для всех районных, городских отделов сельского хозяйства, в рамках которого сотрудникам были разъяснены правила, как пользоваться данной системой. И даже после этого крестьяне обращались в районные, городские отделы сельского хозяйства за помощью в регистрации. Управление, в свою очередь, отмечает, что обучение всех крестьян пользованию данной системой QOLDAU.KZ невозможно из-за их многочисленности.
ИЗУЧАЯ ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН ПО СУБСИДИРОВАНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ АГРАРИЕВ
Как отмечают сами крестьяне, действующая модель субсидирования в сельском хозяйстве нуждается в пересмотре и дополнении. С учетом этого в рамках мониторинга Департаментом были проанализированы практики зарубежных государств по поддержке сельхозпроизводителей:
1. По опыту США
Страхование от падения цен (PLC), которое предусматривает компенсации, если цены на продукцию растениеводства падают ниже заранее определенных уровней.
Страхование сельскохозяйственных рисков (ARC). Оно обеспечивает выплаты фермерам в случае уменьшения доходов ниже среднего по стране показателя.
2. По опыту Нидерландов
При получении фермерами субсидий специальной программой гарантировано, что часть кредита возьмет на себя государство. Кроме того, оно поддерживает те фермы, где отказались от использования химикатов и пестицидов. Чтобы обеспечить конкурентоспособность этих экотоваров, правительство подписало договоры с супермаркетами, с Федерацией агропромышленности и тепличного производства о расширении дистрибуции данной продукции.
3. По опыту Франции
Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профсоюзов, которые заботятся об условиях труда и жизни фермеров, а также о сохранении «минимального уровня доходов» даже в случае неурожая или природных катаклизмов.
Особенной является и система налогообложения: расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, производится исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельхозкультур и продуктивности скота.
Механизм действия льготных кредитов для сельского хозяйства основан на принципе государственного погашения банком разницы между договорной процентной ставкой и ставкой льготной ссуды, предоставленной фермеру.
4. По опыту Австралии
Для компенсации амортизации сельскохозяйственного оборудования государство предоставляет фермерам налоговые льготы, а для защиты национального агросектора применяет систему специальных платежей и импортных пошлин. Что касается налогообложения, то производители различных видов сельскохозяйственной продукции уплачивают налоги по разным ставкам. Так, например, сахарная промышленность не получает налоговых льгот, тогда как виноделие имеет определенные преимущества в налогообложении.
5. По опыту Азербайджана
Распределение субсидий и их выплата осуществляются напрямую из Министерства финансов страны на счет крестьянского хозяйства, минуя бюрократическую цепочку, в составе которой мэрия и управление сельского хозяйства.
Думаю, изучив их опыт, нам следует взять всё самое передовое, чтобы использовать для реальной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Жандос ЖУМАБАЕВ,
первый заместитель руководителя Департамента Агентства РК по
противодействию коррупции (Антикорруп-ционной службы) по Алматинской области.