Как известно, на протяжении многих лет в Республике Казахстан действовало лишь три уровня бюджета – республиканский, областной и районный. С 1 января 2018 года в стране введено очень важное новшество – в рамках реализации Концепции развития местного самоуправления в населенных пунктах с численностью более двух тысяч человек, в том числе в сельских округах и городах районного значения, был внедрен четвертый уровень бюджета. Как это отражается на действующих в нашем районе десяти сельских округах и городе Каскелене? Какая проводится работа? Об этом наше интервью с заместителем акима района Нуржаном Сатубековым.
– Нуржан Алмабаевич, не могли бы Вы более подробно рассказать о тех возможностях, которые открывает перед нами внедрение четвертого уровня бюджета?
– Формирование четвертого уровня или так называемого самостоятельного бюджета расширит возможности акимов в решении актуальных вопросов местного значения, направленных на развитие населенных пунктов, а также позволит участвовать в этом жителям. Вместе с тем у акимов на местах появится заинтересованность в том, чтобы максимально способствовать обеспечению своевременного поступления местных налогов, увеличению налогооблагаемой базы, развитию предпринимательской деятельности, поскольку все это позволит увеличить доходную часть бюджета округа. Следовательно, будет гораздо больше возможностей и для реализации программ развития населенных пунктов.
– Поясните, пожалуйста, из каких налоговых и неналоговых поступлений формируется бюджет сельских округов или же города Каскелена?
– Прежде всего, в бюджет городских и сельских округов по коду бюджетной классификации 101202 должен поступать индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источника выплаты как по месту нахождения индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора, так и по месту жительства. Последнее касается уже непосредственно физических лиц. По коду 104102 оплачивается налог на имущество физических лиц по месту нахождения имущества; по коду 104302 – земельный налог на земли населенных пунктов с физических и юридических лиц на основании того, где именно находится земельный участок; по коду 104402 – налог на транспортные средства физических лиц по месту жительства владельца транспортным средством; по коду 104401 – налог на транспортные средства юридических лиц. А вот по коду бюджетной классификации 105430 производится уже плата за размещение наружной рекламы. Вместе с тем это еще и неналоговые поступления. К ним оносятся плата за аренду государственного имущества коммунальной собственности, добровольные сборы физических и юридических лиц, штрафы, взимаемые сельскими акимами за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом РК «Об административных правонарушениях», а также трансферты из районного бюджета.
– Какова процедура утверждения бюджета местного самоуправления? Кем он утверждается?
– Бюджет округа утверждается районным маслихатом. Но делается это только после его согласования с собранием местного сообщества. А вот исполнение бюджета возлагается уже на аппарат акима того или иного округа.
– По каким направлениям расходуется бюджет местного самоуправления?
– Расходы бюджета определены на уровне действующего Бюджетного кодекса РК по 19-ти направлениям. Это дошкольное воспитание и обучение, благоустройство и озеленение населенных пунктов, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог, организация водоснабжения и другие. То есть у акима округа будет возможность планировать бюджет с учетом потребностей сельчан, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества жизни.
– Каким образом производится оплата налоговых и неналоговых поступлений в бюджет местного самоуправления?
– Налоговые, то есть по шести вышеназванным кодам бюджетной классификации, и неналоговые платежи в обязательном порядке должны направляться в разрезе сельских акиматов по коду региона и БИНу горсельокругов.
Пользуясь такой возможностью, хотел бы привести несколько примеров оплаты налогов. Если раньше мы платили их в Карасайский районный бюджет по коду 0905, то теперь нужно платить по месту жительства физического лица и по месту нахождения имущества или земельного участка.
К примеру, при оплате налога на транспорт жители Ельтайского сельского округа, в данном случае физические лица, должны указать код бюджетной классификации налога – 104402, код региона – 090508 и БИН – 130340013385.
Если человек проживает на территории Жандосовского сельского округа и хотел бы уплатить земельный налог, то он должен указать код налога – 104302, код региона – 090509 и БИН – 130340013365. Но если земельный участок находится не на этой территории, то указываются код и БИН другого сельского округа – по месту нахождения земельного участка.
Гражданин, проживающий на территории Шамалганского сельского округа и решивший оплатить налог на имущество как физическое лицо, указывает код налога – 104104, код региона – 090504 и БИН – 130340012911. Таким же образом следует производить оплату тех или иных налогов по каждому конкретному округу.
– Какое коммунальное имущество передается в управление акима города районного значения или сельского округа?
– Во-первых, речь идет об имущественных комплексах районных коммунальных юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного образования, то есть о детских садах, и в культурно-досуговой сфере, то есть о Домах культуры. Во-вторых, это имущество, закрепленное за районными коммунальными юридическими лицами. В-третьих, дело также касается объектов общего пользования и иного имущества, то есть автомобильных дорог, улиц населенного пункта, парков, скверов, мест досуга, памятников.
– Что можно сказать о проведении анализа и мониторинга использования бюджетных средств? Кому и когда руководство горсельокругов предоставляет свои отчеты?
– Для проведения анализа использования бюджетных средств, выделенных для решения вопросов местного значения, аппарат акима того или иного округа по итогам полугодия и отчетного года составляет отчет о реализации бюджетных программ. Делается это в соответствии с главой 4 Инструкции по проведению бюджетного мониторинга до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Члены комиссии местного сообщества, в свою очередь, рассматривают представленные аппаратом акима округа результаты анализа использования бюджетных средств, выделенных на решение вопросов местного значения, и доходных источников местного самоуправления. На их основе и составляют отчет о результатах мониторинга до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом по итогам полугодия и отчетного года. Вот такая процедура!
– Что Вы хотели бы сказать читателям нашей газеты?
– Прежде всего, конечно же, призываю всех граждан платить налоги своевременно и в полном объеме, поскольку от этого теперь напрямую зависит жизнедеятельность целого округа, расположенных на его территории учреждений, в том числе и детсадов. При этом очень важно указывать все цифры правильно, чтобы налог дошел до конкретного округа. Уверен, что постепенно этот механизм будет отрегулирован, а пока важно помогать населению, проводить с ним разъяснительную работу.
– Спасибо за интересную беседу, за помощь в раскрытии этой довольно актуальной на сегодняшний день темы.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.