В этом году общественность страны отмечает 180-летний юбилей со дня рождения одного из руководителей национально-освободительного движения казахского народа 1916 года Бекболата Ашекеева. Это имя знакомо мне с детства. Батыр Бекболат, так называют его каргалинцы, – мой земляк. Родился он в 1843 году в урочище Ушконыр – вблизи современного села Каргалы. В пору далекого детства об этой яркой личности рассказывали мне Малсак Накысбекулы и Ыстыбай Кеншимулы – близкие друзья моего отца имама Абдыкадыра-кари Иминова, которые прожили почти сто лет.
Я был любознательным мальчишкой, поэтому запомнил их повествования на всю жизнь. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия одну из улиц села Каргалы (Фабричный), где преимущественно проживали сородичи батыра, назвали именем Бекболата Ашекеева. С тех пор я заинтересовался судьбой этой таинственной личности, но подлинную правду о нем мы узнали лишь после того, как Казахстан обрел независимость.
Поскольку Бекболата обессмертило активное участие в восстании 1916 года, стоит окунуться в происходившие тогда события.
… Шел третий год Первой мировой войны. Сражаясь с государствами Тройственного союза, Российская империя терпела одно поражение за другим. Были оставлены огромные территории на западе страны. В этих условиях со стороны царских властей усилился колониальный гнет казахского населения, а также других коренных народов Туркестана и Степного края.
Война принесла страшные бедствия аулам Семиречья. Колониальные власти безжалостно продолжали грабеж казахских земель. В 1915 году колонизаторы начали отбирать лучшие земли у казахских родов и передавать их казачьим станицам (т.н. «прирезка»). Царские власти готовили насильственное выселение почти 50 тысяч представителей коренного населения. Туркестанский генерал-губернатор Куропаткин в своих записях от 10 декабря 1916 года отмечал: «Киргизы (казахи – И.И.) последние 30 лет и, в особенности, последние 12 лет, теснились во всех направлениях. С 1904 года только в Семиреченской области у них было отобрано несколько тысяч десятин земель».
Власти вывозили из края мясо, шерсть, кожу животных и другие продукты, которые скупались у местного населения за бесценок. В 1915-1916 годах колонизаторы насильственно отбирали (т.н. реквизиция) лошадей и овец, чтобы отправить их в Россию. Процветала коррупция. Например, печально знаменитый полицмейстер Верного Поротиков безжалостно издевался над жителями окрестных аулов, обирая их. Он чувствовал свою безнаказанность. И таких чиновников было немало. Вместе с тем в годы войны очень сильно возросли налоги. Казахи тогда говорили: «Налоги и сборы с дыма – верный джут».
Большое недовольство у коренного населения вызывало и то, что люди были обязаны безвозмездно работать в хозяйствах богатых казаков и переселенцев. Издевательствам не было предела.
Туркестанский генерал-губернатор 21 июля 1916 года в особой телеграмме по всем уездам предписывал коренным жителям «приветствовать офицеров и чиновников всех ведомств вставанием и поклоном» (так в прошлом в России приветствовали помещиков крепостные крестьяне).
25 июня 1916 года император Николай II подписал указ о мобилизации (реквизиции) казахов, киргизов, узбеков, уйгуров и представителей других местных национальностей. Царские власти всеми силами пытались претворить в жизнь этот указ, но терпению народа пришел предел. Восстание охватило весь Казахстан: в Тургайских степях его возглавил народный герой Амангельды Иманов, а в Семиречье – Бекболат Ашекеев. Повстанцы боролись против колониального гнета и феодальной эксплуатации.
Хочу особо подчеркнуть, что указ о мобилизации местного населения на тыловые работы стал лиш ь поводом. Причины были значительно глубже (о некоторых из них я рассказал выше). Наши храбрые предки не раз в прошлом показывали в различных сражениях свое мужество. Однако эта война была не их войной.
В годы Великой Отечественной войны наши отцы и деды героически сражались против фашистской Германии и ее союзников, но во время Первой мировой они не хотели подчиняться унизительному распоряжению русского царя о реквизиции.
В указе Николая II предписывалось всему «трудоспособному мужскому населению в возрасте от 19 до 43 лет» быть призванными для работ по строительству оборонительных сооружений в прифронтовой полосе (среди призванных тогда моих земляков было немало людей, которые работали на шахтах в Юзовке (Донбасс). Многие из них не вернулись – И. И.)
В Туркестане и в Степном краю планировалось призвать 500 тысяч человек. Но народ восстал и не подчинился царскому указу: повстанцы создавали отряды, уничтожали списки призывников. Часть богачей и местной администрации (волостных правителей), к сожалению, поддержала указ. Составление списков мобилизованных было возложено на волостных. Всюду властвовала коррупция: за взятки многих байских сыновей якобы по состоянию здоровья освобождали от призыва, а некоторые богачи нанимали вместо своих детей бедняков.
Только в одном Верненском уезде было мобилизовано девять тысяч молодых джигитов. Это были люди самого трудоспособного возраста. Мобилизация переполнила чашу народного терпения.
Не было согласия в оценке указа и среди казахской интеллигенции. Часть её считала, что необходимо сохранить единство и избегнуть кровопролития, для чего следует искать разумный компромисс с властями. К такому мнению склонялись А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов. Другая часть активно поддержала восставших. Среди них были Т. Рыскулов, Т. Бокин, С. Сейфуллин, С. Мендешев и другие.
В результате антиколониальное восстание в Семиречье возглавил Бекболат Ашекеев. Кем был этот человек? Бекболат батыр принадлежал к многочисленному племени дулат, к влиятельному роду жаныс и подроду жайламыс. Он был прямым потомком батыра Есенкула. Хочу особо подчеркнуть, что Бекболат и его ближайшие сородичи кочевали не только в Чемолганском ущелье, но и в Каргалинском. Им принадлежало предгорье, где ныне находится западная часть моего родного села Каргалы (поселок Фабричный). Я неслучайно на этом остановился, поскольку в те годы родоплеменная принадлежность играла большую роль.
Еще в детстве Бекболат получил неплохое образование, владел арабской письменностью, много читал, а в юности часто бывал в станице Любавинской (ныне г. Каскелен), в городе Верном (Алматы), где хорошо овладел русской речью. Он отличался рассудительностью. Земляки уважали Бекболата, еще при жизни называли его «мудрым». Несколько раз его избирали бием (судьей). Вместе с тем он был очень религиозным, до конца своей жизни читал пятикратный намаз, а когда его троюродный брат Сат Ниязбеков начал строительство мечети в Каргалы, был одним из спонсоров и ближайшим помощником своего близкого родственника.
В 1905-1906 годах батыр совершил хадж, побывал в священных для всех мусульман городах Мекке и Медине. В советские годы об этих страницах его биографии старались не говорить. Вот такая неординарная личность возглавила восстание в нашем краю.
Бекболат Ашекеев пользовался авторитетом не только среди своих соплеменников, но и среди всех казахов Старшего жуза. С почтением к нему относились также киргизы Чуйской долины, уйгуры Жаркента и современного Уйгурского района, дунгане Кордая. Представители не только казахского народа, но и уйгурские, дунганские джигиты приняли участие в восстании. Всё Семиречье признало его лидерство.
Выступление сторонников Бекболата поддержали жители соседних волостей: Иргайтинской, Курдайской, Кунбатис-Кастекской, Ботпайской и Тайторынской. Батыр искал союзников и среди кыргызского населения. Он отправил к ним своего сподвижника Серикбая Аманжолова с посланием: «Готов в любое время оказать помощь кыргызским братьям».
В станице Любавинская (Каскелен) царскими властями был создан специальный комитет, который разработал план по подавлению восстания, по аресту Бекболата и его соратников.
17 июля 1916 года в Туркестанском крае, включая Семиреченскую область, было объявлено военное положение. В регион были направлены регулярные войска. В августе здесь уже находились 35 рот пехоты, 200 воинов-кавалеристов, 240 разведчиков-кавалеристов, 16 пушек, 47 пулеметов. Их поддерживали местные семиреченские казаки и демобилизованные с фронта солдаты.
В восстании приняли участие десятки тысяч казахских, кыргызских, уйгурских и дунганских повстанцев. В августе телеграфная связь между городами Верным (Алматы), Пишпеком (Бишкек) и Ташкентом была прервана. Сарбазы уничтожали почтовые станции, совершали партизанские налеты на карателей. Серьезные вооруженные столкновения состоялись в урочище Асы (5 августа), в местности Самсы (7 августа), в Кастекском ущелье. В результате восставшие захватили военный транспорт колонизаторов со 170 берданками и 40 тыс. единицами патронов, направленными властями казакам.
Напуганные размахом восстания, царские власти свирепствовали. Были созданы военно-полевые суды. Практически всех восставших они арестовывали и приговаривали к смертной казни. Губернатор Семиреченской области считал, что это единственный путь, чтобы остановить восставших. Карательные операции проводили по всему краю. Организатором и идеологом бесчинств был военный губернатор Семиречья Фольбаум. Этот изверг требовал от подчиненных «истребления сразу нескольких сотен туземцев». Его «метод» состоял в уничтожении восставших «независимо от степени виновности».
Печальную известность приобрел казачий хорунжий Александров, уничтоживший со своей сотней три аула. Этот каратель угонял скот, сжигал стойбища.
Говоря о восстании в Семиречье, нельзя не сказать о Токаше Бокине (1890-1919 годы), который являлся одним из руководителей освободительной борьбы. Сын бедняка получил неплохое образование, учился в Верненской гимназии, но из-за материальных затруднений был вынужден покинуть учебное заведение. Много времени занимался самообразованием. Еще в 1913 году он опубликовал казахско-русский словарь, включавший 1802 слова. Будучи блестящим оратором, призывал к борьбе. Бекболат Ашекеев относился к нему с огромным уважением. В августе 1916 года Токаш Бокин был арестован, посажен в тюрьму, откуда вышел только после Февральской революции.
7-8 июля 1916 года под урочищем Ошакты, что на плато Ушконыр, был организован сбор восставших под руководством Бекболата. Это была попытка объединить различные повстанческие отряды всего Семиречья. На эту сходку прибыли делегаты со многих волостей. Восставшие поставили 150 юрт. Батыр поднял белый флаг, который был известен как знамя Абылай хана. Этот флаг был символом борьбы с колонизаторами. Представители всего края избрали своим ханом батыра Бекболата (об этом в научных статьях или в художественной литературе в советские годы не писали – И.И.).
Повстанцы единогласно решили не подчиняться указу Николая II, оказать сопротивление царским властям и не откочевывать из горных аулов (жайлау) в степные районы края. Конечно, многоопытный и мудрый батыр понимал, что силы неравны. Казахские джигиты были вооружены только сойылами (дубинами), пиками, топорами, шокпарами, серпами, а им противостояла современная европейская армия.
В отряде Бекболата было лишь одно ружье (у жителя аула №2, сына Рыскула). Подавляющее большинство повстанцев составляли молодые парни. Оставлять их одних батыр не мог. Взвесив все за и против, Бекболат, который был необыкновенным оратором, выступил очень эмоционально, призвав к борьбе. Он считал, что необходимо, в первую очередь, разгромить телеграф, уничтожить списки призывников.
На 100-200 джигитов был выбран один руководитель, который находился в прямом подчинении Бекболата. Восставшие начали действовать. Их поддержало большинство моих земляков. К началу августа в отряде Бекболата насчитывалось почти 500 человек. Брожение началось и среди рабочих-казахов Каргалинского суконного комбината. Многие из них были соплеменниками Б. Ашекеева. Известно, что более 80 тружеников фабрики присоединились к повстанцам.
В августе военный губернатор Семиреченской области Фольбаум приказал начальнику карательного отряда Путинцеву поймать или убить Бекболата. Повстанцы планировали спуститься с Ушконыра и выйти в долину Жангиз-Аяк. Здесь к ним должны были присоединиться сарбазы Мойынкумской и Сарыкумской волостей. Бекболат постоянно поддерживал связь с восставшими киргизами, уйгурами и дунганами края. Среди повстанцев раздавались требования немедленно наступать на Верный (Алматы).
Накануне выступления от рабочих Каргалинской суконной фабрики Ибраима Тургельдиева и Ахметши Наурызбаева, присоединившихся к восставшим, стало известно, что волостные правители Алимкул и Бейсембай (по другим данным подосланные властями агенты – И.И.) сообщили уездному приставу о планах Бекболата, в отряде которого уже было 1500 (!) человек. Каратели отправили 350 солдат в Жайламышскую волость. Узнав об этом, Бекболат направил наиболее подготовленных сарбазов из лица местных охотников-казахов к рекам Тулкилибай и Бухпанта, чтобы они не допустили карателей к восставшим. К царскому отряду присоединились казаки Любавинской станицы (Каскелен) во главе с зажиточным казаком, атаманом Андреем Малышевым.
Колонизаторы отправили группу солдат-разведчиков в количестве 20 человек в Ошакты, но те были встречены выстрелами охотников и отступили в село Пригорное (Шамалган). Атаман Малышев, который прекрасно знал местность, с отрядом карателей поднялся в горы, окружив сарбазов и неожиданно открыв огонь с пулеметов со всех сторон. В результате не менее 15 восставших полегли на поле боя. Повстанцы ушли дальше в горы, оставив в разных местах своих наблюдателей-разведчиков.
Участник восстания С. Бекболатов вспоминал: «Повстанцы договорились между собой бороться с царскими солдатами, чинами, губернаторами до последней капли крови. Они были уверены в том, что будут бороться, не жалея своих сил, были в бодром настроении, думали, что «если умереть – будем умирать вместе или победим врага».
Напуганные размахом восстания батыра Бекболата колониальные власти направили в Ошакты карательный отряд в составе уже 500 военнослужащих. Это была мощная военная группировка против слабо вооруженных повстанцев. Руководители карателей распространяли информацию: «Нам нужен лишь Бекболат, а остальных мы не тронем». Отряд возглавлял уездный начальник, подполковник Базилевский. Он состоял из солдат Симбирского пехотного полка. Но каратели вышли в поход 10 августа на лошадях, которые принадлежали полицейским и пожарным Верного, дополнительно получив вооружение от казаков Малой Алматинской станицы. В станице Любавинской (Каскелен) к ним присоединились местные казаки, которые хорошо знали эти края и владели казахским языком.
Царский отряд свирепствовал. Известно, что по команде Базилевского казаки зарубили безвинного аксакала, который пас овец, застрелили встретившегося им в горах подростка. Это произошло 13 августа. В тот же день каратели добрались до восставших: их заметили сарбазы Бекболата, но было уже поздно.
Началось сражение, каратели открыли огонь. Восставшие погнали впереди себя лошадей. Бой был неравным: почти все сарбазы были вооружены сойылами, лишь у одного джигита было ружье, но, несмотря на это они героически сопротивлялись. В этом сражении погибли 43 джигита, шестеро были ранены. Среди погибших – аксакалы Копесбай Бижанулы, Мусабай Рыскулулы, отважные джигиты Сагындык Жанысбайулы, Есбай Самалулы, Амир Шуакулы, Сарсенбек Кошакулы, Бугыбай Курманбайулы, Султанбай Кебекбайулы, Елеусиз Багылулы. Все они пользовались особым уважением у повстанцев.
Восставшие отступили. Бекболат с ближайшими соратниками спустился с Ушконыра в Каргалинское ущелье, где кочевали его сородичи, и скрылся в труднодоступных местах. (По этим тропам многократно хаживал и я – И.И.) Бекболат мог тогда нанести удар по Каргалинской суконной фабрике и захватить ее, но он этого не сделал. Батыр понимал значимость фабрики и не хотел нападать на безвинных людей. Звучали и призывы перекочевать в Китай через Киргизию, но это был очень далекий путь, а братский народ тоже был охвачен восстанием.
После подавления мятежа каратели начали объезжать аулы, избивать не только мужчин, но и стариков, женщин, детей, требуя, чтобы они выдали Бекболата. Узнав об этом, благородный батыр отправил жителей Жайламышской и Чемолганской волостей Кенбая Ниязбекова и Балгабека Тулегенова, чтобы они довели до сведения властей о его решении добровольно сдаться.
Это произошло в ауле Балгабека Тулегенова. Желая сохранить жизни своих молодых соратников, 16 августа батыр с 600 джигитами покорился властям. Вместе с батыром были задержаны и наиболее активные участники восстания. Среди них Надырбек Караксин, Дюсенбек Касымбеков, Сармамбет Ашикеев, Джаралган Нурбаев, Саткын Абишев, Екибай Саткынов, Боранбай Кашкин, Сергозак Солтанаев, Серикбай Аманжолов, Оспан Букенбаев, Салимбай Чуаков и Аблеш Бекбатыров. Участник восстания С. Бекболатов вспоминал, что Бекболат, обращаясь к своим задержанным товарищам, сказал: «Всё равно нас теперь расстреляют, лучше вы молчите, ничего не говорите, о народе скажите – мы ничего не знаем, я сам буду отвечать».
С. Бекболатов также рассказывал: «Заметив, что батыр агитирует зачинщиков восстания, пристав подошел к Бекболату и начал бить его казачьей плеткой. Тогда Бекболат, обращаясь к приставу, сказал: «Даже если вы сейчас отрежете мне голову, я буду говорить, вы не запретите». Батыра начали бить камчой, после чего отдельно в течение четырех часов без головного убора держали 73-летнего аксакала в порядке наказания на солнце, поставив к нему двух солдат-караульщиков». 14 июля 1916 года был пойман старший сын Бекболата – Абдильда, а вся большая семья Б. Ашекеева, включая внуков, находилась под домашним арестом.
У людей, принимавших участие в восстании, был конфискован почти весь скот. В целом у коренного населения Семиречья погибло около половины поголовья скота. Этим каратели обрекали казахов-кочевников на голодную смерть. Именно с 1916 года начался один из самых страшных периодов в истории казахского народа.
Боясь, что мятеж разгорится с новой силой, колонизаторы в течение нескольких дней провели суд, во время которого Бекболат батыр взял всю вину на себя. На вопрос: «Почему подняли восстание против царской власти с отказом дать солдат?» Бекболат Ашекеев ответил: «Восстание возникло не только по причине одного желания властей мобилизовать казахов в армию, но и из-за всей политики царя в отношении моего народа. У него были отобраны лучшие земли предков, а нас загнали в горы. У царя Николая не осталось никакой совести – обычных бедняков наравне с баями обложили большими налогами».
Затем к батыру Бекболату прозвучало следующее требование: «Скажи обо всех до одного своих товарищах. Если всё скажешь, не скрывая, мы тебя освободим от наказания!».
Его ответ был очевидным: «Накажите меня сто раз, но я не могу сказать о своих товарищах – всё делал я сам. Руководил восстанием я сам, а не другие. Поэтому накажите меня одного».
Решением суда Верненского военного гарнизона 7 сентября 1916 года батыр Бекболат был приговорен к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение через два дня в Боралдае. Вместе с батыром были казнены активные участники повстанческого движения, в том числе Бекбатыров, Бузембаев, Аманжолов, Сатыканов, Абишев, Караксин, Султанов, Нурбаев, Аманбаев, Екейбаев, Абдришев. (Несколько лет назад на месте казни батыра и его сподвижников состоялся митинг и был дан поминальный ас – И.И.)
30 сентября 1916 года в газете «Туркестанские ведомости» сообщили: «9 сентября в Верном приведен в исполнение приговор военного суда над Бекбулатом (Бекболатом – И.И.) Ашекеевым, который был приговорен к смертной казни через повешение, как главарь бунтовщического движения».
Теперь, дорогие друзья, я хочу вернуться к воспоминаниям Малсака Накысбекулы и Ыстыбая Кеншимулы, услышанным в пору моего далекого детства. Вот что аксакалы рассказывали землякам (это помню не только я, но и многие мои ровесники):
«Тело повешенного Бекболата Ашекеева висело на возвышенности в Боралдае несколько дней. Колониальные власти хотели напугать народ, но дух многих был не сломлен. Волостной Сат Ниязбеков, ближайший сородич батыра, втайне направил джигитов из рода жаныс ночью в Боралдай. Сарбазы во главе с Макышом Райымбекулы и Оразалы Куртыбаевым, убив двух полицейских, выкрали у карателей тело героя. На берегу реки Каргалы, вырыв глубокую мусульманскую могилу, сородичи предали усопшего родной земле, а обряд жаназа намаза совершил сам Сат. Холмик сравняли с землей, чтобы колонизаторы не нашли место захоронения. Солдаты вновь вернулись в Ушконыр и стали искать повстанцев, выкравших тело батыра. Они избивали людей, ломали правые руки мужчинам, выкалывали правые глаза женщинам, но никто не указал карателям могилу Бекболата».
После подавления восстания военно-полевые суды свирепствовали по всему Туркестанскому краю: более трех тысяч повстанцев были осуждены, из них 347 человек казнены, 168 приговорены к каторге, 129 – к тюремному заключению. Это только официальные данные! Колонизаторы с ужасом ждали новых волнений в регионе. Генерал-губернатор Туркестанского края Куропаткин в рапорте императору Николаю II выразил опасение, что мятеж может вспыхнуть с новой силой весной 1917 года.
16 октября 1916 года в Верном состоялось совещание, где присутствовал прибывший из Ташкента генерал Куропаткин. На нем было принято решение о выселении 35355 хозяйств Семиреченской области в пустынные регионы Прибалхашья и Нарына, а также об изъятии у них 2510361 десятин земли. Лишь Февральская революция спасла моих земляков от насильственного переселения.
До сих пор встречаю в некоторых публикациях доброжелательные статьи о генералах Куропаткине и Фольбауме. Для меня же они – страшные палачи, у которых руки по локоть в крови. Большая часть моих земляков не смогла жить с колонизаторами в одном государстве: они не желали простить и забыть сотни, тысячи безвинных жертв. Только по самым скромным данным (никто не знает точные цифры), более 300 тысяч жителей Семиречья, а это казахи, кыргызы, уйгуры и дунгане, были вынуждены покинуть родные места и скрыться в Восточном Туркестане (ныне – СУАР КНР). Многие умерли во время бегства от недоедания, болезней. Да и на чужбине беженцы подвергались издевательствам со стороны уже китайских властей (об этом свидетельствует немало фактов). Лишь в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия большая часть их потомков вернулась в Казахстан.
Прошли годы. Подвиги батыра Бекболата не были забыты. Рассказывали о них писатели, поэты, ученые, журналисты. Многие поднимали вопрос об увековечивании имени славного сына казахского народа. Я уже рассказывал, что в моем родном селе Каргалы (Фабричный) еще в советские годы его именем была названа одна из улиц. Но этого, конечно же, было мало. Наконец, в 2010 году соседнему селу 1 Мая Карасайского района, где в прошлом стоял аул батыра, было присвоено имя Бекболата. Огромная заслуга в этом известного общественного деятеля, жыршы Хамза кажы Екейбаева (1928-2005 годы) и писателя Нагашыбека Капалбекулы.
Я неоднократно встречался с Хамзой кажы. Добрые отношения связывают меня и с Нагашыбеком ага. Первым этот вопрос поднял аксакал Хамза кажы. Его поддержал писатель, о чем они неоднократно мне рассказывали. Хорошо помню ас (поминальный обед), который тогда дали в честь батыра Бекболата Ашекеева. Гостеприимные потомки накрыли дастархан в десяти белоснежных юртах. В этом асе приняли участие сотни гостей со многих регионов страны.
Именем Б. Ашекеева названы улицы и в других населенных пунктах Казахстана. Например, имя батыра носит одна из центральных улиц микрорайона «Өжет» Алатауского района города Алматы.
Несколько лет назад на трассе Алматы-Каргалы-Узынагаш при повороте на юг, в сторону села Бекболат, был поставлен памятник батыру. Я всегда останавливаюсь возле монумента, чтобы отдать ему должное уважение.
Героический образ батыра Бекболата навсегда остался в истории казахского народа. Благодарные мои соотечественники помнят Б. Ашекеева, который самоотверженно боролся за свободу и независимость родного народа.
Исмаилжан ИМИНОВ,
писатель, путешественник, краевед, житель села Каргалы
Жамбылского района.
ПОСТСКРИПТУМ:
Благодаря творчеству Исмаилжана Абдыкадыровича Иминова нам удается узнавать о многих исторических личностях и событиях. На сей раз впервые на русском языке был изложен серьезный научно-исследовательский материал о легендарной личности Бекболата Ашекеева, одинаково близкого и карасайцам, и жамбылцам.
Предварительно автор публикации изучил немало исторических источников, различных трудов ученых и писателей, чтобы открыть миру реальный образ Бекболата батыра, глубоко раскрыть ценность его личности.
Как и многие его предшественники, батыр также внес свой вклад в становление независимости Казахстана. Именно такими людьми славится казахская земля, гордится наш народ. И наша святая обязанность – чтить память о них, прославлять их подвиги, доносить их до подрастающего поколения – чтобы помнили.