Исполнительное производство претерпевает изменения, которые отражаются как на гражданах, так и на деятельности судебных исполнителей. Об основных из них мы попросили рассказать заместителя руководителя Алматинской областной палаты частных судебных исполнителей А.М. Байчепанова.
– Асхат Мырзагалиевич, поясните, пожалуйста, расширились ли полномочия частных судебных исполнителей (ЧСИ) в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»? Насколько они облегчили и усовершенствовали их деятельность?
– Что касается расширения полномочий, то особых изменений нет. Однако есть некоторые облегчения, в частности, по срокам исполнения. Скажем, если раньше в случае приостановления исполнительного производства срок приостановления включался в общий срок исполнения, то теперь этого нет. К примеру, если законом предусмотрен срок исполнения два месяца и в этот период по тем или иным причинам судебный исполнитель приостанавливал исполнительное производство, то данный срок исчислялся как период исполнения. Таким образом, благодаря внесенным изменениям срок приостановления не включается в общий срок исполнения.
– Каковы особенности процедуры по реализации залогового имущества в соответствии с внесенными изменениями? Известно, что теперь должник может сам реализовать его в течение трех месяцев. Насколько, на Ваш взгляд, эта мера необходима и чем она вызвана?
– Согласно изменениям, внесенным в статью 74 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», четко оговорены конкретные сроки самостоятельной реализации залогового имущества. Напомню, что раньше после оценки имущества должник также имел право самостоятельной реализации, но сроки не были оговорены.
К примеру, после оценки имущества должника, подлежащего обращению взыскания, тот вправе написать заявление судебному исполнителю для вынесения постановления о разрешении самостоятельной реализации. В данном случае имеется два вида срока. Для всех видов имущества, кроме жилища, – один месяц, а для имущества, предназначенного для проживания, – три месяца.
Если говорить о причинах возникновения данной меры, то раньше из-за необозначенных сроков судебный исполнитель мог реализовывать имущество в более короткие сроки. Должник же не успевал найти клиентов, чтобы реализовать свое имущество по более высокой цене. Это рождало претензии к действиям судебного исполнителя, влекло за собой череду судебных тяжб, затягивание дела – как не умышленное, так и умышленное, что создавало немало трудностей. В результате значительно увеличивался и срок исполнения.
Благодаря же внесенным изменениям у должника исключаются основания для обжалования действий судебного исполнителя. Дело в том, что теперь она сам участвует в реализации собственного имущества, и если не смог его реализовать, то претензии к судебному исполнителю отпадают автоматически.
– Что можно сказать о правилах участия на электронной торговой площадке? Не могли бы Вы сказать о применяемых методах проведения торгов и как они изменились для их участников? В связи с чем, на Ваш взгляд, запрещено участие в них банкам второго уровня, заинтересованным судебным исполнителям, родственникам должников и другим аффилированным лицам?
– Процесс реализации имущества посредством электронных торгов существенно изменился. Скажем, раньше можно было реализовать имущество за одни торги, то есть за один день цена могла подняться и спуститься, а само имущество можно было приобрести за минусом 48 процентов от оценочной стоимости. Теперь же торги проходят в два этапа с интервалом в 10 дней.
Хочу отметить, что электронный аукцион начинается на повышение стоимости имущества с установленным шагом от оценочной стоимости, указанной в постановлении о передаче имущества должника на реализацию. Если ни один из участников электронного аукциона путем поддержания заранее установленного шага торгов не повысит стоимость имущества, то аукцион будет признан несостоявшимся. В данном случае, а также при отказе взыскателя оставить за собой имущество судебный исполнитель с соблюдением правил, установленных настоящим Законом, по истечении десяти рабочих дней со дня проведения первого аукциона назначает повторный аукцион. При этом первоначальная цена реализуемого имущества понижается с установленным шагом до момента, когда один из участников согласится купить имущество по объявленной цене. Замечу, что она не должна быть ниже 50%, а в отношении недвижимого имущества – не ниже 75% от оценочной стоимости имущества, выставленного на электронный аукцион.
Кроме того, изменения коснулись лиц, допускаемых к участиям в торгах. В частности, исключается возможность участия в них заинтересованных лиц. На мой взгляд, это направлено на то, чтобы в аукционе в полной мере реализовывались принципы спроса и предложения, а также свободной конкуренции. Для этого он собственно и существует. В данном случае аукционы являются открытыми и общедоступными, позволяющими найти настоящую рыночную цену. Чтобы осуществить честное, прозрачное, а самое главное справедливое исполнение, к участию в аукционах всегда привлекаются независимые организации и специалисты. Благодаря же исключению заинтересованных лиц включается принцип здоровой конкуренции и образуется баланс.
– Какие изменения были внесены в составление протокола об административном правонарушении и по привлечению должника к административной ответственности?
– Эти вопросы перекликаются с вопросом о расширении полномочий судебного исполнителя с той лишь разницей, что данное изменение находится на рассмотрении в Мажилисе Парламенте РК. Принятие законопроекта о расширении полномочий судебного исполнителя в части составления протокола об административном правонарушении положительно повлияет на сроки исполнения, а также на повышение ответственности со стороны самих должников.
Раньше, к примеру, для привлечения должника к административной ответственности необходимо было направить в адрес Государственных судебных исполнителей (ГСИ) представление о составлении протокола об административном правонарушении для дальнейшего его рассмотрения в административном суде, что, порой, очень затрудняло исполнение. В случае же принятия Мажилисом законопроекта дополнительное звено в привлечении должника к адмответственности в лице ГСИ будет исключено, а частный судебный исполнитель будет вправе сам составлять протокол об административном правонарушении и отправлять его для дальнейшего рассмотрения в суд.
– Не могли бы Вы прокомментировать вопрос ставок, утвержденных по тем или иным категориям дел?
– Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2014 года, суммы оплаты деятельности частного судебного исполнителя, уплачиваемые в рамках исполнительного производства, зависят от категории дел. В зависимости от суммы взыскания она может составлять от трех до двадцати пяти процентов. Причем, оплата производится за счет должника.
– Охотно ли судоисполнители берутся за рассмотрение дел по неплательщикам алиментов? Если нет, то с чем это связано? Как заявил в одном из своих интервью Министр юстиции РК Канат Мусин, если в течение месяца по делу об алиментном взыскании судебный исполнитель не проявляет активность и не ведет работу по взысканию, то это может быть основанием для лишения его лицензии. Как Вы можете прокомментировать это высказывание?
– По ряду причин судебные исполнители берутся за исполнение алиментных дел неохотно. Во-первых, стоит отметить, что взыскание алиментов относится к социально значимым категориями дел. Во-вторых, зачастую судебный исполнитель не получает оплаты за свою деятельность.
То, что сказал Министр юстиции РК, прописано в Законе, и потому с ним трудно не согласиться. Данная мера, на мой взгляд, как дисциплинирует, так и пропускает судебных исполнителей через фильтр, отсеивая из их рядов некомпетентных. Считаю ее необходимой и своевременной.
– Насколько приемлемо ввести по отношению к злостным неплательщикам алиментов уголовную ответственность? Не может ли это негативно отразиться на судьбах оставленных ими детей, в том числе при их поступлении в военные и в другие вузы, а также при трудоустройстве?
– С точки зрения судебного исполнителя считаю, что данная мера необходима, поскольку носит дисциплинирующий характер и побуждает должника по алиментам выполнить требования исполнительного документа.
Но с точки зрения сторон исполнительного производства полагаю, что она является палкой о двух концах. С одной стороны мы говорим о принуждении должника оплатить алименты путем привлечения его к уголовной ответственности, а с другой должник будет числиться в реестре уголовных дел. В будущем это может помешать его детям, которым он не платил алименты, при трудоустройстве как на государственную службу, так и в крупные компании.
– Спасибо, что дали разъяснения по многим волнующим наших читателей вопросам.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.