Уважаемый председатель,
Уважаемые депутаты!
На Ваше рассмотрение вносится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан».
Проект Закона разработанв рамках исполнения Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года(ППРК от 28.05.2019г.)и предусмотренПланом законопроектных работ Правительства на 2020 год.
В основеЗаконопроекта находятся предложениячленов рабочей группы Сенатаи Мажилиса Парламента, Координационного совета по вопросам лиц с инвалидностью при Правительстве, а также общественности и экспертного сообщества.
Предусматривается внесение изменений и дополнений в 75 законодательных актов, в том числе 10 Кодексов.
Слайд 2
Проект Закона разработан в целях:
– имплементации норм Конвенции ООН о правах инвалидов по устранению дискриминационных терминов в законодательстве;
– принятия мер по социальной защите лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ);
– обеспечения гарантированным социальным пакетом малообеспеченных семей, оформление документов на получение специальных социальных услуг и «инватакси» через Портал социальных услуг.
Слайд 3
– стимулирования трудоустройства и создания возможностей для экономической активности ЛСИ;
– расширение категории ветерана труда;
– установлениягарантированного уровня социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в случае возобновления трудовой деятельности.
Необходимо отметить, что данные нормыподдержаны партии «Нур-Отан» и отражены в предвыборной платформе.
Позвольте остановиться на следующихконцептуальных новшествах:
Слайд 4
Во-первых.Введение пособия лицам, осуществляющим уход за ЛСИ 1 группы, вне зависимости от причины инвалидности.
Справочно: ЛСИ 1 группы, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе не охвачены ни пособием по уходу, ни услугами индивидуального помощника. Уход за ними зачастую осуществляют близкие родственники, которые не имеют возможности работать.
Данным пособием будет охвачено дополнительно более 24 тыс. лиц, осуществляющих уход, размер ее составит 48 023 тенге(1,4 ПМ).
Также, будет изменен механизм оказания услуг индивидуального помощника с учетом степени потребности на основании медико-социальных показаний.
Слайд 5
Во-вторых.Согласно Международной классификации функционирования, ораничения жизнедеятельности и здоровья предусматриваетсяразделение детей с 7 до 16 лет по группам инвалидности.
Данная мера позволит дифференцировано установить размеры пособия в зависимости от степени тяжести заболевания детей.
При этом, размеры пособий для всех групп детей-инвалидов будут увеличены от 16,7% до 37%.
Справочно: Новшество коснется около 30 тыс.детей-инвалидов.В результате для детей-инвалидов 1 группы пособие возрастет с 48 023 тг до 65 860 тг, для 2 группы с 48 023 тг до 54 541 тг, для 3 группы с 41 163 тг до 48 023 тг.
Это норма также положительно отразится на размерах специального государственного пособия детям-инвалидам, проживающих в Байконуре, которые получают пенсии по инвалидности по законодательствуРоссийской Федерации, а специальное государственное пособие по законодательству Казахстана.
Справочно: пособием будет охвачено 207 детей.
Слайд 6
В-третьих.Предоставление права на одновременное получение пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Это позволит повысить уровень доходов семей, потерявших кормильца и имеющих в своем составе детей с инвалидностью.
При введении данной нормы 2 тыс. детейнаравне с пособием по инвалидности (размер от 39 202 до 45 736 тенге)смогут получатьпособие по случаю потери кормильца (размер от 11 489 до 28 095 тенге).
В настоящее время, они могут получать только один вид пособия по выбору.
Слайд 7
В-четвертых.С учетом международного опыта(Япония, Германия, Франция)в качестве альтернативы исполнения квоты по трудоустройству ЛСИ предлагаем ввести компенсационные взносы для работодателей (с 2023 года). Аккумулированные средства будут направлены на содействие занятости.
Справочно: размер 1 МЗП – 42500 тенге в квартал. В качестве оператора будет определен АО «Государственный фонд социального страхования».
В-пятых.Обеспечение техническими средствами и услугами реабилитации за счет государства лиц, получивших инвалидность от трудового увечья в случае невозможности исполнения обязательств работодателем.
Справочно: в период приостановления предприятия или во время проведения процедур банкротства более 2 тыс. лиц, получивших инвалидность вследствие трудового увечья лишены возможности на обеспечение ТСР.
В-шестых. Сохранение права семьям, воспитывающим детей с инвалидностью состоять на учете до получения жилья после достижения ими совершеннолетия.
Справочно: Сегодня семьи с детьми с инвалидностью, состоящие в очереди на жилье и не получившие его, вынуждены повторно вставать в очередь по категории «инвалиды 1 или 2 группы». В республике порядка 94 тыс. детей с инвалидностью и каждая пятая семья (20 тыс.) нуждается в жилье.
Слайд 8
В-седьмых. Еще одним из основных новелл проекта Закона является установление гарантированного уровня (на уровне аналогичного ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком до одного года из республиканского бюджета)суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в случае возобновления трудовой деятельности.
В-восьмых.Продление периода ухода за ребенком-инвалидом до18 лет, ранее учитывался период ухода за ребенком-инвалидом до 16 лет. Данная норма вводится в связи с изменением возрастных групп детей с инвалидностью. Кроме того, она положительно отразится при назначении пенсионных выплат по возрасту и базовой пенсии.
Справочно: эта норма коснется 46 человек при назначении пенионных выплат по возрасту.
В целом, нормы, изложенные в проекте Закона отражают актуальные вопросы обеспечения государством базовых социальных гарантий, включая вопросы социальной поддержки инвалидов, адресную социальную помощь и пенсионное обеспечение.
Слайд 9
Принятие проекта Закона не потребует дополнительного выделения бюджетных средств, затратные нормы будут реализованы в рамках выделенных средств на 2021 – 2023 годы – 55,4 млрд.тенге.
Принятие данных норм является первым шагом в решении поставленных задач Президентом Республики Казахстан К.Токаевым в текущем году.
Просим поддержать!