Живет среди нас замечательный человек – Михаил Дмитриевич Скударнов. Интересно то, что родился он в городе Каскелене. Отсюда в далеком 1942 году ушел на фронт. И здесь же коротает свой век. 19 ноября исполнится ему 93 года. Это-то и подтолкнуло нас навестить ветерана, оказать ему должное внимание.
Было время, когда Скударновы заселяли целый квартал по улице Садовой (ныне Байжарасова). Сейчас живет здесь, пожалуй, один только дедушка Миша. Нет-нет приходят к нему навестить родные и близкие. Всего же у него два сына, две дочери, девять внуков и 19 правнуков. Старшие дети – Дмитрий и Татьяна живут в Каскелене, а младшие – Александр и Люба уехали в Россию.
– Отец мой Дмитрий Александрович был колхозником, а мама Мария Константиновна воспитывала нас, управлялась по хозяйству, – вспоминает дедушка Миша. – Я был старшим. Вслед за мной родились Александр и Лида. Мама ушла из жизни очень рано – когда учился я во втором классе. Как-то раз пошла она проведать свою сестру после родов, которая жила возле старого кладбища. Там паслась корова. Она-то и забодала маму, нанесла ей серьезные увечья. Года два мама мучилась, лежала в больницах, а потом умерла. Мы же выживали с отцом. Хлеб в Каскелене тогда не продавали. Отец пек его сам, по ночам, после работы. А потом и меня стал к этому привлекать. Однажды сказал мне: «Давай-ка, Мишаня, пирожков с яблоками напечем». Я хоть и боялся, но сходил за яблоками…. Пирожки получились вкусные. Хотел отец привезти к нам в дом мачеху, но боялся: примем мы её или нет. Всё больше меня об этом справшивал – как старшего. В один день я сказал ему: «Буду звать мамой, приводи». Так в наш дома вошла Анна Александровна Соколова. Я же с 14 лет трудился в колхозе Коминтерна, пока не пришла повестка в армию. Распряг быков и в путь…
В 1942 году, 10 ноября, юного Михаила призвали служить. Вместе с ним из Каскеленского района ушли тогда 37 парней. Машин не было. А потому отправились они на телегах, запряженных лошадьми да быками. Ночь провели в Алматы, где возле клуба «Ударник» находилась старая крепость, а утром повезли их на железнодорожный вокзал.
Воинскую присягу принял солдат Скударнов 23 февраля 1943 года в 158 запасном полку. Служил же в нем до 1944 года, пока его не направили в село Шкотово Приморского края, где он обучался в 23-ей окружной школе снайперов. Поначалу воевал в Белоруссии, а потом – на Дальнем Востоке. С 1945 года был направлен в 501-ый стрелковый полк снайперов. Их задачей было прикрывать разведчиков, уничтожать огневые точки противника.
– Сами себе копали мы ячейки для укрытия, – рассказывает ветеран. – Вот и я как-то ночью выкопал себе ячейку и лежал в ней. Тут прошли наши разведчики, по которым вражеский пулемет открыл огонь. Стал стрелять в него. Тот замолчал. Пока было затишье, переполз в другую ячейку. И вдруг по тому месту, где только что находился, пошел целый шквал огня. Так что я в рубашке родился. Когда же вернулся, командир роты сказал мне: «Спасибо, сын, за то, что ты живой». Были и другие ранения. Об одном из них до сих пор напоминает шрам на лбу. Стал он последствием бомбежки при переходе границы с Японией. В 15 километрах от Владивостока, на станции Сиданка, охраняли мы электростанцию, потом возили пленных – на северный Сахалин, в город Оху. В 1945 году командир роты Дмитрий Ларин хотел поехать в Алма-Ату, в отпуск, и меня взять с собой. Однако перед этим я пошел в кино, где меня задержали патрульные… Моя поездка сорвалась. Отпуск дали мне только в 1949 году. Уже вернувшись с него, понял, что не хочу служить. Но меня все никак не демобилизовывали. Тогда написал письмо Сталину, за которое потом ругало руководство. Однако это было не зря – домой меня все же отпустили.
Так, 2 апреля 1950 года приехал на родину. Вместе с ним из села Каскелен ушли на фронт порядка 15 ребят. Вернулись же только семь. Среди них Петр Курилов, Михаил Чебаев, Владимир Иванов и другие. А его командирами были алматинец Дмитрий Петрович Ларин и талдыкорганец Михаил Пименович Синченко.
По возвращении, поскольку родителей у Михаила Дмитриевича не было, пришлось ему гостить у двоюродной сестры – Марии Волковой. Та взяла да укорила его: «Чего ходишь? Люди огороды садят, трудятся, а ты?». В ответ услышала: «Ладно, Маруся. Завтра же женюсь». И женился все-таки… Правда, не на следующий день, а 16 апреля – на Анастасии Степановне Зубенко. Познакомились они еще в ноябре 1949 года – на свадьбе у родственников, когда Михаил приезжал из армии в отпуск. Во многом были они похожи. Родителей и у него, и у нее не было, а только родственники. После отпуска он уехал в армию, Анастасия – в Алтайский край. В Каскелен же, сами того не ведая, вернулись одновременно. Может, даже ехали в одном поезде. Видимо, вела их друг к другу судьба…
Уже в мирное время трудился Михаил Дмитриевич пилорамщиком. Приходилось также вязать арматуру, делать бочки, столярить. Уже выйдя на пенсию, возил он в детский сад «Ромашка» продукты на мотоцикле, пока его снова не пригласили работать в бондарный цех.
В 72 года после смерти Анастасии Степановны женился дедушка Миша на Галине Флегонтовне Леонтьевой, прожил с которой 18 лет. В 2015 году и ее не стало. Сейчас всегда рядом с ним Бакытгуль Кадырбаева, которая на протяжении четырех лет ухаживала за бабушкой Галей. Стала она ему, словно внучка. Вместе садят они огород, собирая неплохой урожай овощей да фруктов, разводят кур. В праздники же дом ветерана наполняется людьми – родственниками, бабушками-подружками. Соберутся все они и на день рождения Михаила Дмитриевича – опаленного войной, но не сломленного духом. Так и течет река жизни.
Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Ерлана АЛИАСКАРОВА.