Любовь к красоте и к рукоделию у каскеленки Айжан Отаровой, можно сказать, в крови. Занимались им обе ее бабушки со стороны отца и матери – Енсеген и Каракоз, которые раскрывали своей внучке секреты мастерства. Но шаг за шагом ей удалось осовременить изготавливаемые изделия, сделать их более оригинальными и востребованными. Так был внесен вклад сразу в три направления – в развитие народно-прикладного творчества, социального предпринимательства и креативной индустрии.
Интересно то, что до 1999 года Айжан жила на станции Узынагаш Жамбылского района Алматинской области, которая потом была переименована в станцию Казыбек бек. Затем её семья переехала в город Каскелен. С шестого по девятый классы Айжан училась в средней школе имени Каныша Сатпаева, а затем поступила в Каскеленский гуманитарно-технический колледж, по окончании которого стала бухгалтером. Уже заочно продолжила учебу в Алматинском технологическом университете.
– В процессе своего жизненного пути я поняла, что меня сильно тянет к творчеству, – пояснила Айжан Болаткызы. – С девятилетнего возраста под руководством бабушки со стороны мамы – Каракоз апа я училась соединять части курак корпе при помощи старой ручной швейной машинки. Очень хорошо шила и бабушка со стороны отца – Енсеген апа, у которой был дар от Бога. Так что любовь к рукоделию перешла ко мне от двух моих любимых бабушек. Я очень благодарна им за то, что делясь со мною своими знаниями, на самом деле они дали мне путевку в жизнь. И уже тогда, в детстве, приходило такое понимание, что именно это и есть моё предназначение.
В 13-14 лет, когда Айжан была еще подростком, в одном из домов микрорайона «Арман», где они жили, начали оказывать услуги по подгонке одежды, штор и прочих изделий. Тогда же к ней пришла идея начать двигаться в этом направлении. Хотя она и не умела профессионально шить, но прямо дома оборудовала небольшой уголок, в котором установила стол, швейную машинку. Потом через знакомых нашла швею, вместе с которой они также шили национальные костюмы для танцев. Этого бизнеса хватило всего на пару месяцев.
По мнению Айжан, это была детская шалость при переходе во взрослую жизнь, но в то же время – первые серьёзные шаги к осуществлению её мечты.
Правда, путь к ней не был быстрым и легким, поскольку в 14-15 лет увлечения швейным делом приостановились. Девушке приходилось подрабатывать в сфере общественного питания, торговли…
– Казалось, что на тот момент швейный мир меня просто покинул, – призналась Айжан. – Но на самом деле он просто скрылся на время в глубинах моего сердца и стал ждать своего часа, чтобы проявиться с новой силою.
Будучи бухгалтером по своей основной профессии, в 2011-2013 годах Айжан трудилась в «Каспи банке». В 2013 году наступила пора замужества. Через год на свет появился её первенец – сыночек Шапагат. Поскольку Айжан не могла сидеть, сложа руки, ещё находясь в декретном отпуске, она решила начать свой салонный бизнес.
– Тогда в нашей стране только-только начинала внедряться такая услуга, как наращивание ресниц, – рассказала Айжан. – И я сразу же схватилась за эту нишу. На декретные деньги стала ходить на курсы по наращиванию ресниц. Не стала просить их ни у супруга, ни у родителей. Отучившись, с 2014 года и по сей день, вот уже ровно 10 лет, держу в своих руках пинцеты и помогаю женщинам чувствовать себя уверенными, стараюсь подчеркивать подаренную им Всевышним естественную красоту, их индивидуальность. После посещения нашего салона у многих из них глаза начинают светиться. Конечно же, я горжусь этой тонкой, можно сказать, ювелирной работой.
В 2016 году Айжан снова стала мамой. На этот раз Всевышний подарил ей доченьку Каракат. Но уже через месяц она снова вышла на свою любимую работу, без которой просто не представляла своей жизни.
– Я так люблю своё дело, своих клиентов, среди которых есть и те, кто приходят ко мне уже десять лет, – призналась Айжан. – Эта работа дает обмен энергиями, возможность увидеть результаты своего труда и подарить людям радость. Хочу выразить безмерную благодарность своим родным – папе Болату, маме Адеме, сестре Акмарал, вместе с которой мы заняты в этом же бизнесе вот уже десять лет, братишке Мурату и, конечно же, моим детям. Они всегда поддерживают меня в трудную минуту, а в 2020 году помогли пережить развод.
В самом начале 2023 года Айжан переполнило желание заняться чем-то значимым. И та изюминка, которая была спрятана в глубине её сердца, вновь дала о себе знать, стала расти. По её словам, желание начать шить перетекло из сердца в разум, а потом пришла осознанность.
– Я чувствовала, что это моё предназначение, – поделилась она. – Даже передать не могу словами, как Всевышний смог зажечь во мне это. И тогда пришло понимание: «Всё, пора, Айжан, пришло время начинать ещё одно дело».
На первых порах она занялась изготовлением косметичек. У одной знакомой, у которой было своё ателье, взяла в аренду промышленные швейные машинки. Установила их прямо в родительском доме – в зале. Ездила на барахолку, покупала там необходимые ткани, а обучающие мастер-классы проходила по YouTube.
Рядом с Айжан в салоне красоты работала девушка по имени Гулянда, которая училась в салоне красоты и трудилась мастером-стажером. Как оказалось, она умела шить. Так вместе они и начали новое дело. При этом Гулянда сказала Айжан: «Ты мне не плати как швее. Я просто буду тебе помогать. Я хочу, чтобы твое дело пошло, быть тебе поддержкой». И вот днем они работали в салоне красоты, а вечерами трудились в швейном цехе на дому.
Готовые изделия Айжан выставляла на своей страничке в Инстаграм, в историях, а также в салоне красоты – в специальном шкафчике. Здесь же предлагала их своим клиентам. И многие из них стали покупать эти косметички – просто чтобы поддержать Айжан. И за это она выражает им безмерную благодарность.
За поддержкой она также обратилась к своим родителям. Рассказала им о том, что начинает второе дело, и они, конечно же, откликнулись, поддержали дочь.
– Мой папа – человек с особыми потребностями, – продолжила разговор Айжан. – В разные годы он работал трактористом, бульдозеристом, но никогда не имел дела с тканями. И вот в 60 лет он начал работать вместе со мною кройщиком. Лекала я нахожу в интернете. Потом еду к профессиональным швеям. Вместе с ними режу лекала, а образец привожу отцу, показываю ему, что и как. Потом он кроит по этому образцу. Сейчас он уже профессиональный кройщик.
Новый цех на дому начал свою работу с января 2023 года. В феврале Айжан поехала к человеку, который возглавляет общество инвалидов, с предложением взять к себе на работу людей с особыми потребностями.
Видимо, эта мысль пришла к ней потому, что её папа имел инвалидность. И она понимала, как непросто в этом мире жить людям с ограничениями. Ею двигало желание дать всем равные возможности для трудоустройства, чтобы люди с особыми потребностями могли чувствовать себя полноценными гражданами нашего общества. Так в команду Айжан влилась Гульниза Юлдашева, которая уже многому научилась.
Чуть позже, в марте, в этот небольшой коллектив пришла профессиональная швея по имени Райхан, которая теперь является главной швеей.
– Каскелен вроде бы небольшой город, но здесь очень дорогая аренда помещений, – сказала Айжан. – Своего собственного здания у нас нет, приходится его арендовать. Даже некоторые швейные машинки также приходится брать в аренду. Опять же очень сложно получить поддержку от государства, те же гранты. Я много раз старалась это сделать, но мои попытки не увенчались успехом. Единственно благодарю палату предпринимателей «Атамекен» за то, что они приглашают нас для участия в выставках, в праздничных мероприятиях, где собирается много народа. За счет этого люди тоже узнают о нас. Приходилось проходить очень сложные периоды. Даже невольно приходили мысли закрыть швейный цех. Но сердце говорит: «Твоё время пришло, Айжан. После большого спада будет большой подъем – к счастью, успеху и богатству!».
Вместе с командой своих единомышленников, которые любят и хотят подходить ко всему творчески, Айжан шьет не только косметички, но также сумки, шопперы, а еще этно-одежду в современном стиле, в том числе верхнюю. Всё это выпускают с торговой маркой «Aijan Brand».
– Хорошую поддержку мне оказывают и семья, и дружный коллектив, в котором трудятся в общей сложности семь человек, в том числе люди с особыми потребностями, – пояснила Айжан Болаткызы. – Это мои папа Болат, мама Адема, сестра Акмарал, швеи Райхан, Гульниза, Шахноза, а также администратор Кабира. Папа кроит, швеи собирают детали в одно целое, а Кабира следит за качеством наших оригинальных изделий ручной работы, многие из которых мы шьем по индивидуальным заказам. Порядка 80-90% товара имеют оценку в пять звезд. Стараемся выбирать и качественные ткани. Главное, чтобы наши изделия были стильными, качественными, красивыми и чтобы любой человек мог себе позволить приобрести их. Свою продукцию ручной работы реализуем через Каспи магазин, через клиентов, знакомых – в основном посредством «сарафанного радио».
Работает цех вот уже третий год. Самый первый год в его истории был очень сложный, неприбыльный, поскольку сработали здесь в минус сто. Параллельно Айжан продолжала трудиться в салоне красоты, где также наращивала ресницы. Чтобы раскрутить свой швейный цех, ей пришлось влезть в большие долги, взять кредиты, пережить немало нервных срывов и депрессий. Но благодаря Всевышнему она держалась, говорила сама себе: «Это же моя мечта». Второй год работы швейного цеха уже был более или менее.
При этом еще и старалась заниматься благотворительностью. Вместе с общественным фондом «ТАМЕРЛАН HOUSE» по мере возможности отправляла определенные суммы денег в помощь больным детям и просто нуждающимся людям.
– Хочу выразить особую благодарность каждому из своих сотрудников, – сказала Айжан. – Как бы ни было сложно, но я заметила, что у нас не проходной двор. Люди пришли сюда и стабильно работают, не бегая с места на место. Пока у меня нет такой возможности, но в будущем я добьюсь того, что основную массу моих сотрудников будут составлять люди с особыми потребностями. У меня трудились Алина, Назым. Сейчас продолжает работать Гульниза. Что я заметила, для таких девочек работа – это счастье. Многие обычные люди идут с таким настроем: устала, надоело, не хочу, но у них от счастья сверкают глаза. Они рады тому, что как полноценные люди могут приходить на работу, быть в коллективе. Мы ходим друг к другу на тои, поздравляем с днями рождения. Это большое счастье. Благодаря им я поняла, что нужно просто любить жизнь, благодарить её за то, что ты в ней есть, что можешь просыпаться, ходить, кушать, радоваться.
Исходя из наработанного опыта, Айжан дала несколько дельных советов тем, кто хотел бы открыть свое собственное дело.
– Прежде всего, нужно иметь крепкий стержень, терпение, силу воли, веру во Всевышнего и в себя,– отметила она. – Важно не сдаваться и не сломаться. Мой путь был непростым, не обошлось и без ошибок. Пройдя всё это, я поняла, что сначала следует всё хорошо проанализировать, взвесить, посоветоваться с профессионалами и только потом приступать к делу. Не нужно вот так: «Ой, лампочка загорелась… Побежала». Вот это будет ошибкой. Да, что-то получится, но придется столкнуться со многими трудностями. Могу уверенно говорить об этом, потому что сама прошла через такие ошибки.
Большая мечта Айжан – создать целую корпорацию по изготовлению именно казахских национальных изделий, в которых ходили бы все 18 млн казахстанцев.
– Пусть это будет сережка или футболка, но обязательно с национальным колоритом, со своей изюминкой, – отметила она. – И чтобы всё это было сделано с большой любовью, с уважением, с чувством патриотизма, с пользой для окружающей среды, с сохранением межнационального единства. Мы все приходим в этот мир и уходим из него. Нельзя делить людей ни по национальным признакам, ни по состоянию здоровья, ни по данным нам Всевышним возможностям. Мы все равны.
Танзиля МУХТАРОВА.