Если человек талантлив, то он талантлив во всем. Вот и очаровательная бабушка из села Каргалы одноименного сельского округа Жамбылского района Кульсин Каренеева – поистине талантливая, разносторонне развитая личность. Она и поет, и ткет, и вяжет, радуя людей своим творчеством, даря им и красоту, и праздник.
Кульсин Зауытбековне подходит и другая поговорка: «Где родилась, там и пригодилась». Дело в том, что родилась она 12 сентября 1947 года в селе Каргалы. Здесь же росла, училась, трудилась и продолжает жить.
После нее появились на свет братишки Мерболат и Нурболат, а также сестренка Маржан. Их отец Зауытбек ага четверть века проработал на знаменитом Каргалинском суконном комбинате, дойдя до должности заместителя директора, а мама Нурсулу по своей профессии была дояркой, работала в совхозе «Прогресс».
– Училась я в Каргалинской средней школе № 1, – рассказывает моя собеседница. – Окончила ее в 1965 году. С детства любила писать стихи и выразительно читать их, а еще мечтала стать актрисой. Но мой парень Мырзагали, боясь потерять меня, решил жениться. Ему было тогда 25 лет, а мне – 20. Вместе прожили мы 53 года. Чуть более трех лет назад его жизнь оборвалась.
Трудовой путь этой семьи неразрывно связан с Каргалинским суконным комбинатом, в котором оба они проработали более сорока лет. Кульсин апа пришла сюда ещё в школьные годы. Как старшеклассников их приводили сюда на уроки производства, чтобы помочь в выборе дальнейшей профессии. Благо, что на базе суконной фабрики действовал тогда учебно-производственный комбинат (УПК). Дети не просто учились, но и зарабатывали: за каждый метр им платили по три рубля. То есть был еще и материальный стимул.
– Уроки производства проходили всего по два часа, но для нас они были настоящим праздником, – вспоминает Кульсин Зауытбековна. – В основном мы участвовали в покраске. А еще наблюдали за производственным процессом, видели, как двое мужчин при помощи специального жаккардового оборудования наносили цветы на тканевые полотна. Так появлялись жаккардовые одеяла. До сих пор стоит перед глазами одно такое зеленое одеяло, на которое были нанесены большие белые цветы. После такого знакомства с фабрикой работать сюда пришла я с большой радостью. Моей первой и главной наставницей была строгая женщина по фамилии Нурманова. Почему-то в то время люди больше называли друг друга не по именам, а по фамилиям. Она многому меня научила. Например, что надо делать не по две петли, а по одной. Первую немецкую машину установили на фабрике еще в 1965 году, как раз в год моего прихода. Сначала я трудилась на оборудовании, где было 96 веретен, потом – со 192 веретенами и далее по нарастающей. Помню также, что пряла из нитей под названием «Снежок», которые стояли перед глазами, словно белый пушистый снег. Однажды кто-то не вышел на работу, и мне пришлось обслуживать сразу две машины. В одной было 288 веретен, а в другой – 384. На следующий день ко мне подошла нормировщица по имени Гуьжахан и спросила: «Это ты вчера на двух машинах работала?». Я испугалась, невольно подумала: «Неужели что-то пошло не так?». Но оказалось, что на этих двух машинах я перевыполнила норму… На 220%. Тут-то и вспомнила свою наставницу, ее совет делать по одной петле, потому что именно это помогло мне выработать и навыки, и скорость.
За свой многолетний добросовестный труд Кульсин Зауытбековна была удостоена таких наград, как орден Трудовой Славы III степени, значки «Ударник пятилетки», которые были вручены ей по итогам 10, 11 и 12 пятилеток. Другие награды – медали «Ветеран труда», «Шапагат» и имени Бауыржана Момышулы. Ими был отмечен и ее вклад в общественную жизнь как депутата Верховного Совета Казахской ССР 11-го созыва, когда Кульсин апа старалась защищать права и интересы воинов-интернационалистов, выбивала положенное им жилье.
– Знаете, когда мне вручали медаль Бауыржана Момышулы, я прямо прониклась каким-то особым батырским духом, – вспоминает свои впечатления моя собеседница. – Это было так трогательно.
Вместе с Мырзагали ага произвели на свет они троих детей, всех выучили, поставили на ноги, дали им высшее образование. Старшая Мадина стала учителем начальных классов, трудится в Каргалинской средней школе № 3. Как и мама, она любит рукодельничать. Сама себе вяжет оригинальные кардиганы, свитера. Средняя дочь Майя стала юристом, живет в Кокшетау, где у нее своя собственная нотариальная контора. Младший сын Мади окончил автодорожный институт и работает по своей специальности в Алматы. Его супруга Жанар трудится врачом-эпидемиологом в районной больнице села Каргалы. Собственно, вместе с ними Кульсин апа и коротает свою старость. Радуют ее также пятеро внуков и три правнука.
В 2005 году после выхода на заслуженный отдых у нее начался совершенно новый период жизни, открылось второе дыхание. Прежде всего, удалось исполнить свою давнюю детскую мечту и в какой-то мере стать актрисой. Сольной карьеры она себе, конечно, не построила, но в составе ансамбля «Ақ әжелер» смогла раскрыть и певческий, и артистический таланты.
– С той поры и подружилась я с известной в нашей стране женщиной Кумис Пармашевной Кемельбековой, – вспоминает Кульсин Зауытбековна. – Это очень сильная личность, стоявшая у истоков создания ансамбля бабушек Жамбылского района «Ақ әжелер». В этом году ему исполняется 38 лет. Все эти годы руководит им Кумис Пармашевна. Наверное, это не так-то просто. Вместе мы гастролируем, участвуем в областных, республиканских конкурсах. В состав ансамбля входят самые разные бабушки с интересными судьбами. О каждой из них впору писать книгу.
Вместе с тем появилась тяга к рукоделию. Благо, работы стало меньше, дети уже выросли. А началось всё опять же с Кумис Пармашевны.
– Как-то раз нам нужно было подготовить тұс киіз – настенный ковер, – рассказывает Кульсин апа. – Кумис Пармашевна попросила сделать это какую-то мастерицу, но та не выполнила своё обещание, подвела. Тогда ко мне пришла идея самим соткать ковер, сообща. Другие сверстницы поддержали меня, и мы дружно взялись за дело. Ковер у нас получился оригинальный и по форме, и по содержанию. Его размер – полтора на два метра. Потом мы передали его в музей Умбеталы Карибаева, что в селе Умбеталы Жамбылского района. Позже соткали еще один ковер размером три на шесть метров. Уже его подарили Талдыкорганскому музею имени Тынышпаева.
Постепенно Кульсин апа начала вязать носки, следики, дорожки, изготавливать оригинальные аппликации на тканях, называют которые «ою өрнек», а из остатков пряжи делала салфетки. Интересно то, что тяга к такого рода творчеству появилась у нее еще в детстве, когда Кульсин апа училась в пятом-шестом классах. Всё это благодаря маме Нурсулу и близкой родственнице Турар апа. Но на деле удалось заняться рукоделием только выйдя на заслуженный отдых.
Сюжетные линии ее необычных аппликаций – «ою өрнек» сначала рождаются в разуме или даже в сердце. Поэтому многое зависит от душевного состояния мастерицы, от того, какой она несет посыл, в какие краски окрашено её настроение. Затем рожденные изнутри идеи наносятся на бумагу и позже – на саму ткань. Самой первой стала работа под названием «Жанұя», потом появились и такие сюжеты, как «Бата», «Ақ қу», «Қазанат», «Түйе табан» и другие. В ее работах отражаются самые разные темы, связанные с детьми, с красотами природы, с общечеловеческими ценностями.
Многие из них украшают дом ее дочери Майи, проживающей в Кокшетау. Есть также изделия, которые пополнили фонд этномузея, действующего при Каргалинском специализированном лицее № 2, где получают образование одаренные дети. Немаловажно и то, что здесь смогли наладить тесное сотрудничество с бабушками-рукодельницами, которые в лицее частые гости. Они делятся с учениками навыками рукоделия, раскрывают им секреты своего мастерства.
В прошлом году Кульсин апа приняла участие в областном конкурсе народных умельцев и завоевала заслуженное звание «Үздік зергер». Вместе с дипломом она получила 50 тыс. тенге, на которые потом побаловала своих внуков сладостями. Так что все ее старания и вложения потихоньку оправдываются. Самое же главное заключается в том, что она дарит людям душевную теплоту и радость.
– Конечно же, я очень счастливый человек, потому что моя жизнь состоялась, – признается Кульсин апа. – Муж всегда любил, ценил, уважал меня, относился бережно и нежно. Дети стали хорошими, достойными людьми, не пошли по плохому пути. И сама я всегда стараюсь приносить пользу своей семье, нашему обществу. От осознания всего этого получаешь внутреннее удовлетворение. И это для меня большое счастье.
Танзиля МУХТАРОВА.