Кто из акимов может потерять должность, а кто сохранит свои места? Почему некоторые акимы расслабились на своих местах, а маслихаты ослабили свою роль? На эти вопросы в интервью корреспонденту inbusiness.kz Айгуль Тулекбаевой ответил казахстанский политолог Данияр Ашимбаев.
Двухлетняя борьба с коронавирусом, антиковидные ограничения, а также январские события ставят на повестку дня вопрос о компетентности глав регионов. Слишком много всего накопилось. По мнению эксперта, акимский корпус на сегодня показывает свою неэффективность. В лучшем случае они работают на «троечку».
– Сегодня можно уволить любого акима, и все будут понимать, за что, – отметил он. – Здесь и экономические, и социальные показатели, коррупция, качество управления, отсутствие диалога с населением, спектр проблем, с которыми не справляются практически все.
По его словам, выполнение президентских поручений – это то, что Администрация Президента из акиматов еще выбивает, но в целом слабость корпуса очевидна.
– Явными «лидерами» можно назвать акимов Алматы и Нур-Султана – Бакытжана Сагинтаева и Алтая Кульгинова, а также акима Атырауской области Махамбета Досмухамбетова и акима Кызылординской области Гульшару Абдыкаликову, – считает Данияр Ашимбаев. – Это наиболее очевидные кандидаты на вылет. Они давно занимают места в списке тех, по кому, скажем так, отставка плачет. Ну, и ко многим другим есть претензии, в частности, к актюбинскому акиму Ондасыну Оразалину. Уже понятно, что аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев выработал свой ресурс, тем более пенсионный возраст его неоднократно продлялся.
В Казахстане имеются проблемы с кадровым резервом. И это отмечает не один политолог.
– Он в принципе есть из числа заместителей, вице-министров, членов Правительства, Администрации Президента и даже депутатов мажилиса. Кандидатов в акимы у нас много, – уточнил политолог. – Они подходят и по образованию, и по опыту работы. Вопрос только в том, что умение принимать самостоятельные решения и хорошо работать в качестве первого руководителя в наше время – большая редкость. Неоднократно выдвигались акимы, которые по всем параметрам должны были быть хотя бы акимами-середнячками, но, увы, они не потянули. Более-менее неплохие отзывы есть о работе акима Карагандинской области Жениса Касымбека, который может стать исключением из общего правила. Все-таки он до этого работал министром, вице-премьером, то есть человек опытный.
Он также привел пример с отставкой акима Мангистауской области Серикбая Трумова, который имеет за плечами хорошую трудовую биографию: был акимом города, замакима области, акимом сельского района, секретарем маслихата.
– Но, став акимом области, не потянул. Ни в плане харизмы, ни в плане умения организовать работу. То есть получается, что хороший зам не вытягивает самостоятельную роль. К сожалению, самостоятельных руководителей, умеющих принимать обоснованные, правильные, эффективные решения, можно пересчитать по пальцам. Чтобы кого-то перевести на должность акима столицы или Алматы, нужно оголить тот фронт работы, на котором они сидят. А кем заменить, тоже вопрос. Если бы у нас были такие проверенные кадры, то можно было бы всех акимов уволить в один день и сделать им замену. Однако дело в том, что потенциально хорошие акимы есть, но большинство из них не оправдывают ожидания.
В целом проблема кадров возникла не в один год и день, была она и ранее. Практически на данный момент резерв, как таковой, есть, но уровень его потенциальной эффективности снизился.
– Если посмотреть биографии глав регионов, то большинство из них заняли должности в период 2019-2021 годов, в самые непростые годы. И всего пара человек, которые довольно плотно и давно возглавляют области.
– Бердибек Сапарбаев – рекордсмен, он уже аким пятой области. У Даниала Ахметова ВКО – третий регион в его карьере, не считая, что он дважды был акимом Павлодарской области. На должность акимов где-то привлекали кадры из числа бизнесменов, где-то из числа районных или городских руководителей, кого-то из центра направляли. Но, видите, казалось бы, хороший аким области не всегда вытягивает город и наоборот. К сожалению, и требовательность к ним несколько упала. Одно время, еще в 90-е и «нулевые» годы, шутили, что отставка акима зависит не от того, как он работает, а от того, сколько голосов получат действующий президент или правящая партия. Еще в то время были относительно сильные маслихаты. Сейчас они превратились в промокашку при акиматах. Акимы подогнали под себя такие маслихаты, которые не то что не ставят неудобные вопросы, они вообще вопросов не задают. А ведь первая линия взаимодействия населения и власти – это маслихат. Средний депутат маслихата – это бизнесмен, так или иначе связанный с местной исполнительной властью. Маслихатский корпус практически сдулся. Что мы видим в новостях о них? Арестован, выиграл тендер, машина депутата сбила человека.
– Институт дискредитирован, как можно выправить этот кризис?
– Надо что-то делать с маслихатами, с системой отбора. Помните, как в маслихате Алматы работала ныне покойная Ирина Савостина, лидер движения «Поколение»? Она ставила вопросы о пенсионерах. Вот такие люди нужны. Нужно переформатировать работу маслихатов, оторвать их от акиматов. «Nur Otan» в прошлом году проводил праймериз с целью освежить депутатский состав. Но мы видим, что филиалы партии возглавлялись акимами, которые постарались обеспечить себя такими маслихатами, которые их устраивают. Поэтому, пока этот нездоровый контроль со стороны исполнительной власти не спадет, мы будем иметь то, что имеем. То есть на акима будут идти жалобы, на которые никто не реагирует, население будет возмущаться, негодовать. Сколько в Алматы было митингов по поводу незаконного строительства? А сколько было случаев, когда акиматы и маслихаты реагировали на это? Ноль.
Эти вопросы хотя бы в маслихате должны быть обсуждены. Общественные советы, которые несколько лет назад формировались, чтобы возместить дефицит воли маслихатов, в большинстве регионов тоже сдулись. Есть ревизионные комиссии, которые должны проводить проверку бюджета, но, какова их эффективность, мало кто знает. Представьте ситуацию: люди бросают мусор мимо урн, оставляют его на детской площадке. Условно, если участковый будет работать, это дисциплинирует граждан. То же самое и с акимами.
– Президент недавно сказал, что некоторые чиновники не умеют говорить с народом, а, порой, и боятся его. Как быть с коммуникациями?
– Это касается и министров, и акимов. Акимы в этом плане вообще находятся в комфортных условиях, а министры взаимодействуют только в парламенте и с прессой, с которой они разговаривать не умеют. Если же чиновник не может объяснить свою политику и решения, то зачем их принимать? Он должен уметь обосновать свое решение. В этом и заключается функция лидера. Если они не могут вести диалог, то нам такие министры и акимы не нужны.