Обеспечение жителей Карасайского района общественным транспортом имеет большое социальное значение. Эта непростая задача возложена на Каскеленский автобусный парк, история которого началась в далеком 1963 году. Как здесь поставлена работа? Какие имеются трудности? Как решаются проблемы? Что планируется сделать в перспективе? На этот и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора ТОО «Каскеленский автобусный парк» Даулета Жандыбаева.
– Даулет Турсунказыевич, не могли бы Вы рассказать о том, как поставлена работа по обеспечению жителей разных населенных пунктов общественным транспортом? Располагает ли автобусный парк своими личными единицами транспорта или же действует по договору с наемными водителями – владельцами автобусов и микроавтобусов?
– В настоящее время наш автобусный парк располагает 50 единицами своего личного транспорта. Трудятся здесь как водители автобусного парка, так и владельцы своих частных микроавтобусов, работающие с нами по договору. Из имеющихся у нас 50 автобусов 30 относительно новые. Они обслуживают два городских маршрута, в частности, 78-ой и 23-ий. Первый направляется в Алматы из сел Жалпаксай и Алмалыбак, а второй – из сел Райымбек и Кыргауылды. Хочу заметить, что еще в 2018 году эти новые автобусы приобрел учредитель автобусного парка. Есть такое правило субсидирования, согласно которому субсидии выделяются только на новые автобусы. На эти 30 автобусов мы и получаем субсидии из акимата города Алматы, которые как бы покрывают наши убытки. Скажем, пассажир за проезд оплачивает 80 тенге, тогда как фактические затраты с учетом стоимости ГСМ, запчастей, заработной платы водителей и других сотрудников автопарка составляют, к примеру, 150 тенге. Так вот эту разницу – 70 тенге нам и субсидирует государство. Это только по этим 30-ти автобусам. Других субсидий мы не получаем.
– Сколько всего имеется маршрутов? Все ли они действуют?
– В целом к нашему автобусному парку привязано порядка 40 маршрутов. Большинство из них действуют, но есть и те, которые мы не можем обслужить из-за нехватки транспорта. Действующие маршруты охватывают не только Карасайский, но также Жамбылский район, в котором нет своего автобусного парка. Непосредственно по нему задействовано 13 автобусов, обслуживающих районный центр – село Узынагаш, а также такие отдаленные населенные пункты, как Отар, Бесмойнак. Еще 13 автобусов заняты в междугородних перевозках. Уже они направляются в Нур-Султан, Балхаш, Павлодар, Масанчи и в другие крупные города нашей страны. Что же касается Карасайского района, то по нему действует порядка 70-80 спринтеров, которые охватывают город Каскелен, село Шамалган. Уже в нижней части для обслуживания жителей сел Жибек жолы и других населенных пунктов минувшей осенью были открыты 11 и 12 маршруты. Когда-то у нас действовал 456 маршрут, направлявшийся из Каскелена в Алматы, на железнодорожный вокзал № 1, но после пандемии по ряду причин мы не смогли его обслуживать, в том числе из-за довольно ощутимых автомобильных пробок. Маршрутом № 453 ведется охват пассажирским транспортом сел Первомайского округа, в частности, Бекболат и Кайнар. Маршрут № 455 обслуживает жителей села Енбекши Айтейского сельского округа. В само же село Айтей автобус, к сожалению, не ходит. Раньше сюда ездил малокомплектный автобус, но со временем он пришел в негодность и подлежит списанию. Вынуждены были закрыть мы и маршрут КИЗ – больница, по которому водители отказываются ездить из-за его нерентабельности. Маршрут № 5 охватывает город Каскелен и село Жандосово.
Кроме того, по направлению Каскелен – Алматы действуют маршруты № 459 и 457, по которым задействовано 40 автобусов. По первому из них конечная остановка ЦОН, а по второму – больница. Маршрут № 448 обслуживает направление Каскелен – рынок «Салем», то есть так называемая «барахолка». По нему задействовано 18 единиц автотранспорта. По маршруту № 451, то есть из села Шамалган в Алматы и обратно, ездят 25 микроавтобусов.
– Какие маршруты наиболее проблемные и почему?
– Проблемы для всех маршрутов общие, поскольку связаны они с постоянным подорожанием ГСМ и запчастей. Другая расходная часть – выплата заработной платы всем сотрудникам автобусного парка. В то же время сами мы поднять тариф не можем, поскольку этот вопрос обязательно согласовывается с акиматом. Если с его стороны разрешения не будет, то тариф остается прежним. Опять же, чтобы не создать социальную напряженность в обществе. И потому нередко работаем себе в убыток. Сильный урон сфере пассажироперевозок нанесла и пандемия. Прежде всего, заметно сократился пассажиропоток, в связи с чем многие владельцы маршруток вынуждены были продать их и уйти в другой бизнес. Так, мы потеряли порядка 100 обслуживавших разные маршруты автомобилей. Не зря во времена Союза данную сферу всегда поддерживало государство. С учетом затрат этот бизнес убыточный, но в то же время социально значимый. И потому для решения многих вопросов ждем поддержки государства, в том числе для приобретения новых автобусов. К слову сказать, самый дешевый из них «Yutong» китайского производства стоит 60 млн. тенге. Это, согласитесь, большие деньги.
– Сколько единиц транспорта задействовано по направлениям Каскелен – Алматы и Шамалган – Алматы? Как отмечают пассажиры, движение маршруток в село Шамалган заметно сократилось, хотя пассажиропоток не уменьшился. Почему? С чем это связано? Эти же вопросы волнуют жителей города Каскелен, проживающих в так называемом «30-ом квартале» и в других новостройках, расположенных в районе автопарка, поскольку из-за отсутствия «шамалганских» маршруток как школьникам, так и взрослым трудно добираться домой.
– В настоящее время направление Каскелен – Алматы обслуживают 60 маршруток, тогда как до пандемии их было 100, а Шамалган – Алматы – 25, тогда как раньше по данному направлению ездили 60 единиц автотранспорта. Так что хотим мы этого или нет, но пандемия нанесла нашей отрасли довольно ощутимый урон. Поэтому возникают проблемы в обеспечении транспортом жителей «30 квартала» и других новостроек. Для их решения нам также необходимо субсидирование со стороны государства. К слову о школьниках. Специально для них мы сами запустили три автобуса, которые возят учеников из Саукеле, микрорайона «Алтын ауыл», а также в районе средней школы имени Белинского.
– Жители города Каскелен, в том числе пенсионерка Наталья Дятлова, жалуются на то, что не ходят маршрутки или автобусы внутри самого Каскелена. Ездить же постоянно на такси, проезд в котором заметно подорожал и составляет 400 – 800 тенге, простым гражданам, в том числе пенсионерам, не по карману. Данный вопрос поднимается на протяжении ряда лет, но изменений к лучшему пока нет. Что делается для его решения?
– Чтобы повысить качество пассажироперевозок по Карасайскому району, совместно с акиматом мы подготовили проект по семи маршрутам, три из которых внутренние, непосредственно по городу Каскелен. Планируется охватить и другие населенные пункты, в том числе села Турар, Батан, Кольащи, Исаево. Эти проекты были утверждены районным маслихатом. Теперь ожидаем субсидирования. Как только деньги поступят, все вышеназванные маршруты начнут действовать. Субсидирование нам также необходимо, чтобы увеличить количество единиц автотранспорта по маршрутам Шамалган – Алматы и Каскелен – Алматы.
– Все ли действующие в нашем районе маршруты обслуживает Каскеленский автобусный парк?
– Хочу отметить, что, кроме нас, город Каскелен охватывают маршруты 202 и 212, которые обслуживает Алматинское автотранспортное предприятие «Алматыэлектротранс». Первый идет по нижней трассе Алматы – Бишкек и в Каскелене – по улице Жангозина, а второй – по верхней трассе Алматы – Жандосово. Хочу отметить, что они очень помогают нам разгрузить пассажиропоток. Для нас это большая помощь.
– Имели ли место случаи, когда во время терактов пострадали маршрутки, работающие от Каскеленского автобусного парка? Удалось ли полностью возобновить движение общественного транспорта после недавних трагических событий, охвативших город Алматы?
– Один случай теракта, к сожалению, имел место. Кто-то бросил в нашу маршрутку гранату, в результате чего получили травмы водитель и кондуктор. Пассажиров на тот момент в маршрутке не было. В настоящее время она уже восстановлена, а водитель и кондуктор получают лечение. Что же касается выхода в рейс, то все наши водители исправно работали с начала января. Потом в связи с терактами движение общественного транспорта было приостановлено. Возобновили мы его только 12-13 января. В настоящее же время половина сотрудников автобусного парка находятся в отпуске без содержания. Уже здесь внесла свои коррективы все та же пандемия. Поскольку в связи с усилением карантинных мер 70% сотрудников предприятий и организаций не только нашего района, но и всей Алматинской области переведены на дистанционный формат работы, а школьники учатся в режиме онлайн, пассажиропоток снова сократился. Соответственно, уменьшился и выход маршруток.
– Какой график движения пассажирского транспорта из Каскелена в Алматы? Когда отправляется первая маршрутка из Каскелена и когда последняя из Алматы?
– Автопарк в целом работает с четырех утра. Водители проходят здесь медицинское обследование, а транспорт – технический осмотр на предмет его исправности. Так что с пяти утра они уже на линии, везут пассажиров в город Алматы и по другим направлениям. Последняя же маршрутка из Южной столицы выезжает в 21 час.
– Нередко пассажиры жалуются на грубость со стороны водителей и кондукторов, на нарушение правил пассажироперевозок. Куда они могут обращаться, если имеют место подобные факты? Какие принимаются меры по отношению к таким водителям и кондукторам, согласно действующему законодательству?
– В штате автобусного парка предусмотрены два инженера по безопасности движения, телефоны которых указаны на всех информационных листах, развешанных в салонах маршруток и автобусов. На них же можно увидеть телефоны диспетчерской службы и других сотрудников. По всем им и можно обращаться в подобных случаях. Что же касается принимаемых мер, то если нарушения со стороны водителей или кондукторов подтвердятся, то предусмотрено соответствующее наказание – от предупреждения и наложения штрафа до освобождения от работы.
– Что Вы хотели бы пожелать водителям и пассажирам?
– Хочу отметить, что быть водителем той же маршрутки очень непросто. Это одна из стрессовых работ. С одной стороны нужно следить за дорогой, за движением транспорта вокруг, за дорожными знаками и разметками, а с другой – за тем, что происходит внутри автомобильного салона. С учетом всех этих трудностей, а также возложенной на водителей ответственности за безопасную перевозку и жизни людей, хотел бы попросить пассажиров относиться к ним с пониманием, не отвлекать, когда они находятся за рулем. Водителям же желаю выдержки, терпения и, конечно же, добросовестно служить своему народу.
– Спасибо Вам за содержательную беседу.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Айдара КАЛИЕВА.