С первого июля текущего года наша страна начала жить по новому Административному процедурно-процессуальному кодексу (АППК). В тот же день в Каскелене состоялось открытие Специализированного межрайонного административного суда № 2, обслуживающего весь Алматинский регион нашей области. Мы попросили его председателя Мэлса Идрисова рассказать об особенностях нового АППК, об основных направлениях работы нового суда и, конечно же, о том, чем была вызвана необходимость его открытия.
– Мэлс Ермаганбетович, поясните, пожалуйста, прослеживается ли тесная взаимосвязь между введением в действие нового АППК и открытием в нашем городе Каскелен Специализированного межрайонного административного суда № 2?
– Безусловно. Дело в том, что в свете реализации основных положений нового Административного процедурно-процессуального кодекса перед всем юридическим сообществом Казахстана стоит задача по становлению нового административного судопроизводства. И открытие в Карасайском районе Специализированного межрайонного административного суда № 2 является одним из конкретных шагов на этом пути. Таким образом, два эти события тесно взаимосвязаны и вытекают одно из другого.
– Каковы основные особенности нового АППК? Что можно сказать о нововведениях в развитии административной юстиции?
– АППК – это новая четвертая форма судопроизводства со своими новшествами и особенностями. Он состоит из двух частей, в частности, из административных процедур и административного производства. В связи с этим с 1 июля текущего года утратили свою юридическую силу Законы РК «Об административных процедурах» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Соответственно публично-правовые споры исключаются из плоскости гражданского судопроизводства и теперь рассматриваются по правилам нового АППК, который нацелен на регулирование общественных отношений в сфере административных процедур. Сюда же относятся организация внутриведомственной деятельности государственных органов и административной юстиции по разрешению споров в сфере публичных правовых отношений. Причем, главная задача административной юстиции – охрана прав и свобод граждан от незаконных действий административных органов. Посудите сами, с одной стороны представлен гражданин, а с другой – должностное лицо или даже целый административный орган с его огромными материальными, информационными, кадровыми и другими ресурсами. То есть эти две стороны изначально находятся в неравном положении. Так вот для поддержания баланса между ними, для обеспечения равных возможностей и введен принцип активной роли суда.
Вместе с тем в АППК заложены такие абсолютно новые для национального законодательства принципы административной юстиции, как пределы осуществления административного усмотрения, охрана права на доверие, соразмерность, приоритет прав, запрет на злоупотребление формальными требованиями, разумный срок судебного разбирательства и другие. Они будут играть ключевую роль при разрешении административных споров как в досудебном, так и в судебном порядке. Более того, эти принципы ставят в приоритет права граждан или юридических лиц на доверие органам публичной власти, на справедливость.
Вместе с тем введены и такие новые правовые категории, как административный орган, административный акт, административное действие или бездействие. Предусмотрены и соответствующие виды обращений. К ним относятся заявление, запрос, предложение, отклик, сообщение, жалоба, каждое из которых применяется на разных этапах административных процедур.
– Что можно сказать об особенностях самого административного процесса?
– Новшествами административного процесса являются четыре вида исков, в том числе об оспаривании, о принуждении, о совершении действия, о признании. От того, насколько правильно будет выбран иск, напрямую зависят как эффективность защиты, так и восстановление прав истца.
Другое не менее важное новшество АППК – это меры процессуального принуждения, при помощи которых суд также обеспечивает исполнение принятых им решений. К этим мерам относится и наложение денежного взыскания, которое вводится с целью обеспечения судебного контроля за неисполнение судебного акта, за невыполнение требования или запроса, за неявку в суд и тому подобное.
– Что, на Ваш взгляд, стало предпосылками для введения нового АППК и для открытия еще одной структуры отправления правосудия?
– Хочу заметить, что до 1 июля текущего года отправление правосудия проводилось в рамках Гражданского процессуального кодекса. В нем все было четко прописано и обозначено, вплоть до процессуальных сроков. Это не позволяло судам вмешиваться в сбор доказательств и, по сути, в установление истины, что нередко приводило к отказу в удовлетворении требований. Теперь же, благодаря новому АППК, суды относительно свободны в своих действиях и могут стоять на защите интересов заявителя. Именно это и является основной задачей АППК.
– В этой связи не могли бы Вы раскрыть, в чем главная особенность вновь созданного Специализированного межрайонного административного суда № 2? На что, прежде всего, направлена его деятельность?
– В свете нового АППК на суды возлагается огромная ответственность по созданию административной юстиции. Весь успех происходящих в стране реформ опять же сосредоточен на суде. В свете всего этого и был создан Специализированный межрайонный административный суд № 2, в составе которого трудятся семь судей. Хотя в новом Кодексе и расписана административная процедура, но без должного контроля со стороны судов возможны соответствующие злоупотребления, которые опасны тем, что могут воспрепятствовать реализации целей и задач АППК. И мы приложим все усилия, чтобы не допустить подобного.
Стоит отметить, что по Новому Кодексу бремя доказывания возлагается на ответчика. Наша же задача – помочь истцам сформулировать требования к представителям государственных органов, изменить или уточнить само исковое заявление, составить его грамотно, по существу, подсказать, направить, проконсультировать. Ни для кого, ни секрет, что зачастую обратившихся в госорганы граждан посылают по различным инстанциям, грубо говоря «футболят» то туда, то сюда, а мы как специализированный судебный орган можем поставить точку в их хождениях и мытарствах. Это новшество. Такого раньше не было. Таким образом, вся суть проводимой работы – активная роль суда в защите прав граждан.
– Какие в этой связи существуют требования к государственным органам, которые в рамках судебных процессов выступают в качестве ответчиков?
– Государственный орган, прежде всего, должен доказать, что принятый им административный акт действительно законный. В случае же отсутствия необходимых доказательств этот акт должен быть отменен. Следовательно, принимая решение о принятии определенного административного акта, тот или иной государственный орган должен закладывать все объективные факторы, которые в дальнейшем можно будет показать и защитить в суде.
– Что это даст? Как эти нововведения отразятся на качестве отправления правосудия?
– Как показывает мировая практика, увидев, что суды отменяют незаконные судебные акты, представители госорганов постепенно дисциплинируются. Государство от этого не страдает, а только лишь выигрывает. Большой плюс еще и в том, что поскольку повысится качество административных актов, не будут нарушаться законные права и интересы граждан, что и является главной целью проводимых реформ.
Наш Специализированный административный суд ориентирован на расширение коммуникаций со сторонами, может давать предварительные прогнозы по тому или иному делу и, тем самым, направлять стороны на применение для разрешения споров еще и примирительных процедур. Народ должен знать, что суд – не инструмент государственного органа, что он нацелен на то, чтобы защищать интересы слабых.
– Спасибо Вам за содержательную беседу. Продуктивной работы на защите прав и свобод граждан, вовлеченных в административный процесс.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.