Многие безработные и самозанятые граждане имеют возможность открыть свое собственное дело, заняться бизнесом, обратившись в районный филиал Палаты предпринимателей Алматинской области «Атамекен». Об основных направлениях его деятельности, о том, что было сделано в 2020 году, рассказал директор филиала Орынбай Жанадил.
– Орынбай Басарович, не могли бы Вы напомнить нашим читателям об основной миссии Палаты предпринимателей «Атамекен».
– Стоит отметить, что Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» – это некоммерческая организация. Она представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства, включая внутреннюю и внешнюю торговлю. Главные её задачи – защищать права и интересы бизнеса, а также способствовать его дальнейшему развитию.
– Как районному филиалу удалось сработать в 2020 году?
– В 2020 году предпринимателям и лицам с предпринимательской инициативой через Центры поддержки предпринимателей было предоставлено 1140 сервисных и консультационных услуг, в том числе 150 предпринимателей получили около 300 консультаций по бухгалтерскому и налоговому учету. Вместе с тем благодаря нашим менеджерам 129 проектов в рамках инструментов государственной поддержки получили финансирование на 292,3 млн. тенге.
– Что можно сказать о реализации проекта «Бастау Бизнес»?
– Хотел бы напомнить, что Палата предпринимателей «Атамекен» является нефинансовым оператором таких государственных программ, как «Дорожная карта бизнеса – 2025» и «Еңбек». В рамках второго направления программы «Еңбек» и ведется реализация проекта «Бастау Бизнес». Он предусматривает обучение населения предпринимательским навыкам, а также сопровождение бизнес-проектов. «Бастау Бизнес» направлен на поддержку перспективных предпринимательских идей; на практическое обучение и приобретение участниками проекта навыков ведения бизнеса; на популяризацию предпринимательской деятельности среди молодежи; на формирование бизнес-среды в сельской местности.
В прошлом году занятия проводились в онлайн-формате на портале НПП atameken.co. Благодаря им смогли постичь азы бизнеса и повысить предпринимательские навыки 127 безработных и начинающих предпринимателей района. Вместе с теми, кто обучился по «Бастау Бизнес» в прошлые годы, грантовое финансирование получил 51 человек на общую сумму 28,3 млн. тенге, а льготное кредитование по программе «Енбек» – 44 проекта на сумму 255,2 млн. тенге. Причем, 20 из них в сфере сельского хозяйства.
– Как реализуется обучающий курс?
– Программа обучения заключается в усилении знаний по содержанию и откорму сельскохозяйственных животных; по производству и переработке конечной продукции; по формированию гарантированного сбыта; по обучению навыкам электронной коммерции. Она также включает в себя формирование компетенций по реализуемым бизнес-проектам.
Немаловажно и то, что в начале обучения мы проводим замер знаний наших слушателей для чёткого понимания уровня их компетенции, а в процессе обучения предусматриваем промежуточное тестирование, которое позволяет отслеживать прогресс усвоения информации. Это полезно как для тренера, так и для участника проекта. Если человек не проходит промежуточный тест дважды, то он исключается из группы.
– Кто может принять участие в проекте «Бастау Бизнес»?
– Участниками данного проекта могут стать безработные и самозанятые граждане, трудоспособные инвалиды, кандастар, переселенцы, члены многодетных и малообеспеченных семей, индивидуальные предприниматели, чей бизнес не старше трех лет. Возрастные особенности участников проекта – с шестнадцати лет до возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
К слову сказать, для участия как в проекте «Бастау Бизнес», так и в ряде других государственных программ необходимо обратиться в районный Центр занятости населения, расположенный в селе Шамалган, или же в районный филиал Палаты предпринимателей «Атамекен», который находится в городе Каскелен, в здании районного филиала партии «Nur Otan». Кроме того, можно подать заявку на платформе «Atameken Academy».
– Насколько ощутим эффект от данного проекта?
– Стоит отметить, что в рамках проекта «Бастау Бизнес» ведется взращивание успешного и эффективного предпринимателя. В долгосрочной перспективе для экономики района, области и страны в целом этот проект может дать мультипликативный эффект. Важно только, чтобы работа по обучению, а также по сопровождению проектов велась продолжительное время и на постоянной основе. Тогда мы сможем увидеть еще более ощутимые плоды.
– Что конкретно удалось сделать по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020»?
– По первому направлению данной программы, в частности, по поддержке малого и микропредпринимательства, было профинансировано 10 проектов на сумму 1,430 млрд. тенге, а по второму направлению просубсидировано 13 проектов на сумму 21,7 млрд. тенге. Грантовое финансирование получили два проекта с участием представителей социально уязвимых слоев населения: один – на открытие цеха по производству панелей, а другой – пекарни. Кроме того, профинансировано семь проектов молодых предпринимателей для открытия собственного дела на сумму 15 млн. тенге.
Хотел бы пояснить, что по первому направлению данной программы малому и микропредпринимательству выдаются кредиты в сумме до 20 млн. тенге под 6 % годовых, а по второму сумма займов не ограничена и также под 6%. Кроме того, при недостостаточности залогового обеспечения гарантом может выступить фонд «Даму».
– Какова цель программы «Экономика простых вещей» и что удалось сделать в рамках ее реализации?
– Активно идет льготное кредитование бизнеса и по данной программе, которая была запущена для создания конкурентоспособных производств, для обеспечения нужд населения и замещения импорта социально-значимых продовольственных товаров. На сегодняшний день в ее рамках в портфеле Карасайского района находится 10 проектов стоимостью 3051,2 млн. тенге.
– Что можно сказать о реализации таких инструментов, как «Деловые связи» и «Старшие сеньоры»?
– Хочу заметить, что инструмент «Деловые связи» направлен на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в приоритетных секторах экономики за счет установления деловых связей с иностранными партнерами при поддержке международных и зарубежных организаций. В целом по району подала заявку на обучение лишь одна компания «Qazaq pack». Однако в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой во всем мире выездов в зарубежные государства не было. Эту работу планируется продолжить в 2021-2022 годах.
Если же говорить о компоненте «Старшие сеньоры», то он позволяет действующим предприятиям малого и среднего предпринимательства пригласить внешнего иностранного или отечественного консультанта к себе на предприятие. Данный шаг необходим для повышения как эффективности самих предприятий, так и компетенций их руководителей или работников в области внедрения новых методов управления, технологий производства, оборудования и обучения персонала.
– Что включает в себя понятие «экспертная помощь»?
– Экспертная помощь заключается в обучении персонала и оказании практической помощи. Это касается решения проблем технического и организационного характера. Данная работа проводится с целью формирования практических навыков при решении тех или иных вопросов по ведению бизнеса. При этом консультация внешних консультантов предусматривает диагностику и определение конкретных проблем развития предприятия; выработку решений и практическую работу по устранению конкретных проблем; проведение практического обучения, согласно специализации отечественного консультанта. По данному направлению, предусматривающему привлечение иностранного или зарубежного эксперта, также была подана лишь одна заявка.
– Налажена ли обратная связь с предпринимателями? Если да, то какая ведется работа с их обращениями?
– Безусловно, обратная связь у нас налажена, особенно по вопросам защиты их прав и интересов. В 2020 году, к примеру, в Палату поступило пять обращений от юридических лиц, из которых по двум было принято положительное решение. Большая их часть касается вопросов постоянных проверок бизнеса различными госорганами, государственных закупок, земельных отношений, налоговой сферы и агропромышленного комплекса. В итоге благодаря нашей поддержке имущественные права бизнеса были защищены на общую сумму в пять миллионов тенге.
– Как была построена работа в период пандемии и карантина?
– В 2020 году в период пандемии на протяжении трех месяцев мы работали по 24 часа в сутки. Старались поддерживать тесную связь с предпринимателями. По возможности оказывали им содействие в пропусках через блокпосты, помогали в подаче заявок на получение социальных выплат в связи с приостановкой деятельности. Вместе с тем, конечно же, проводили мониторинг цен на товары первой необходимости, а также вели опрос о дальнейших мерах поддержки бизнеса в период карантина.
Совместно с местными исполнительными органами были оказаны и комплексные меры государственной поддержки. Так, 69 субъектов малого и среднего предпринимательства были освобождены от уплаты арендных платежей на имущество, находящееся в коммунальной собственности области. Кроме того, более трех тысяч предпринимателей смогли возобновить свою деятельность через infokazakhstan.kz. Причем, порядка 90% возобновили деятельность без проверки, в уведомительном порядке.
– Какие принимаются меры по соблюдению предпринимателями санитарных норм?
– По вопросам соблюдения санитарных норм повсеместно проводим разъяснительную работу, посещая непосредственно субъекты предпринимательства. Вместе с тем совместно с прокуратурой района, а также с районным управлением санитарно-эпидемиологического контроля мы провели два круглых стола. В них приняли участие представители торговых центров, рынков, магазинов и объектов общественного питания.
– Как «Атамекен» помогает предпринимателям в решении вопроса с кадрами?
– Хочу заметить, что не менее важным направлением в деятельности «Атамекен» является развитие человеческого капитала, в том числе подготовки квалифицированных, востребованных на рынке труда кадров. Отрадно то, что этот довольно актуальный вопрос стараются решать и сами бизнесмены, в том числе путем открытия учебных центров непосредственно при предприятиях. Кроме того, они участвуют в реализации «Дорожной карты дуального обучения». К слову сказать, в нашем районе открыто три учебных центра. Непосредственно в Каскелене это учебный центр «Айгерим Кабировна», в котором готовят специалистов для салонов красоты, в Иргелинском сельском округе – учебный центр при ТОО «Алтын Жулдыз», где налажено швейное производство, а в Ельтайском сельском округе – учебный центр при машиностроительном заводе. Не менее важным шагом стало также внедрение для учеников 11-ых классов школ и колледжей района такого предмета, как «Основы предпринимательства».
– В каком направлении ведется работа в настоящее время?
– В рамках исполнения поручения Главы государства Правительству РК и НПП о разработке новых мер поддержки бизнеса, в районе начат широкий опрос предпринимателей для выявления проблемных вопросов и дальнейшего принятия мер государственной поддержки. Вместе с тем также будем продолжать работу по реализации проекта «Бастау Бизнес» и других государственных программ.
– Спасибо за содержательную беседу.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.
ФОТО Ерлана АЛИАСКАРОВА.