Направить атом на служение людям, на развитие экономики, использовать его в мирных целях, в том числе для повышения энергетической мощности страны. Эта тема довольно актуальна для казахстанцев. Рассуждали о ней и участники областного дебатного турнира, проходившего в селе Алмалыбак, на базе специализированного лицея имени аль-Фараби. Его организатором выступило управление образования Алматинской области. Раскрытая на нем тема «Атомная энергетика – источник энергии будущего».
Начнем с того, что для участия в дебатах каждый районный отдел образования выдвинул своего учителя физики, который имеет определенные заслуги в этой области. При отборе учитывались опыт и профессионализм педагога, его трудовой стаж.
Во время официальной части открытия дебатного турнира с приветственным словом к его участникам обратилась заместитель руководителя областного управления образования Гульсара Исагулова. Она отметила, что главная цель дебатов – расширить наши знания об атомной энергетике и поделиться ими друг с другом, сообща обсудить наболевшие в данном направлении вопросы.
Координатор дебатов по Алматинской области Дамир Валиханов познакомил участников этого интеллектуального турнира с его условиями, обратив внимание на то, что ответы должны быть оперативными, четкими, лаконичными и по существу вопроса. Важно также работать в команде.
Вместе с тем учитель физики специализированного лицея имени аль-Фараби Нурмукамет Нуржаркын провел открытый урок на тему «Атомная энергетика: настоящее и будущее», во время которого поделился наработанным педагогическим опытом, а также размышлениями об огромной пользе атома при его использовании в мирных целей.
Непосредственно турнир состоял из трех игр. В нем участвовали сборные команды, состоявшие из педагогов от разных районов области и города Конаев. По итогам каждой из игр те, кто набирал меньше баллов, выбывали. До третьей игры дошли сильнейшие.
В состав жюри вошли заслуженные преподаватели в области физики. В судействе им также помогали ученики лицея имени аль-Фараби, ставшие обладателями грантов, победителями республиканских и международных олимпиад по физике.
По итогам турнира на первое место вышла команда «Эверест». В ее состав вошли Жансая Кошкар из средней школы-гимназии города Конаев и Раушан Иманкулова из средней школы имени Макаренко Карасайского района.
На втором месте – команда «Тамшы». Уже ее представляли Бакытжан Саркулов из специализированного лицея имени аль-Фараби Карасайского района и Нурсултан Жахан из средней школы № 2 города Конаев.
Почетное третье место заняла команда «Куат». Уже в ее составе были Алмагуль Абенова из средней школы № 16 Талгарского района и Асылзат Кузенбаева из средней школы № 4 имени К. Кайсенова города Конаев.
В номинации «Талпыныс» лучшей была признана команда «Болашак». Её представляли Мейрамбек Тилеубаев из средней школы-гимназии Алмалыбак Карасайского района и Несибели Садыкова из средней школы № 12 города Алатау.
В номинации «Лучший спикер» членами жюри турнира была отмечена команда «Сункар». В ее состав вошли Галия Нуртазина из средней школы имени А. Байжанова Карасайского района, а также Балауса Саримова, представлявшая среднюю школу № 40 Илийского района. Все участники дебатов были награждены Благодарственными письмами руководителя областного управления образования.
– Изюминкой этого дебатного турнира стало то, что именно среди учителей физики он проходил впервые, – отметил Дамир Канатханулы. – Как известно, в нашем обществе широко обсуждается тема развития атомной энергетики в мирных целях. Поскольку именно учителя физики хорошо в ней разбираются, углубленно знают природу и свойства атома, им была предоставлена площадка, чтобы поделиться имеющимися знаниями и выразить свою гражданскую позицию. Каждый смог подойти к данному вопросу по-своему. Думаю, что дебатный турнир состоялся, а поставленные цели были достигнуты. Вместе с тем работа в этом ключе продолжается. В период с 12 сентября по 2 октября по этой же теме во всех учреждениях образования нашей области проходят открытые уроки, классные часы, а также дебаты, диспуты, круглые столы. Уже они охватывают, прежде всего, учащихся школ, а также педагогические коллективы.
Танзиля МУХТАРОВА.