В целях повышения качества медицинского обслуживания серьезные изменения претерпела работа службы скорой и неотложной медицинской помощи. В связи с этим сократится время ожидания вызовов, будут задействованы поликлиники. Обо всем этом в своем интервью рассказал главный врач Карасайского района Е.Ж. Сарсенбаев.
– Ербол Жаксылыкович, прежде всего, поясните, пожалуйста, с чем связаны все эти изменения?
– Дело в том, что 3 июля 2017 года был издан приказ министра здравоохранения Республики Казахстан за № 450 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан», прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции РК 17 августа 2017 года за № 15473. Этот документ, в свою очередь, опирается на подпункт 96) пункта 1 статьи 7 Кодекса РК от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, вводятся новые стандарты в оказании скорой медицинской помощи и предъявляются новые требования, которые в разы повысят качество работы этой экстренной и жизненно важной службы.
– Как подобные нововведения отразятся на времени ожидания приезда бригады скорой помощи? Каких больных она должна обслуживать в первую очередь, ведь вызовы бывают разные? Какие в этом отношении имеются нюансы?
– Скажем, раньше при вызове скорой больные распределялись по шести категориям срочности. Так, на приезд бригады скорой и обслуживание вызовов первой-третьей категорий срочности уходило до 20 минут, четвертой-пятой – до 40, а шестой – до 60 минут. Но теперь в соответствии с вышеназванным приказом определены четыре категории срочности. На первую предусмотрено до 10 минут, на вторую – до 15 , на третью – до 30, на четвертую – до 60 минут. Это не считая пяти минут, которые уходят на обработку вызова диспетчером и передачу его бригаде скорой помощи.
По каждому конкретному вызову категорию срочности определяет опытный врач скорой. Скажем, если человек без сознания, у него зафиксированы остановка дыхания или сердца, шок, судороги, боли в груди, инородное тело в дыхательных путях, множественные травмы с кровотечениями, обширные ожоги, обморожения, то это, безусловно, вызовы первой категории срочности, относящиеся к разряду экстренных. Ну, а далее по мере сложности. К четвертой категории, как правило, относятся хронически больные люди, которым необходима не экстренная помощь, а поддержание организма. Вот они-то и обслуживаются в отделении скорой помощи, действующем при районной поликлинике.
– Разъясните нам, пожалуйста, какие бывают уровни оказания скорой помощи? Не могли бы Вы рассказать о них более подробно, чтобы было понятно нашим читателям?
– В целях оценки состояния пациента бригадами скорой медицинской помощи, а их в нашем районе 14, проводится медицинская сортировка по триаж системе. В этой связи различают три уровня оказания скорой помощи – красный, желтый, зеленый. К первому и второму уровням относятся вызовы первой, второй и третьей категорий срочности, обслуживаемые станцией скорой медицинской помощи, а к третьему – четвертой категории. Эти вызовы обслуживает отделение неотложной медицинской помощи, действующее при районной поликлинике. Однако все звонки поступают в единую диспетчерскую службу скорой медицинской помощи. Обратиться в нее можно, набрав номер «103».
– Что можно сказать об обслуживающих бригадах?
– Оказание медицинской помощи осуществляется фельдшерскими и специализированными, то есть врачебными, бригадами. К слову сказать, непосредственно в районной службе скорой помощи действует 10 фельдшерских, три специализированных бригады и одна кардиобригада. В составе фельдшерской бригады два фельдшера и водитель, владеющий навыками оказания первой помощи, в составе специализированной – врач, фельдшер и водитель. В настоящее время проводим работу по обучению водителей, чтобы и они могли оказывать первую медицинскую помощь.
– Дайте, пожалуйста, разъяснения по поводу того, как теперь будет действовать служба скорой помощи? Расскажите о ее функциональных обязанностях в свете нового приказа.
– Что касается непосредственно получения квалифицированной медицинской помощи, то раньше вследствие большой нагрузки на скорую, которая частично выполняла еще и функции поликлиник, в этой службе ощущалась нехватка квалифицированных кадров. Теперь эта нагрузка перераспределена между скорой, поликлиникой и больницей. Прежде всего, при поликлинике создается отделение службы неотложной медицинской помощи. В его составе – выезжающие на вызов к пациенту врачи и фельдшера. Серьезные преобразования коснутся и больницы. Так, в приемном отделении создаются операционные и манипуляционные залы в случаях необходимости экстренного операционного вмешательства, а также предусматриваются палаты для кратковременного пребывания пациентов и зоны для установления предварительного диагноза, рассчитанные на амбулаторных пациентов, не требующих экстренной помощи. При этом служба скорой помощи будет разгружена для обслуживания именно экстренных вызовов, чем она, собственно, и должна заниматься. Тогда как ранее 60 % вызовов были неэкстренными, которые могла обслуживать поликлиника. Режим работы всех трех структур – скорой, отделения неотложной помощи при поликлинике и приемного покоя больницы остается круглосуточным.
– В свете всего вышеизложенного возникает вполне резонный вопрос: что даст проводимая реформа?
– Прежде всего, значительно разгрузится служба скорой помощи. Как следствие, снизится догоспитальная летальность при экстренных вызовах, сократится время ожидания медицинской помощи, будут более рационально использоваться имеющиеся ресурсы. Вместе с тем гражданам важно понять и четко определить серьезность оснований для вызова скорой помощи, от чего нередко зависят жизни как их самих, так и их близких.
Хотелось бы отметить, что, в первую очередь, эти преобразования коснутся медицинских учреждений крупных мегаполисов, областных центров и постепенно охватят сельскую местность.
– Спасибо за все данные Вами разъяснения.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.